Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


29.09.2007    Перспективы мирового рынка железной руды в 2008 году



Близятся очередные ежегодные переговоры по новым мировым ценам на железную руду на 2008 финансовый год. Предварительные переговоры традиционно будут возглавлять железорудное трио – компании Rio Tinto, BHP Billiton и CVRD. При этом ведущим их оппонентом, как ожидается, выступит лидер китайской металлургии – Baosteel, который, как и в прошлом году, будет представлять всю стальную промышленность Китая. Пока обе стороны – китайские стальные компании и сырьевые мировые гиганты – предпочитают молчать о возможном росте цен. Тенденция последних лет – постепенное снижение величины удорожания руды – крайне привлекательна для китайцев. Прогнозы большинства инвестиционных компаний и экспертов отрасли (даже китайских) сводятся к повышению цен на железную руду в 2008 г. Но отметим, что в последние три месяца многие прогнозы пересматривались в сторону еще большего роста цен. И на данный момент диапазон ценовых предсказаний варьируется от 9% до 35%, что как минимум не ниже прошлогоднего роста цен на 9,5%.

Таким образом, эксперты металлургической отрасли не сомневаются в положительном для железорудных компаний исходе ценовой борьбы на предстоящих переговорах. Насколько же сильны позиции сырьевых компаний перед металлургами? На чем базируются столь единодушные ожидания аналитиков? Рассмотрим основные предпосылки для таких прогнозов.

К сегодняшнему дню в СМИ появилось множество прогнозов аналитических агентств и инвестиционных банков. Собрав, проанализировав и обобщив их, оказалось, что основными факторами, которые главным образом будут влиять на рост базовых железорудных цен в 2008 г. являются:

• – высокий спрос со стороны Китая;

• – рост производственных затрат у сырьевых компаний;

• – подорожание фрахта на доставку железной руды;

• – увеличение цен на индийскую железную руду.

Китай всемогущий

Основной и главной причиной для прогноза роста цен на железорудное сырье в 2008 г. является устойчивый и высокий спрос на него, особенно (и уже традиционно) со стороны Китая.

Напомним, что еще в 2003 г. Китай перегнал Японию по объемам закупок железной руды из-за увеличения производства автомобилей, бытовых приборов и расширения строительства. А в 2006 г. китайская Baosteel первая (и впервые!) на ежегодных переговорах установила новую цену на руду на 2007–2008 финансовый год.

Китайский импорт железорудного сырья в последние годы стабильно был выше ожидаемых прогнозов. В текущем году импорт железной руды в Китае продолжает неуклонно расти, несмотря на рост внутреннего производства рудного сырья.

По информации Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA), производство железной руды в КНР в первом полугодии 2007 г. увеличилось на 24,8% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года и составило 371,28 млн т. За этот же период импорт железной руды в Китай вырос всего на 16,46%, до 187,9 млн т за счет рекордно низких закупок в мае и июне текущего года в результате временного накопления запасов в портах, проблем с доставкой, роста фрахта, дефицита судов, а также подорожания индийского сырья.

Напомним, что ранее три крупнейших в мире производителя руды – CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto – предупредили китайских покупателей о снижении в III квартале объемов поставок в общем на 5 млн т в результате неблагоприятных погодных условий и проблем с реализацией проектов по расширению добычи. В ответ на это Китай обвинил мировых рудных гигантов в провоцировании недопоставок сырья на мировой рынок, чтобы обеспечить себе сильную позицию на переговорах.

Однако уже в июле китайский импорт железной руды вырос на 36% по сравнению с июлем 2006 г. Причем импорт со стороны Бразилии за июль текущего года подскочил на 82%, а из Австралии – на 38%. В итоге в Китае за 7 месяцев 2007 г. потребление заграничной руды возросло на 19%, до 221,5 млн т.

Отметим, что около 86% всей импортируемой в Китай руды обеспечивают три страны: Австралия (которая за январь–июль поставила в КНР 83,7 млн т железной руды, что на 20,5% больше, чем за 7 месяцев 2006 г.), Бразилия (54,3 млн т, +30,2%), и Индия (51,6 млн т, +10,3%) (рис. 1).

При этом Россия за первые 7 месяцев 2007 г. нарастила поставки ЖРС в Китай на 52% (!), до 2,9 млн т, а Украина и Казахстан, напротив, снизили свой экспорт в Поднебесную на 19% и 36% соответственно, до 0,9 млн т и 1,7 млн т.

Снижения спроса на импортную железную руду в Китае не предвидится, несмотря на увеличение добычи собственного железорудного сырья. Так, в 2006 г. рост производства китайского ЖРС составил 40%, до 580 млн т, а в 2007 г. ожидается 20%-й прирост, до 700 млн т. КНР всеми силами старается увеличить производство на местных месторождениях, подземная добыча уже углубилась с 300 до 500 м, используются и бедные, и богатые руды, а также покинутые ранее хвосты. При этом в Северном и Северо-Восточном Китае категории добываемой руды непрерывно снижаются, в ряде других мест содержание железа уже упало до 10%. А увеличение производства ЖРС в текущем году на 120 млн т в пересчете на железо экспертами оценивается как 4–5 млн т импортной руды. И, несмотря на объявленное увеличение экспорта железной руды в Бразилии и Австралии в целом на 8–9%, импортный спрос в Китае не будет удовлетворен.

Рост производства на китайских сталелитейных заводах по-прежнему будет превышать спрос на железную руду. Кроме того, Китай останется движущей силой всего стального производства в мире. Эта тенденция, по прогнозам аналитиков, будет наблюдаться в течение ближайших 2–4 лет. При этом спрос на сталь в КНР будет расти как за счет развития внутренней инфраструктуры и соответственно роста потребления металла на местном рынке, так и благодаря увеличению поставок китайской металлопродукции на мировые рынки. Сейчас Китай переживает фазу промышленного роста, которую США и Европа прошли в 60-х–70-х гг. За 10 лет выпуск стали в КНР возрос в 4 раза. Сейчас в стране производится каждая третья тонна стали. По прогнозу китайской ассоциации металлургов и горняков (China Metallurgical Mines Association, CMMA), в 2007 г. производство стали в Китае вырастет на 17%, до 490 млн т, а импорт железной руды – на 18% до 386 млн т (рис. 2).

При этом оценки разных аналитических и инвестиционных компаний по росту импорта руды еще выше – 20–24%, до 403 млн т. Во всяком случае, ясно одно – в 2008 г. спрос на руду без сомнений будет оставаться на высоком уровне. Зависимость Китая от импортируемой железной руды снова составит более 50%, и он по-прежнему останется крупнейшим импортером ЖРС в мире.

Затраты сырьевых компаний

Устойчивый спрос повлек за собой разработку агрессивных планов крупнейших производителей железной руды по расширению и увеличению производства своей продукции. Напомним, что компания CVRD намерена увеличить производство железной руды: в 2007 г. – до 298 млн т (в 2006 г. – 264 млн т), в 2008 г. – до 330 млн т, а к 2011 г. – до 450 млн т руды в год. Rio Tinto планирует расширение мощностей по производству ЖРС с текущих 180 млн т до 220 млн т к 2009 г., а BHP Billiton – с 107 млн т до 300 млн т к 2015 г.

Однако реализация этих планов уже несколько раз переносилась. Дело в том, что мировым сырьевым компаниям не так-то просто угнаться за ростом спроса со стороны Китая. Проекты расширения добывающих мощностей осуществляются с большими задержками в результате внутренних проблем. Так, в Бразилии возникают трудности с доступностью энергоресурсов, происходят частые задержки в поставках оборудования, увеличивается длительность процессов получения экологических экспертиз. В Австралии на отставание по выполнению производственных планов также влияют растущие расходы, опоздания в поставках оборудования и острый дефицит квалифицированного персонала на австралийских рудниках компаний BHP Billiton и Rio Tinto Group.

Кроме того, производители ЖРС в ходе переговоров будут также стараться компенсировать свои потери от роста курса австралийского доллара и бразильского реала по отношению к американскому доллару.

В итоге, сырьевые компании попытаются переложить часть своих возросших производственных затрат на плечи металлургов, настаивая на повышении цен на руду в предстоящих переговорах.

Таким образом, при возрастающем спросе на железную руду в Китае (а также в Японии, Индии и др. странах) и недостаточном увеличении ее предложения на мировом рынке в будущем (по некоторым оценкам – до 2013 г.) ожидается дефицит ЖРС в размере 6–10 млн т в 2007 г. А рыночный дисбаланс – превышение спроса над предложением – будет подталкивать базовые железорудные цены вверх.

Отметим, что с этим фактом согласились и китайские эксперты, которые на прошедшем в Шанхае 2007 International Iron Ore Market Seminar, обсуждали мировой рынок железной руды. При этом руководитель China Chamber of Commerce of Metals, Minerals and Chemicals Importers and Exporters (CCCMC) Chen Haoran отметил, что в условиях дефицита сырья на рынке возможны всяческие спекуляции с ценами, в частности с фрахтовыми расценками.

Фрахт

В последнее время стоимость фрахта резко возрастает. К сентябрю 2007 г. фрахтовые расценки по маршруту Бразилия – Китай были зафиксированы на уровне в $57,98 за т перевозимой руды по морю, а по маршруту Австралия – Китай – на уровне $22,79 за т.

