Сюрпризы рынка коксующегося угля и кокса
Конъюнктура рынка коксующегося угля и кокса, конечно, не осталась в стороне от внимания его потребителей. Но в начале 2008 г. она тревожила аналитиков и прессу горно-металлургической отрасли относительно слабо. Их внимание было привлечено к февральским переговорам по мировым ценам на железную руду, где ожидался резкий рост цен. Об этом сигнализировал дефицит качественного сырья, бурно выросшие цены спотового рынка руды и многое другое.
Ожидания сенсации вполне оправдались. Мировые цены на железную руду по контрактам с 1 апреля выросли сразу на 65–71%. Как писали китайские СМИ – «выросли невыносимо»…
Состоявшийся через месяц прирост цен на коксующийся уголь на 200–210% просто шокировал рынок. Слов для определения трехкратного роста цен на другое важнейшее металлургическое сырье уже не находилось. Оставалась лишь робкая надежда на ошибку в первых контрактах, согласно традиции, заключенными между австралийскими поставщиками и азиатскими потребителями. Поэтому заголовки повторных новостей часто звучали так: «Nippon Steel действительно согласилась…» на этот самый невероятный рост цен.
Стабильность этого рынка «сломалась» в считанные дни. Причина в том, что цена на австралийский коксующийся уголь традиционно является эталонной (базовой) для всех остальных участников рынка.
Для России с некоторой стабилизацией угольных цен в начале 2008 г. такие перемены конъюнктуры особенно неожиданны.
Каких же цен на коксующийся уголь и кокс следует ожидать в 2008 г. в мире и России? Каковы основные причины таких цен? Как они повлияют на мировую металлургию в целом и на отечественный рынок в частности? Предлагаем разобраться.
Цены до апреля 2008 г.
Напомним, что базовые цены для 2007 г. на австралийский твердый коксующийся уголь высокого качества составляли $98 за т FOB (что на 15% ниже, чем в годовых контрактах 2006 г.), а на уголь более низкого качества – $85 за т (снижение на 19%). При этом полумягкий коксующийся уголь стоил $64 за т (рост на 17%), а уголь для пылеугольного вдувания (PCI) – $67,5 за т (рост на 1,5%).
За год (с I квартала 2007 г.) закупочные цены выросли всего лишь на 4%, при этом средние экспортные котировки даже немного снизились – на 2%, в основном за счет понижения (на 17%) контрактных цен на твердый металлургический уголь в апреле 2007 г.
В начале I квартала 2008 г. коксующийся уголь при поставках на экспорт котировался в мире в среднем по $90 за т FOB, тогда как средние закупочные цены непосредственных потребителей угля – коксохимических заводов металлургических компаний – составляли по контрактам только $98 за т (рис. 1). Отметим, что стоимость фрахта на основные (крупнотоннажные) перевозки австралийского угля с января текущего года также выросла с $25–35 за т (в зависимости от места отгрузки и доставки) до $35–50 за т и выше.
Вместе с тем цены на коксующийся уголь в отдельных странах, разных сортов и по разным контрактам весьма раличаются. Особенно высоки в 2008 году стали цены спотового (свободного) рынка. Высокие котировки наблюдаются в Китае (играющем значительную роль на металлургическом рынке), где средние внутренние цены на металлургический уголь к апрелю достигли $199,8 за т, что на 67% выше по сравнению с уровнем $119,5 за т в январе 2008 г. Индийские цены на уголь для стальной промышленности на местном рынке в I квартале выросли на 40%, с $112,18 до $157,05 за т.
Форс-мажорные события января в Австралии (ливневые затопления угольных шахт в Квинсленде), когда спотовые цены на австралийский уголь сразу взлетели на 130%, до $211 за т, сначала казались случайностью. Однако в феврале цены спотового рынка на австралийский уголь достигли $270 за т, в марте – $300 за т, а на начало апреля составляют $350–375 за т. Но это лучший уголь, причем от ведущего экспортера мира.
Российские шахтеры не остались в стороне от мировых тенденций. Средние внутренние цены на коксующийся уголь с начала года подскочили на 58%, с $99,56 до текущих $156,96 за т, превысив средние экспортные котировки на $40 (которые на конец I квартала достигли $117 за т).
Зависимый кокс
Естественно, быстрый рост цен на коксующийся уголь в начале 2008 г. привел к очередному удорожанию кокса (металлургический уголь занимает около 90% производственной себестоимости кокса). Отметим, что, невзирая на неуклонное сокращение экспорта кокса из Китая, именно эти цены сохраняют роль ориентира на мировом рынке.
В 2007 г. средние экспортные цены КНР повышались весьма умеренно, но целых 7 раз - с $150 за т в январе до $250 за т в декабре. Далее началась настоящая «гонка цен». В начале 2008 г. они уже составляли $297,5 за т, в феврале – $356,8–365,3 за т, а в конце марта (по данным China Coking Industry Association, CCIA) достигали $500 за т, т. е. с начала года цены выросли в 2 раза!
Отметим, что при удорожании и ограничениях экспорта китайские внутренние цены на кокс остаются значительно ниже мировых котировок. Они составили всего лишь $282–286 за т в марте по сравнению с $236–245 за т в январе 2008 г. Китайская металлургия сохраняет свою обеспеченность сравнительно недорогим угольным сырьем.
Россия на этом рынке умудрилась опередить все мировые тенденции. Внутренние российские средние цены на кокс взлетели на 105% еще в 2007 г. Свою роль сыграли сбои поставок металлургического угля из-за крупных аварий на шахтах «Евраз Групп» в Кузбассе, а также дефицит отдельных марок угля во втором полугодии 2007 г. Удивительно схожей оказалась ситуация с ценами и на Украине.
Причем («бей своих, чтоб чужие боялись») внутренние российские цены на свободном рынке в конце 2007 г. даже обгоняли экспортные цены, что далеко не ре ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |