Ближайшие перспективы кобальта
Многие участники рынка кобальта связывают немалые надежды спроса на металл с оптимистическими признаками оживления в секторе гражданского самолетостроения.
На производство узлов и деталей конструкций самолетов приходится около 8% общего спроса на кобальт. Из запланированного на 2021–2022 годы производства самолетов во всем мире было отменено или как минимум перенесено на поздний срок производство свыше 1400 самолетов. Но быстрый прогресс глобального вакцинирования смог существенно улучшить состояние дел в авиаперевозках.
«В прошлом году заказы от авиакомпаний по всему миру заметно возросли, у заказчиков появилась некоторая уверенность устойчивого роста авиационных перевозок после пандемии», – считает исполнительный директор Airbus Гийом Фаури. В целом за 2021 год поставки самолетов возросли на 8%. По прогнозам Airbus, производство самолетов основного модельного ряда А320 к II кварталу 2023 года возрастет до 64 в месяц по сравнению с 45 единицами в IV квартале 2021 года, что потребует пропорционального увеличения поставок комплектующих.
Постепенное возвращение на авиационные маршруты модели Boeing 737 Max (полеты этих самолетов были приостановлены после нескольких авиакатастроф) также придаст определенный импульс спросу на кобальт.
Трейдеры отмечают готовность потребителей из авиакосмической отрасли заключать долгосрочные договоры из-за роста конкуренции со стороны производителей электромобилей за доступные объемы кобальта. Ведь при всех негативных макроэкономических факторах мировые продажи электромобилей в 2021 году возросли на 107%.
Весьма позитивными видит перспективы кобальта и один из руководителей Eurasian Resources Group (ERG) Бенедикт Соботка.
В интервью S&P Global Platts он отметил, что намечающийся энергетический переход с ожидаемыми ежегодными инвестициями в декарбонизацию до $1 трлн по всему миру имеет все признаки нового «суперцикла» для меди, алюминия, кобальта и других аккумуляторных и промышленных материалов.
Согласно отчету ERG, взрывной рост цен в прошедшем году дал четкий сигнал: рынок испытывает серьезную нехватку кобальта, в первую очередь как ключевого материала для аккумуляторов электромобилей. И на данный момент нет отчетливых признаков смягчения фундаментальных факторов, цены останутся на «повышательной» траектории, а потребителям придется по-прежнему вести жесткую борьбу за немногие доступные спотовые объемы по таким же жестким ценам – за год кобальт стандартного содержания укрепился с $35 до $75 за кг (рис. 1).
В отношении ближайшего будущего руководитель ERG уверен, что перебои из-за пандемии и волатильность цен в 2022 году сохранятся на фоне доминирования Китая.
«Краткосрочные колебания на рынке будут вызваны инфляцией, повышением цен и тем, что покупатели закупаются в больших, чем обычно, объемах, опасаясь перебоев в цепочках поставок, – считает он. – Также для рынка кобальта возможны внешние потрясения, которые мы пока даже не беремся предсказать».
По состоянию на сентябрь 2021 года доля потребления кобальта производителями аккумуляторных батарей превысила 60% (рис. 2).
По очевидным причинам точных данных за 2021 год пока нет. Но, по прогнозу Эллис Ю, старшего аналитика по металлам S&P Global Market Intelligence, не исключен существенный рост до 170 тыс. т. Не менее 60% от этого объема составит доля производства батарей. В этом же прогнозе, опубликованном в конце ноября 2021 года, отмечается возможность увеличения общего потребления кобальта в 2022 году до 195 тыс. т.
Исходя из изложенных прогнозов и предположений, ERG ожидает, что к 2030 году доля продаж электромобилей на крупнейших мировых рынках, таких как США, достигнет 50%, что заметно выше консервативных прогнозов на уровне 30% у большинства аналитиков, отметил г-н Соботка.
При этом возникновение долговременного структурного дефицита на рынке кобальта чрезвычайно вероятно. Повышение цен стимулирует расширение добычи, но при рекордных темпах роста мощностей по выпуску конечной продукции на развитие добывающего объекта по-прежнему требуется 10–15 лет. Запуск в срок и наращивание производства уже существующих объектов также сталкиваются с множеством факторов риска. Например, существуют глобальная нехватка добывающего оборудования для горнопромышленного сектора, проблемы адаптации технологии кислотного выщелачивания, лицензирования, а также логистических перебоев поставок сырьевых материалов для производства кобальтовой продукции, рассуждает г-н Соботка.
