Медная промышленность: Россия и мир (часть II) Вообще, цветная металлургия в 2001 году сработала достаточно успешно. По данным Госкомстата за 11 месяцев прошедшего года общее увеличение выпуска продукции зафиксировано во всех отраслях и в среднем рост составил 4.7%. Так, например, в 2001 году по отношению к 2000 году первичного алюминия было произведено на 1.8% больше, глинозема – на 7.3%, первичного алюминия – на 6.4%, никеля – на 2% больше. В тот же период наблюдался рост и в медной металлургии: за 11 месяцев прошлого года в России было выпущено меди рафинированной на 6.7% больше прошлогоднего показателя, медного концентрата на 3.2%, а медного проката на 28.5% больше.
Мировое производство меди
Как уже было отмечено в предыдущем нашем обзоре, крупнейшие мировые производители меди сосредоточены, как правило, в районах залегания медных руд. Кроме того, следуя последним тенденциям на рынках, все крупнейшие производители меди в течение конца 90-ых начале 2000 года проводили активные процессы укрупнения и консолидации. Не обошла стороной данная тенденция и представителей России. Так, после ряда объединений на медном рынке в стране сформировалось устойчивое равновесие, поддерживаемое двумя крупнейшими игроками – Уральской горно-металлургической компанией (УГМК), объединяющей в основном европейские предприятия по выпуску и добычи меди в России, и ГМК «Норильский никель», консолидировавшей в основном северные предприятия отрасли. Обе эти компании являются крупнейшими и занимают высокие позиции в мировой табели о рангах медных производителей.
Лидирует же в отрасли предприятия, подконтрольные чилийскому государственному концерну CODELCO. Его суммарный выпуск с учетом совместных проектов на начало 2000 года превысил 1.500 млн. т. Ближайшим конкурентом CODELCO является американская компания Phelps Dodge, которая благодаря покупке своего основного конкурента – компании Cyprus Amax в 1998 г. – практически догнала чилийского производителя. Распределение мировых лидеров по объемам производства меди соответствует представленным на графике 1.
Процессы консолидации в отрасли
Низкие цены на медь в 1998 г. и начале 1999-го, достигшие своих наименьших отметок за последние 10 лет, стали мощным стимулом для консолидации мировых производителей в крупные более интегрированные конгломераты, что послужило поводом для процессов монополизации и концентрации производства, что в конечном счете привело к росту цен. О своих планах по слиянию в течение последних трех лет объявили практически все крупные участники рынка. Ряд таких объединений и поглощений произошел и к 2000 году на рынке сформировался устойчивый пул производителей, контролирующих около 80% производства меди.
Наиболее крупными были две сделки между североамериканскими производителями. Первая из них – покупка американской компанией Phelps Dodge своего конкурента Cyprus Amax. Первоначально планировалось поглощение компанией Phelps Dodge своих более мелких конкурентов - Asarco и Cyprus Amax – с ориентировочной стоимостью в 2,75 млрд. долларов. Эта операция в случае успеха давала возможность PD обогнать по объему выпуска чилийскую компанию CODELCO и стать самым крупным производителем меди с годовым выпуском в 1,7 млн. т. меди в год. Однако консолидированной покупки осуществить не удалось. В самый последний момент в процесс переговоров вмешалась мексиканская горнодобывающая компания Grupo Mexico и предложив акционерам Asarco более выгодные условия, сумела победить PD. В результате PD присоединила к своим активам за сумму в 1,8 млрд. долл. только акции Cyprus Amax. После этих сделок как Phelps Dodge, так и Grupo Mexico значительно усилили свои позиции на мировом рынке, заняв второе и третье места среди крупнейших производителей меди.
О не менее крупных планах по объединению в 1999 г. объявляли японские и корейские производители: Nippon Mining&Metals Co., Mitsui Mining&Smelting Co., Dowa Mining Co и LG Group. Совокупный объем выпуска этих компаний превышал 1 млн. тонн меди, что давало шанс азиатским производителям занять 3 место в мире по объемам производства. Помимо этого южнокорейская компания LG объединила активы с японской Nikko, что позволило говорить о стабильных тенденциях к объединению. Подводя итоги этим действиям, можно привести в качестве иллюстрации таблицу, характеризующую процессы интеграции медеплавильных производств в крупные конгломераты (график 2).