В 2006 г. средние расценки на фрахт по маршруту Бразилия – Китай составляли $27,63 за т, а для маршрута Австралия–Китай – $11,87 за т. Таким образом, в этом году по сравнению с прошлым годом цены на фрахт подскочили на 110% и 92% соответственно. При этом с 2007 г. увеличение составило 56% по маршруту Бразилия – Китай и 47% по маршруту Австралия – Китай (рис. 3).

По мнению китайских компаний, резкий рост стоимости перевозок сырья по морю вызван спекулятивными мотивами судоходных компаний на фоне устойчиво высокого спроса на ЖРС в Китае. В свою очередь эксперты рынка поясняют, что подорожание фрахта произошло вполне оправданно, т. к. увеличение спроса на железную руду привело к дефициту крупнотоннажных судов.

Кроме того, по сообщению агентства Bloomberg, цены на морские перевозки насыпных грузов могут продолжить свой рост из-за проблем в австралийских портах. Непогода (сильные дожди) у берегов Австралии привела к задержкам отгрузки железной руды от месторождений в порты. Причем эта проблема характерна сейчас не только для Австралии, но и для Индии.

Однако китайская сторона не намерена мириться с подобным состоянием дел. Так, компании CISA и Sinosteel намерены усилить свои действия по контролю за фрахтовыми поставками и расценками при помощи региональной кооперации стальных компаний. Согласно их плану, 5 главных стальных компаний будут организовывать поставки сырья в регионе. Так, например, Shougang – в регионе провинции Hebei, Anben – для северо-востока КНР, Jinan Iron & Steel (Jigang) – для провинций Shandong и Shanxi, Baosteel – для Восточного Китая и Wuhan (Wugang) – для Центрального и Южного Китая. Лидеры стального производства КНР уже провели переговоры с судоходными компаниями, включая Cosco и China Shipping (Group) по условиям поставки сырья. Рассматривается возможность подписания долгосрочных контрактов на транспортировку руды, чтобы предотвратить рост фрахтовых ставок.

Кроме того, Baosteel будет инициировать вопрос передачи контроля фрахтовых ставок и условий поставок от сырьевых компаний к потребителям. До сих пор базовые цены на железную руду устанавливались в ценах FOB, и большинство китайских стальных компаний традиционно уступали контроль в условиях поставки сырьевым гигантам CVRD, Rio Tinto и BHP Billiton. Однако сейчас китайские стальные компании, возглавляемые Baosteel Group, намерены изменить эти условия.

Индийские цены на руду

Высокий спрос на внутреннем рыке Китая и рост стоимости фрахта логично привели к повышению котировок на железорудное сырье из Индии.

В августе цены на индийскую железную руду выросли на 12–13% по сравнению с началом июля 2007 г. Цены на индийское сырье для Китая достигли отметки $120 за т CFR, или $88–90 за т FOB Индия. Еще пару недель цены находились на уровне $107 за т CFR Китай, или $77–79 за т FOB Индия. Однако с тех пор наблюдался резкий скачок спроса и цен.

Спотовые цены на импортные поставки железорудных окатышей, по данным трейдеров, повысились более чем на $10, до $140 за т CFR Китай для окатышей с 65% содержанием Fe, по сравнению с майским уровнем в $110–129 за т CFR. Индийская компания Kudremukh Iron Ore Co Ltd (KIOCL) недавно повысила свои предложения для окатышей до $112 за т, по сравнению с $85 за т на июль.

Отметим, что стоимость экспортной индийской руды растет с начала текущего года. Сперва цены выросли на фоне результатов переговоров по базовым контрактам на 2007 г. (на 9,5%), а потом в марте еще на 9,7% в результате установления индийскими властями экспортной пошлины на индийское ЖРС в размере $6,8 за т с целью первоочередного обеспечения собственного производства стали. Напомним, что Индия, объявив о масштабной политике развития производства и внутреннего потребления стали до 2020 г., намерена со временем вообще сократить экспорт железной руды до нуля.

В свою очередь Китай временно отказался от импорта железной руды из Индии, используя свои запасы. Однако в условиях высокого спроса на ЖРС у китайских компаний просто нет возможности отказаться от закупок индийской руды, тем более что Индия может обеспечить поставки в течение недели, тогда как доставка руды из Бразилии и других стран занимает от двух недель до месяца.

Дефицит железной руды на мировом рынке будет сопровождаться дальнейшим повышением цен, а это вернет конкурентоспособность индийским поставкам. Поэтому Китай в очередной раз попытается договориться с индийскими компаниями о заключении долгосрочных контрактов по поставке железной руды из Индии с правом пересмотра цен раз в год.

Прогноз цен на руду

Мировые цены на железную руду росли в течение последних 5 лет. В 2003 г. стоимость руды поднялась на 5,4%, в 2004 г. – на 19%, в 2005 г. – на 72%, в 2006 г. – на 19%, а в 2007 г. – на 9,5%. То есть к текущему году базовые цены выросли в 3 раза и достигли исторического максимума.