Сфера рециклинга пока не сможет поддержать отрасль, так как ближайшие 10–15 лет поглощаться будут в основном первичные металлы, поскольку только тогда начнется утилизация выпускаемых сейчас электромобилей, отмечает он. Однако это не должно создавать проблем с точки зрения нехватки металла для достижения поставленных целей по выпуску электрокаров.
«Переработка сейчас скорее зависит от возможности сбора сырья, нежели от цены на него, но в долгосрочной перспективе материала будет достаточно, так как можно ожидать ввода обязательной утилизации аккумуляторов и электронной техники», – считает глава ERG.
Важным фактором, влияющим на поставки сырья для рынка кобальта, остается также ситуация в Демократической Республике Конго (ДРК), которая много лет является крупнейшим в мире экспортером сырья и промежуточной кобальтовой продукции (рис. 3).
Согласно опубликованным данным Геологической службы США (USGS), ДРК осталась лидирующим поставщиком этого металла в 2021 году, обеспечив более 70% его мировой добычи. Выпуск кобальта в ДРК вырос в прошедшем году на 22,4%, до 120 тыс. т. Аналогичный показатель России составил в минувшем году 7600 т, Австралии – 5600 т.
В 2021 году объем извлечения кобальта из недр в мире вышел на рекордный уровень 170 тыс. т, что на 20% выше результатов 2020 года (142 тыс. т).
Как отмечает USGS, роста добычи в 2021 году был в основном связан с увеличением выпуска металла на старых проектах, хотя новые мощности и перезапуск простаивавших производств также внесли свою лепту в общее наращивание выработки.
Совсем пока еще «прикидочный» прогноз упомянутой выше Эллис Ю по поставкам сырья для производства кобальта на 2022 год составляет 196 тыс. т.
Уже не одно десятилетие «цивилизованный мир» постоянно выражает обеспокоенность и озабоченность и нередко негодует относительно безопасности добычи и производства кобальта, использования детского труда на объектах, находящихся в зоне если не военных действий, то явно криминальных и межклановых разборок. В какой-то степени именно ситуация в Конго приводит к отказу автомобильного сектора от использования кобальта в аккумуляторах. Автопроизводители, и не только, хотят избежать даже намека на потенциальную связь с «безответственными и негуманными» методами производства – многие потребители кобальта считают своим долгом внимательно отслеживать всю цепочку поставок кобальтовых материалов из Конго и всячески приветствуют любые шаги местных властей по укреплению контроля за всем сектором.
Рост поставок из Конго в следующие два года с немалой вероятностью может отозваться давлением на цены гидроксида кобальта в среднесрочной перспективе. Лидер по производству кобальта компания Glencore после расконсервации крупнейшего в мире рудника Mutanda намерена увеличить в этом году общее производство кобальтовой продукции до 45–51 тыс. т по сравнению с 32–38 тыс. т в 2021 году.
China Molybdenum планирует к 2023 году увеличить на 17 тыс. т в год производство на руднике TFM в районе Колвези. Первоначально заявленная мощность объекта составляла 20 тыс. т в год.
В начале третьей декады января Shalina Resources со своим филиалом Chemaf AG обеспечили финансирование от Trafigura пилотного проекта рудника Mutoshi в указанном районе. Начало производства запланировано на III квартал 2023 года, и после этого рудник может стать одним из крупнейших в мире медно-кобальтовых добывающих объектов.
Но есть и некоторый набор факторов, сдерживающих рост цен на кобальт. Да, цены на кобальт достигли четырехлетних максимумов на фоне напряженности с предложением на спотовом рынке. Да, участники рынка и наблюдатели отмечают перспективы китайского спроса на кобальт и оживления в мировом авиастроении, что будет способствовать производству кобальта. Однако при этом сохраняются и определенные сдерживающие факторы.
За последние месяцы цены на кобальт пошагово добрались до максимумов с 2018 года – к началу третьей декады января европейские цены достигли $75 за кг Роттердам без уплаты пошлины при паритете цен на металл стандартного качества (99,3% Co) и качества сплава (99,8% Co). Китайские цены на 99,8%-й кобальт находились в диапазоне 490–505 юаней ($77,27–79,64) за кг. Но такой рост спотовых цен благополучно соседствовал с незначительным количеством и объемом спотовых сделок на европейском и китайском рынках. В Китае отмечалось снижение цены кобальта на весьма значимой для китайского рынка региональной бирже металлов в городе Уси – с 491,5 до 488,5 юаней за кг.