Данные процессы объединения активно влияли как на стратегию развития отдельных участников рынка, так и на отрасль в целом. В этом смысле наибольший интерес представляют стратегические планы китайских медеплавильных компаний. Дело в том, что особенностью китайской медной индустрии является сильная раздробленность предприятий: в стране порядка 10 крупных и средних компаний с годовым выпуском порядка 1 млн. тонн меди в год. Соответственно их консолидация в один концерн, подконтрольный государству, способна сделать Китай активным игроком на международном рынке меди. Пока, однако, такие планы китайцев еще далеки до завершения.
Ситуация в России
Россия является одним из основных производителей меди, при этом более 70% рафинированной меди поставляется отечественными предприятиями на экспорт. По этой причине медь, наряду с основными энергоносителями, алюминием, никелем и черными металлами, является одним из основных экспортных товаров Российской Федерации, занимая около 4 – 7% в общем объеме поступающей экспортной выручки.
Основные месторождения медных руд в России расположены в Красноярском крае и на Урале. Кроме этого, значительные объемы руды российские предприятия получают из Казахстана и Монголии. Однако в отличие от северных месторождений, залежи медных руд в этих регионах к настоящему времени существенно выработаны, что в совокупности с развитием этими государствами собственной производственной базы снижает привлекательность казахстанского и монгольского сырья для отечественных переработчиков.
Основные производства меди Российской Федерации, так же как и месторождения, сконцентрированы на Урале и Заполярье. Более 70% общего производства выпускают предприятия вертикально-интегрированной ГМК “Норильский Никель”. В состав этого акционерного общества входят “Норильская горно-металлургическая компания”, “Североникель” и “Печенганикель”. Кроме этого, в структуру компании входят ряд добывающих и перерабатывающих предприятий. Оставшуюся часть выпуска обеспечивают предприятия Уральского региона, такие, как АО “Уралэлектромедь” или АО “Кыштымский медеэлектролитный завод” см. рафик 3.
Процессы консолидации не обошли также и российские предприятия. За три прошедших года в России на рынке сформировалось три устойчивые вертикально-интегрированные группы. Крупнейшей из них является ГМК “Норильский Никель”. Структура предприятия сформировалась к концу 1989 г., а в последующее период компания претерпела многочисленные преобразования, направленные на улучшение структуры управления и обеспечение большей маневренности производтсва. В настоящее время компания активно ведет экспансию на российском рынке переработки меди (уже приобретены Туимский завод ОЦМ, петербургский «Красный Выборжец»), что позволяет назвать «Норильский Никель» диверсифицированным вертикально-интергированным холдингом с полным циклом переработки меди. Помимо меди, предприятие является крупнейшим в мире производителем никеля и металлов платиновой группы.
Вторым по величине медным холдингом России является ОАО “Уральская горно-металлургическая компания”. Она была образована в конце 1999 года путем объединения в вертикально-интегрированную компанию следующих предприятий: комбинат “Уралэлектромедь”, Гайский ГОК, Сафьяновская медь, томский завод “Сибкабель”, “Кировоградская металлургическая компания”, Среднеуральский медеплавильный завод, АО “Святогор”. В дополнение к этому владельцы УГМК получили в управление акции Кировского завода по обработке цветных металлов.
Отдельно в отрасли стоит предприятия сформированные вокруг еще одного уральского производлителя - Кыштымского медеэлектролитного завода. Предприятия активно сотрудничают с Карабашский медеплавильный завод, Южно-Уральская горнодобывающая компания и ряд других более мелких производств.
Текущая ситуация характеризуется достаточно устойчивым положением игроков и существенной концентрацией отрасли. Благоприятным фактором является то, что практически все ведущие перерабатывающие предприятия либо вошли в одну из этих групп, либо являются долгосрочными стратегическими партнерами, что исключает ценовые войны и передел собственности. Кроме того, доминирующее положение отечественных производителей меди на мировом рынке способно существенно влиять на цены на «красный» металл.
О текущей ценовой ситуации и прогнозах ее развития читайте наш следующий материал.
|