Сырье заморское или российское?
Одно из наибольших впечатлений на редакцию в начале года произвела серия новостей, касающихся экспорта-импорта сырья для черной металлургии. Впервые в российской и советской истории наша металлургия закупила импортное (из дальнего зарубежья) сырье. Причем, одновременно экспорт российской руды также расширил свою географию поставок. В обоих случаях преодолен знаменательный рубеж расстояний. И к нам, и от нас мы везем качественную железную руду за 10000 километров! Уголь ввозим по морю уже за 15000 километров!
Факты эти столь любопытны, что причины возникновения дальних и встречных перевозок металлургического сырья мы решили изучить подробнее.
В последнее время на российском металлургическом рынке дорожает все: руда, кокс, перевозки, энергия и металл. Металл и сырье растут в цене аналогично зарубежным аналогам, и конца этому процессу не наблюдается. Причины роста мировых цен мы разбирали неоднократно. Следствие этого тоже очевидно: российские производители рудного сырья так же, как и металлурги, стараются вывозить свою продукцию на стабильные и надежные экспортные рынки. Давно идут эти поставки в Центральную и Восточную Европу. С 2004 года они начались также в Китай, который беден на качественное сырье и платит за хорошую железную руду хорошие цены. Среди новых поставщиков на китайский рынок – Михайловский, Качканарский и Коршуновский ГОКи.
Что делать в такой ситуации нашим металлургам, привыкшим к сырью «под боком», ну максимум в Казахстане? И возможно ли найти общий (русский) язык с нашими сырьевиками? Помнится, еще в прошлом году представители ведущих ГОКов и металлургических предприятий дважды собирались на форумы по проблемам поставки и обеспечения сырьем отечественной черной металлургии. Результатов они дали немного. Практика российской черной металлугии показала единственно верную стратегию: будет у тебя свое сырье – значит, не будет проблем ни с его поставками, ни с ценами.
С сырьем в России повезло не всем. Хотя балансовые запасы железных руд России составляют 100,8 млрд. тонн, разведанные – 56,6 млрд. тонн, что составляет 32.7% мировых. Не помогает, что это дает стране первое место в мире. Во-первых, запасы – это не добыча; во-вторых, есть диспропорция в территориальном размещении железорудных запасов. Большая часть (59.3%) балансовых запасов сосредоточена в Центральном федеральном округе в месторождениях Курской магнитной аномалии. Другие регионы менее обеспечены.
Для «спокойной жизни» в части обеспечения сырьем крупные металлургические холдинги России уже «застолбили» большинство горнообогатительных комбинатов. Также они поступили и с угледобывающими предприятиями. Пожалуй, что наиболее выгодное положение по сырью у «Северстали». Ее потребности в концентрате и окатышах удовлетворяются за счет собственной рудной базы «Карельского окатыша» и Оленегорского ГОКа. Как обстоят дела с поставщиками у металлургических комбинатов (и хватает ли им своей руды), видно по данным Таблицы.
Магнитка, например, 100% руды закупает. Причем, основное сырье – всего за 300 км, но уже в Казахстане и по мировым ценам.
Теперь, когда железорудная база России уже поделена, ее перераспределение становится делом очень дорогим. Последнее приобретение Стойленского ГОКа за 15,5% акций НЛМК новолипецкими металлургами этому подтверждение. По оценкам аналитиков, де-факто УХК «Металлоинвест» (бывший владелец Стойленского ГОКа) получил за свои активы долю НЛМК, оцениваемую по рыночной стоимости вдвое дороже.
Другой вариант – импортное сырье.
9 марта на Тульскую таможню из Бразилии прибыла первая пробная партия (всего 200 кг) аглоруды для ОАО «Тулачермет». После проведения лабораторного спекания в центральной заводской лаборатории предприятия будет сделан вывод о технологической и экономической целесообразности ее использования для повышения производительности аглопроцесса. Качество бразильской руды в мире общеизвестно. Импорт ее в Россию будет рентабелен, и это только начало…
Любопытный схожий пример преподнес и уголь. Тут дело зашло еще дальше. В начале года НЛМК экспортировал через одесский порт Южный 72 тыс. т австралийского угля и, возможно, продолжит и дальше закупать сырье за рубежом. Следует заметить, что из трех крупнейших производителей стали лишь «Северсталь» почти полностью обеспечена коксующимся углем собственного производства. Новолипецкий и Магнитогорский меткомбинаты вообще не имеют собственных угольных предприятий.
Все эти поставки для российской черной металлургии – дело новое, но чем черт не шутит?! Для морских перевозок даже новый дорогой фрахт не помеха. Эксперт компании «Совкомфлот» А. Шариков оценивает стоимость перевозки угля из Австралии в Одессу в $30-35 за т. Причем, качество австралийского сырья много лучше.
А рост российских ж/д тарифов на перевозки угля и, особенно, руды в последние два года оказался не столь велик. Само сырье подорожало заметнее. Вот и возникает экономически любопытная ситуация, когда импортное сырье (без НДС, пропорционального цене), ввести выгоднее, чем российское. А российское (с возвратом НДС) – выгоднее продать за границу. Тем более что с расчетами и кредитами у зарубежных потребителей всегда дело обстояло лучше, чем в России. Результат – встречные поставки сырья.
Так что, невзирая на огромные рудные запасы, избытка железорудного сырья в ближайшее время в России не наступит. Громадный спрос на руду на мировом рынке продолжается вследствие роста потребления железорудного сырья в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Для сравнения: цены российского рынка сейчас колеблются в пределах $18-21 за тонну, а на мировом рынке уже достигают $25-30. Естественно, товар утекает туда, где за него лучше платят. К примеру, в декабре 2003 г., согласно данным TexReport, средние цены на поставки агломерированного и неагломерированного сырья в китайский порт Qingdao составляли $43 за тонну, в порт Najing -$55,16 за тонну, в порт Guangzhou – $79,86 за тонну, и, наконец, средняя цена поставок обычной железной руды в Китай составила $44,85 за тонну.
Поэтому в начале марта российские металлурги высказали обоснованное опасение, что экспорт руды из России будет увеличиваться, а на внутреннем рынке возникнет ее дефицит. К примеру, по словам коммерческого директора Северстали» И. Нечаева, ценовой бум может существенно осложнить ситуацию с балансом сырья на внутреннем рынке, вызвав резкое увеличение объемов экспорта и, как следствие, увеличение цен на внутреннем рынке, что в конечном итоге приведет к падению конкурентоспособности российских металлургических предприятий. Согласны, поскольку затраты на дальние перевозки сырья или НДС на него придется оплатить.
Попробуем рассмотреть проблему с другой стороны. Усиление контроля российских металлургов над сырьевыми базами – четкая тенденция, которая характеризует нынешний этап их консолидации их активов. Дабы сохранить конкурентоспособность своей продукции, металлурги изо всех сил стремятся сократить издержки. Влиять в России на стоимость энергии и перевозок они практически не в силах, вот и двинулись в последние годы в битву за сырье. Яркий пример этому – схватка за Коршуновский ГОК в 2003 году. Очень заметна консолидация их усилий в борьбе за сохранение низких цен на российский металлолом.
Однако при открытой экономике российской металлургии придется все же работать по законам и примеру мирового рынка.
Цены на железорудное сырье западных производителей растут уже второй год, переговоры по их ценам в 2004 году вообще прошли молниеносно – за месяц. Причина очевидна: растущее производство стали в мире все больше нуждается в сырье, а более высокая концентрация железорудной промышленности мира (70% ее контролируют компании CVRD и BHP Billiton) позволяет диктовать на него цены. Непривычно, но факт.
Поэтому в России сейчас одни металлургические начинают пробовать заморское сырье, а другие по привычке пытаются оказать давление на сырьевиков: руды и угля не хватает!
На рынке всегда хватает всего, только не зевай…
Крупные предприятия отечественной металлургии в последние годы очень неплохо научились отстаивать у властей свои интересы, но сейчас это не пройдет. Слишком много выдвинуто обвинений по росту цен на металл со стороны всей российской индустрии. Лоббировать надо, видимо, только одно – снижение налогов, а металлургическому рынку дать развиваться естественным путем.
Статья будет опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 5-6) |