Некоторые китайские торговцы решили «не держаться» за высокие цены на кобальт на фоне слишком сильных цен на тетроксид кобальта – по мнению таких торговцев, несколько возрос риск перебоев в привычных маршрутах поставок, что может ослабить спрос на соли кобальта и материалы с содержанием кобальта для химической промышленности. Ситуация со штаммом омикрон угрожает введением новых локдаунов и ограничений на перемещение людей, и это однозначно ударит по спросу. Такая ситуация отмечалась в декабре прошлого года, когда в провинции Чжэцзянь, в которой расположена компания Huayou Zheijiang, был введен режим локдауна, что привело к приостановке производства источников питания в регионе.
«Китайцы слишком уж непреклонно взялись за проведение политики «нулевой» заболеваемости – в этом случае постоянно есть угроза и производству на тех или иных заводах, и логистическому комплексу. Мы же совсем недавно видели, как закрываются целые портовые комплексы. Если что-то подобное произойдет в промышленных потребляющих секторах, то в производственно-сбытовой цепочке и цепочке добавления стоимости произойдут ощутимые перебои», – считает европейский торговец.
Всем ясно, что долгосрочный спрос на кобальт останется сильным, но на темпы его роста могут влиять факторы фундаментального масштаба наподобие неожиданного дефицита сырья и полупроводниковых компонентов для автомобилестроения. Дефицит полупроводниковых чипов привел в 2021 году к снижению продаж пассажирских авто в Европе на 2,4% даже по сравнению с низкой базой 2020 года, а сравнение отдельно взятых декабрьских продаж показывает спад на 22,8%!
Несмотря на то, что доля электромобилей продолжает расти и продажи в этом сегменте выглядят сильными, погоды на остальном рынке они пока не делают.
«На данный момент рановато говорить о каком-то влиянии снижения производства автомобилей на рынок кобальта. Скорее, дефицит полупроводниковых чипов все еще оказывает негативное воздействие на производство, но, похоже, на выпуск электромобилей это особенно не влияет», – приводит слова одного из производителей кобальта агентство Argus.
В III квартале 2021 года рост спроса на электромобили составил 56,7% – на первый взгляд, впечатляющие цифры. Но в II квартале этот показатель достигал фантастических 231%. В Китае продажи электромобилей также могут притормозить по мере снижения госсубсидий как раз в момент ощутимого укрепления цен на электрокары. Поворот производителей автомобилей в сторону литий-железо-фосфатных аккумуляторов также может «придавить» рост спроса на кобальт.
Позитивный настрой в отношении оживления авиакосмической отрасли также может оказаться избыточным. Почти все потребители и производители, связанные с авиакосмическим сектором, включили в свои прогнозы восстановление спроса в этом секторе, но на их планы может повлиять дефицит материалов типа титана, магния или алюминия. Кроме того, внедрение и распространение технологий 5G может привести к не до конца ясным воздействиям на полеты гражданской авиации, что затрагивает значительную часть мирового рынка авиаперевозок.
Так, в середине января 2022 года американские пассажирские и грузовые авиакомпании обратились к администрации США с письмом, в котором попросили не размещать вышки 5G вблизи взлетно-посадочных полос, в противном случае это грозит сбоями. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) предупредило, что вызванные 5G помехи могут повлиять на чувствительные приборы воздушных судов, такие как высотомер, и сказаться на полетах в условиях плохой видимости. Авиакомпании Emirates, Air India, ANA, Japan Airlines и другие отменили часть рейсов в некоторые города США из-за размещения вышек 5G вблизи аэропортов. К концу месяца вопрос был урегулирован путем ограничения работы данных сетей вблизи аэропортов, но уже очевидно, что простым внедрение нового стандарта не будет.
По оценке китайского специализированного источника, в предпоследнюю перед китайскими новогодними праздниками рабочую неделю (17–21 января) средние преобладающие цены на металлический кобальт 99,8% min. возросли по сравнению с предыдущей неделей на $0,4, до $75,4–75,8 за кг склад Роттердам. Продавцы сохраняли оптимистичный настрой, открыто демонстрируя желание и дальше повышать цены, хотя фактических сделок на фоне постоянного укрепления котировок по-прежнему было совсем немного.
На китайском рынке на фоне слабого локального спроса этот же материал просел на 2 юаня за кг, до 493–503 юаней ($77,8–79,4) за поставленный кг. Сделок также было немного.
В течение следующей рабочей недели (24–28 января), последней перед длинными новогодними праздниками, европейский рынок кобальта 99,8% практически не изменился, продавцы держали приведенные высокие цены, но рынок был очень спокойным. Аналогичная картина отсутствия изменений наблюдалась и на китайском рынке, т.к. традиционно и продавцы, и заказчики в такое время уже пребывают в предпраздничном режиме.
Возобновление активной торговли по завершении китайских новогодних каникул, естественно, прогнозируется в позитивном ключе, но насколько оправдаются прогнозы трейдеров – покажет только время. |