В 2008 г. контрактные цены на железную руду, учитывая все сложившиеся факторы: рост спроса в Китае на ЖРС, ограниченное ее предложение на мировой рынок, рост стоимости фрахта и спотовых (и индийских) цен на руду, имеют все шансы добраться до еще одного очередного рекордного значения.

Отметим, что с приближением ценовых переговоров на руду многие аналитические и инвестиционные компании увеличивали свой прогноз роста стоимости сырья (таблица 1)

Таким образом, учитывая все предпосылки, сложившиеся на мировом рынке железной руды в преддверии новых ценовых переговоров, в 2008 г. стоимость железорудного сырья однозначно вырастет.

Основной вопрос, который будет волновать всех участников рынка, – это уровень повышения цены. Поэтому главной темой обсуждения на предстоящих ценовых переговорах станет определение уровня баланса спроса и предложения железной руды в мире. То есть насколько же спрос еще превышает предложение, чтобы наиболее точно отразить ситуацию и подсчитать процент повышения цены на железорудное сырье.

По прогнозам банковской группы Daiwa Securities SMBC, контрактные цены на железорудную мелочь Newman могут вырасти с 81,72 до 89,89 центов США за единицу содержания железа в сухой тонне (USC/dmtu) на условиях поставки FOB, т. е. повышение составит минимальное прогнозное 10%-е значение (наиболее приемлемый вариант для китайской стороны).

Максимального ожидаемого роста в 35% сырьевым компаниям вряд ли удастся добиться. Однако удорожание железной руды на 20–25% в 2008 г., по мнению многих аналитиков, вполне реально.

При этом ожидается, что Китай, используя довольно успешный опыт переговоров в 2006 г., в конце текущего года будет жестко бороться за каждый процент повышения железорудной цены.

Цены в России и на Украине

На железорудном рынке СНГ в течение 2007 г. наблюдается стабильная ценовая ситуация.

В России, благодаря устойчивому спросу на ЖРС и долгосрочным контрактам, заключенным в конце прошлого – начале текущего года с основными металлургическими комбинатами, железорудные цены на протяжении 2007 г. не изменялись. Так, аглоруда на внутреннем рынке продается в среднем по 770 руб. ($30) за т без НДС, EXW, концентрат – по 1700 руб. ($67) за т, а окатыши – по 2170 руб. ($85) за т. Ожидается, что такая ситуация сохранится до конца года, т. к. на российском рынке металла отмечается высокая деловая активность и практически полная степень загрузки производственных мощностей.

На украинском рынке цены на ЖРС также стабильны (концентрат стоит $60 за т без НДС, EXW, а окатыши – $83) после 4–8%-го повышения в апреле. Напомним, что на Украине цены на ЖРС все еще пересматриваются ежеквартально.

Экспортные цены на российское и украинское ЖРС аналогично внутренним сохранились на высоком уровне за счет стабильной конъюнктуры мирового рынка проката, высокого уровня производства чугуна в Европе, устойчивого спроса на железную руду на европейском и китайском рынках, а также действия долгосрочных контрактов между производителями и потребителями ЖРС.

Котировки на экспортируемое железорудное сырье из СНГ, повысившись в апреле текущего года на 13–14%, на данный момент составляют: на концентрат и окатыши из России $72 и $89 за т DAF граница России, а на украинское сырье – соответственно $77 и $88 за т DAF граница Украины (рис. 4).

Таким образом, на фоне благоприятной ситуации на мировом рынке металлов и сбалансированности поставок ЖРС как на внутренний, так и на внешние рынки, вполне вероятно, что цены на российскую железную руду до конца года сохранятся на текущем уровне.

На Украине в конце года возможно некоторое изменение цен в результате последних новостей о планируемом присоединении крупнейшего производителя концентрата – Ингулецкого ГОКа к «Метинвест-Холдингу», а также увеличении доли акций последнего свыше 45% в Криворожском железорудном комбинате (производит аглоруду).

В 2008 г. в результате ожидаемого очередного роста базовых цен на железную руду в мире, в России и на Украине будет актуальна тенденция к заключению долгосрочных контрактов на поставку ЖРС, что гарантирует объемы отгрузок и стабильные цены. В этом направлении активно работает компания «Металлоинвест», которая впервые планирует заключить долгосрочное соглашение с мировым стальным лидером ArcelorMittal.

Кроме того, в выигрыше от роста цен на железную руду и уголь (*) останутся компании полного цикла производства, такие как ArcelorMittal или «Северсталь». А тем, кто вынужден закупать сырье у поставщиков, будет сложно компенсировать возросшие производственные издержки. Тенденция роста цен на сырье в мире продолжается

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции