Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Цветные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


09.01.2019    Восстановление вольфрама?



Мировой рынок вольфрама буквально пару лет назад переживал совсем не лучшие времена – избыток производства и спад цен на продукцию чёрной металлургии создали для производителей и торговцев вольфрамом крайне тяжёлую ситуацию. Достаточно сказать, что на рубеже 2015–2016-го цены упали до десятилетнего минимума. Даже кризис 2008 года отрасль пережила легче. Однако общемировая добыча вольфрама и не думала падать.

Мировой рынок

Спасло ситуацию только китайское правительство, как раз озаботившееся экологичностью металлургических предприятий. Были приостановлены или закрыты некоторые производства, наложены ограничения на взрывные работы, начаты закупки вольфрама в госрезерв. Это заметно повлияло на баланс его спроса и предложения. Собственно, от кого же ещё может зависеть мировой рынок (рис. 1)?


Тем не менее весной 2017 года заговорили о недостаточности вольфрамового сырья на внутрикитайском рынке. Но на ценах это стало сказываться спустя ещё несколько месяцев.

По информации некоторых трейдеров, причастной к подорожанию вольфрама оказалась и Россия, сократившая экспортные поставки дешёвого сырья. Как утверждалось в Китае, именно дешёвый российский и вьетнамский материал удовлетворял рыночный спрос в течение практически всего начала 2017 года. Но гораздо большее влияние, как и на остальные ферросплавы, оказало закрытие китайских предприятий в результате экологических инспекций властей. Не помогли даже заметные складские запасы сырья у потребителей.

Как отмечал в конце июля 2017 года местный торговец, посетивший восемь добывающих объектов в провинции Цзянси, являющейся ведущим вольфрамовым хабом, один из этих объектов вообще не работал, а остальные семь – с очень низкой загрузкой. Возникли опасения, что по итогам года эти предприятия не смогут достичь даже установленной годовой квоты по добыче.

Вмешалась в ситуацию на рынке вольфрама и китайская погода. Наводнения в южных провинциях Китая в июне и июле 2017 года сильно сказались на добывающих производствах в важных для рынка вольфрама провинциях Цзянси, Хунань, Гуандун, Гуйчжоу и Юньнань.

Два ведущих производителя ферровольфрама – China National Nonferrous Metals Import & Export Jiangxi Corp. и Hunan Chuangda – в середине июня и начале июля того же года приостановили работу для проведения профилактики по причине сокращения прибыли, так как цены для отгрузок вольфрама на европейский спотовый рынок были ниже китайских.

Рост цен продолжался по мере исчерпания запасов вольфрамового сырья у потребителей и прекратился только в феврале 2018 года.

Очередная волна проверок в мае–июне 2018 года несколько поддержала цены. Но вскоре стабилизация превратилась в сползание. Слабый летний спрос вкупе с адаптацией китайских заводов к новым требованиям быстро ликвидировали возникший было дефицит на рынке. С 25 ноября в Китае начался новый раунд проверок длительностью 24 дня, но котировкам вольфрамовой продукции это не помогло никак (рис. 2).


Своё слово сказали торговые споры США и КНР. Промышленные сектора, связанные с вольфрамом, ощутили их негативное воздействие, т.к. введённые США импортные тарифы затронули и китайский ферровольфрам. «Очевидно, что почти все потребители не планируют закупок до января и до конца года всё останется спокойным», – комментировал ситуацию один из трейдеров.

В то же время надо отметить, что при постоянных сообщениях о сокращении добычи вольфрамовой руды в Китае сторонние аналитики год от года фиксируют её неуклонный рост.

И если даже этого не хватает для удовлетворения спроса – значит, при всех возводимых политиками торговых барьерах металлургическая промышленность в целом умудряется расти.

Ведь именно она является основным потребителем вольфрама.

Главный рынок вольфрама сейчас – это производство инструментальных материалов из цементированного карбида для режущего инструмента.

Второй – выпуск спецсталей и сплавов. И лишь далее – разнообразные применения вольфрама в чистом виде.

Снова «застрельщиком» выступает Китай: по последним оценкам, его доля в мировом потреблении вольфрама уже достигла 55%, а темпы роста выпуска карбида вольфрама составляют десятки процентов в год.

Рынок, конечно, видит и проблемы ближайшего будущего – рост парка электромобилей (требующих меньше стальных деталей и меньше твердосплавного инструмента для их обработки), массовый отказ от ламп с вольфрамовой нитью в пользу светодиодов, распространение безвольфрамовых твёрдых сплавов.

Но пока не ясно, приведёт ли это к уменьшению спроса или только к его перераспределению по промышленным секторам. Вкупе с истощением некоторых крупных вольфрамовых рудников и неопредёленности с судьбой зависших на бирже Fanya 30 тыс. т паравольфрамата аммония предсказывать будущие цены на вольфрам мало кто берётся.

Российский рынок

Российские запасы вольфрама, если верить Минприроды РФ, чрезвычайно велики – почти 1 млн т. Вот только к категории Р1, то есть прогнозные ресурсы по частично разведанным и по обнаруженным, но ещё не разведанным рудным телам в площади месторождения, относится всего 210 тыс. т

Оценки USGS ещё скромнее – 160 тыс. т. При этом часть имеющихся руд распределена между мелкими объектами, экономическая привлекательность разработки которых вызывает значительные вопросы.

Тем не менее по объёму выработки вольфрама мы занимаем в мире третье место. Только вот практически весь добываемый вольфрам идёт на экспорт.

Это стало причиной затяжного конфликта между ГОКами и следующим уровнем технологической цепочки – перерабатывающими заводами. Первые ориентировались на мировой уровень цен, вторые указывали, что находятся они в России и часто завязаны на госзаказ, где прописать плавающие цены нереально.

Результатом этой борьбы стали то вводимые, то отменяемые пошлины на экспорт вольфрамовых руд и концентратов. Но общемировое снижение цен определило судьбу ГОКов гораздо сильнее, чем вмешательство родного государства.

Крупнейший в отрасли Приморский ГОК показывает довольно неровные результаты. После добычи 2500–2800 т оксида вольфрама в год в 2007–2012 годах выработка сократилась до 1500–1800 т оксида в последнюю пятилетку. Месторождение Восток-2, которое он разрабатывает, постепенно истощается. О необходимости разработки соседних месторождений разговоры идут очень давно. Но, как водится, «денег нет».

В итоге к освоению месторождения Скрытое было решено привлечь крупнейшего производителя твердосплавной продукции в России АО «Кировградский завод твёрдых сплавов» (КЗТС). Причём даже он согласился, только если своё участие в проекте подтвердит правительство региона.

Общий объём капитальных затрат на освоение Скрытого оценивается в 12–14 млрд рублей. Из них 6 млрд рублей, которые планируется получить от правительства, потребуется на строительство объектов инфраструктуры. В частности, необходимо провести ЛЭП, а также построить 200-километровую дорогу от Скрытого до обогатительной фабрики.

Ещё 8 млрд рублей будут направлены на строительство карьера на месторождении, общежития для сотрудников, административных и других объектов. Эту сумму планируется разделить 50/50 между КЗТС и Приморским ГОКом.

Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко 19 июня 2018 года подписал соглашение о разработке месторождения Скрытое и создании нового предприятия – «Малиновского ГОКа». По условиям соглашения, новое предприятие «Малиновский ГОК» создаст не менее 700 рабочих мест для приморцев с 2023 по 2026 год.

Производственные результаты Новоорловского ГОКа – второго по объёмам добычи вольфрама в стране – в 2018 году также несколько неоднозначны.

Показатели предыдущего, 2017 года были весьма неплохими. Руды добыли больше плана – 710 тыс. т, но переработали и выпустили концентрата чуть меньше запланированного – 1376,3 тонны. Залежи относительно богатой руды неуклонно истощались, и в 2018 году предприятию пришлось работать на бедных рудах с содержанием 0,13%.

Как сообщалось, комбинат решает сейчас задачу по вскрыше карьера на 2 млн т рудного сырья с содержаниями 0,18–0,25%, чего должно хватить для стабильной работы на протяжении 3–5 лет. Пока же произошло примерно двукратное сокращение объёмов добычи вольфрама.

На ГОКе прошёл первый этап реконструкции – гравитационного узла и доводки. Второй этап – флотации вольфрамита и шламового узла обогащения – планируется завершить до 2020 года. Это позволит увеличить извлечение на 10–12%. По информации руководства ГОКа, сейчас на карьерной руде извлечение достигло 70%, с запуском флотации и шламового узла будет 80%. В советское время из-за недоведенной технологии это извлечение составляло максимум 60%.

У Лермонтовского ГОКа проблемы много серьёзнее. Предприятие простаивало с октября 2016-го по ноябрь 2017 года. Производство возобновили только за счёт субсидии из краевого бюджета, на которую было закуплено новое оборудование и расходные материалы.

В январе 2018 года врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко подписал соглашение с генеральным директором АО «Компания «Вольфрам» Ефимом Плетнёвым о реализации проектов по обеспечению стабильной работы ООО «Лермонтовский ГОК», организации производства и строительстве горно-обогатительного предприятия на базе месторождения в Красноармейском районе, проведении геологоразведочных работ и строительстве в крае завода по выпуску ферровольфрама.

Конкретное месторождение, которое при этом будет осваиваться, в пресс-релизах не фигурировало, но известно, что ООО «Приморвольфрам» («дочка» компании «Вольфрам») владеет в том же Красноармейском районе лицензией на разработку месторождения Забытое.

Эти проекты предполагается реализовать в 2018–2025 годах, объём вложений может составить около 1,5 млрд рублей.

Тем не менее в феврале 2018 года комбинат снова остановил работу – на этот раз ради наладки нового оборудования. По итогам шести отработанных за 2018 год месяцев объём производства составил скромные 235 т продукции (рис. 3).


С компанией «Вольфрам» связан ещё один проект. Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил программу «Комплектующие изделия» Унечского завода тугоплавких металлов (УЗТМ, входит в «Вольфрам») по созданию в Брянской области гидрометаллургического производства оксида вольфрама и оксида молибдена. Для её реализации будет выделен заём в размере 500 млн рублей, а общие затраты оцениваются в 1,28 млрд рублей.

Проект носит импортозамещающий характер: сегодня оксид молибдена в России не производится – доля импортной продукции на российском рынке составляет 100%, в результате реализации проекта предполагается снижение иностранной доли до 26%. По информации президента АО «Компания «Вольфрам» Михаила Горбачева, в развитие УЗТМ уже вложено около 1 млрд рублей, в 2017 году – около 400 млн рублей только в строительство нового цеха.

Заметным производителем вольфрама в России является бурятское АО «Закаменск», владеющее россыпным месторождением ручья Инкур и техногенным Барун-Нарынским (отвалы Джидинского вольфрамо-молибденового комбината). Зарегистрированное по одному адресу с «Закаменском» АО «Твердосплав» (бывший концерн «Союзтвердосплав») с 2010 года имеет право на разработку Холтосонского жильного и Инкурского штокверкового месторождений.

По факту ни одно из перечисленных естественных месторождений в настоящее время не разрабатывается. С предложением поддержать финансирование инвестиционных проектов освоения Холтосонского и Инкурского месторождений глава Бурятии в январе 2018 года выступал на расширенном заседании комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Однако информации о наличии желающих «поддержать финансирование» до сих пор не поступало.

С техногенным Барун-Нарынским месторождением дела идут лучше – добыча вольфрама на нём достаточно стабильна. В августе 2017 года Главгосэкспертиза одобрила модернизацию обогатительной установки производительностью 1000 т концентрата в год с содержанием WO3 не менее 40%. На эти цели в 2017 году было потрачено около 126 млн рублей.

По всем признакам надолго прекратилась добыча на Бом-Горхонском вольфрамовом месторождении, которое разрабатывала старательская артель «Кварц». С апреля 2016 года компания находится в стадии ликвидации. В августе 2017 года она была признана банкротом, а имущество арестовано.

Предприятие является крупнейшим должником Забайкальского края по зарплате, поскольку не выплатила 596 сотрудникам 46,8 млн рублей. Против руководства и учредителя компании возбудили уголовное дело. По заключению прокуратуры, «учредитель, преследуя цели сокрытия денежных средств организации от уплаты налогов, невыплаты заработной платы работникам, в период с декабря 2012 года по декабрь 2015 года организовал совершение… преступлений… и руководил их совершением. При этом… денежные средства не поступали на расчётные счета организации, а переводились третьими лицами на счета контрагентов в целях исполнения различных договоров».

Впрочем, в отношении руководителей артели уголовное дело вскоре было прекращено и остался лишь один обвиняемый – Кужиков А.А., учредитель и депутат Законодательного собрания Забайкалья.

Любопытно, что дело передано в суд ещё в марте 2018 года, однако решение до сих пор не вынесено. На момент написания статьи заседание переносилось более 40 раз, в основном «из-за неявки потерпевшего».

В итоге можно констатировать, что общее сокращение объёмов добычи вольфрама в стране закономерно привело к падению объёмов его экспорта. Показатель 2018 года, по нашим прогнозам, окажется минимальным за последние 5 лет (рис. 4).


Особых изменений в структуре экспорта и импорта последние годы не наблюдается. Поставки ферровольфрама за границу практически стабильны. И так незаметный вывоз металлического вольфрама становится всё меньше, ввоз – сохраняется приблизительно на одном уровне. Интересна разве что динамика торговли вольфрамсодержащим ломом: в 2014–2015 годах его поставки в обе стороны почти отсутствовали, однако далее они появились и принялись стремительно нарастать.

Вопросом обеспокоилось государство. По утверждению Минэкономразвития РФ, экспорт лома создал на внутреннем рынке дефицит вольфрамового сырья, необходимого российской металлургической промышленности для собственного потребления. Поэтому с 27 декабря 2017 года сроком на год были введены новые ставки вывозных таможенных пошлин для отходов и лома из вольфрама в размере 7,5% от стоимости продукции.

Вот только особого влияния введенных ограничений на объёмы поставок не заметно. В 2016–2017 годах вывоз лома составлял 120–140 т в год, а по итогам 2018 года мы ожидаем около 240 т экспорта при 110 т импорта. Зато в кои-то веки российский экспорт оказался дороже – $22 против $15 за кг импорта.

Заключение

Все последние годы российская вольфрамовая отрасль не может похвастаться заметным ростом каких-либо показателей. Зато непрерывной борьбой за существование – сколько угодно. Плюс навыками «перетягивания каната» в вопросе, чья продукция может реализовываться на внешних рынках, а чья – должна поддерживать отечественного производителя.

Судя по всему, этот этап наконец завершается. Новые партнёрства явно носят черты вертикально интегрированных холдингов, пусть и небольшого размера. Постепенно выстраивается полная цепочка от разведки и добычи до производства хотя бы полуфабрикатов, а лучше – конечной продукции из вольфрама.

Пускай его потребление в привычном качестве спиралей для ламп сокращается, спрос на твёрдые и жаропрочные сплавы даже не думает снижаться.

А наличие стабильного спроса, цен и сокращение издержек – как известно, ключ к развитию любой отрасли.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: