Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


05.02.2010    Рынок коксующегося угля и кокса: итоги 2009 года и перспективы



Вот и завершился трудный для делового мира 2009 год. Глобальный финансовый кризис с конца 2008 г. вылился в резкое сокращение (вплоть до остановки) многих производств, появление убытков, вынужденные отпуска, переходящие в увольнения из-за падения цен и спроса во многих промышленных отраслях, в том числе и в металлургии.

Однако в конце прошлого года мировая экономика начала постепенно восстанавливаться, спрос и цены на сталь – оживать, металлурги – мало-помалу набирать производственные обороты, а эксперты отрасли – давать все более обнадеживающие прогнозы.

В итоге с приближением новых переговоров по контрактным ценам на металлургический уголь, кокс и железную руду на 2010–2011 гг. все крупнейшие сталелитейные компании мира стали опасаться нового витка роста цен на сырье.

Прогнозы известных инвестиционных банков и авторитетных экспертов мировой металлургии варьируются в пределах 24–55%-го роста цен на коксующийся уголь в грядущем финансовом году (с 1 апреля 2010 г.). Причина – 6 месяцев последовательного восстановления стальной конъюнктуры! И естественно – рост спроса на сырье.

Отметим, что официальные переговоры между основными поставщиками и потребителями металлургического угля все еще никак не начнутся, так как сама система долгосрочного ценообразования (функционирующая более 40 лет) оказалась под угрозой.

Кроме того, на мировом рынке коксующегося угля произошло смещение основных игроков – Китай из крупнейшего производителя данного сырья превратился в его нетто-импортера!

Что же происходило на мировых рынках металлургического угля и кокса в прошлом году? По каким ценам торговали их участники? Каковы перспективы этих рынков? И каких контрактных цен следует ожидать в 2010–2011 гг.?

Коксующийся уголь

Мировой рынок


Заметной добычей угля занимаются более 70 стран в мире, но при этом 4 компании – Xstrata, Rio Tinto, BHP Billiton – Mitsubishi Alliance (BMA) и Anglo American – контролируют практически всю мировую торговлю, т. е. поставки угля из Австралии, Африки, США, Индонезии и Канады.

Кроме того, эти компании устанавливают базовые цены для долгосрочных контрактов с потребителями, в том числе и сталепроизводителями – около 66% мирового производства стали по прежнему зависит от поставок коксующегося (металлургического) угля, который, в свою очередь, составляет 30% расходов на выплавку тонны стали.

В целом мировое производство стали за прошлый год сократилось на 8%, до 1,22 млрд т, в основном из-за остановки значительных стальных мощностей в конце 2008 – начале 2009 г. Однако меньшие объемы производства в странах OECD были частично возмещены 14%-м ростом годового выпуска стали в Китае (до 567,8 млн т), а также постепенным вводом в строй в последние месяцы прошлого года простаивающих металлургических мощностей. К примеру, к октябрю 2009 г. восстановлено 61,6 млн т мощностей по выпуску стали, при этом в Западной Европе – 21,3 млн т, а в Азии – 15,4 млн т.

Следуя за спадом в металлургии в 2009 г., мировая торговля коксующимся углем, по оценочным данным ABARE (ввиду отсутствия официальной статистики), уменьшилась на 10%, до 215 млн т.

При этом крупнейший экспортер угля для нужд металлургии – Австралия – сумела сохранить свои поставки на уровне прошлого года, равные 135 млн т, тогда как США снизили экспорт на 26%, до 29 млн т, Канада – на 22%, до 21 млн т, а Россия – на 6%, до 15 млн т.

Импорт коксующегося угля в прошлом году сокращали все крупнейшие его потребители (Япония – на 18%, до 47 млн т, ЕС-27 и Корея – на 21%, до 44 млн и 19 млн т соответственно, Индия – на 14%, до 25 млн т), за исключением Китая. Эта страна – единственная из всех – смогла не просто увеличить, а значительно нарастить ввоз металлургического угля – на 414%, до 36 млн т!




Крупнейший мировой экспортер – Австралия – в частности, обеспечивает более 70% азиатского импорта металлургического угля, т. е. контролирует поставки на наиболее динамичный рынок мира.

В частности, из общего объема поставок в 2009 г. угля крупнейшего австралийского поставщика BMA (BHP Billiton – Mitsubishi Alliance) около 48% было продано в Китай, который предпочитает покупать именно высококачественный коксующийся уголь.

Для удовлетворения растущего китайского спроса BHP Billiton Ltd в 2010 г. планирует потратить примерно $267 млн на увеличение добычи в Caval Ridge высококачественного коксующегося угля до 8 млн т в год, а также на развитие угольного терминала Hay Point.

Пока что Австралия (и уже не первый год) сталкивается с дефицитом транспортных мощностей, чтобы вовремя и в достаточной мере обеспечить, особенно через порты Newcastle и Dalrymple, отгрузки сырья своим потребителям.

В связи с этим в стране с середины прошлого года осуществляется расширение портовых (терминала Dalrymple Bay Coal до 85 млн т угля в год) и железнодорожных (Jilalan Rail Yard до 130 млн т в год) мощностей системы Goonyella, которые должны войти в строй в начале 2010 г. Однако даже с увеличением пропускной способности ж/д линий Pacific National и Queensland Rail проблемы австралийской логистики не смогут разрешиться ранее середины 2010 г.

Также в ближайшие годы ожидается существенный рост спроса на импортное сырье в Бразилии, которая, с одной стороны, намерена удвоить выпуск стали до 88 млн т к 2018 г., а с другой – не обладает запасами коксующихся углей. Считается, что восполнение угольных потребностей бразильской металлургии будет происходить за счет увеличения поставок из той же Австралии, а также Канады, США и Южной Африки.

В отличие от Бразилии Индия наделена залежами коксующегося угля, однако их качество весьма низкое по сравнению с зарубежными. Долгосрочные индийские планы включают в себя расширение стального производства до 165–198 млн т к 2020 г., соответственно увеличивая импорт коксующегося угля. Рост производства в металлургии Индии является неотъемлемой частью развития местной экономики.

Япония, из-за хронического дефицита собственных природных ресурсов, продолжит поиск разных источников коксующегося сырья для долгосрочных их поставок даже во время экономического спада. Напомним, что Япония – второй после Китая крупнейший производитель стали в мире, обеспечивающий рост потребления металла в основном со стороны автомобильной индустрии.

На мировом рынке угля в прошлом году «замаячил» еще один потенциальный экспортер – Монголия. В начале 2010 г. Монголия наконец-то планирует продать до 49% в проекте по разработке крупнейшего месторождения коксующегося угля Таван-Толгой, резервы которого оцениваются в 6,5 млрд т угля. Среди претендентов, в частности, консорциум российских компаний, включающий «Газпром», группу En+ бизнесмена Олега Дерипаски и группу «Ренова» Виктора Вексельберга, а также горнодобывающие гиганты BHP Billiton и Vale, индийская Jindal, американская Peabody, китайская Shenhua, южнокорейский консорциум Copec и группа японских компаний. Кому же достанется дорогой, но лакомый кусок залежей коксующегося угля – покажет время.

Пока по итогам 2009 г. мировой рынок коксующегося угля не претерпел радикальных изменений, ввиду кризисного спада спроса. Однако что его ждет в 2010 г.?

Китай

До 2009 г. Китай являлся почти полностью независимым в части металлургического угля, имея мощное собственное производство, сосредоточенное на севере и северо-западе страны. Однако рост китайского выпуска стали, резкое снижение международных фрахтовых ставок, низкое внутреннее производство качественного коксующегося угля на фоне улучшения спроса на него, а также относительно низкие цены зарубежного металлургического угля привели к огромному росту спроса именно на импортный уголь.

Напомним, Китай в 2009 г. импортировал около 36 млн т металлургического угля, что более чем в 5 раз превышает прошлогодний показатель.

В 2010 г. эта цифра (по разным оценкам) может возрасти как на 5,6%, так и на 61,7%, т. е. до 38–55 млн т, в зависимости от того, насколько увеличится внутреннее производство стали. По текущим прогнозам этот рост составит 4–10% (до 590–630 млн т), однако Китай не раз и не два удивлял остальной мир.

Власти КНР предусмотрительно, с 17 декабря, продлили действие нулевой пошлины на импорт многих видов угля, в том числе коксующегося.

Ряд специалистов полагает, что резкий скачок объемов импорта коксующегося угля в Китае, вполне вероятно, начнет изменять картину мировой торговли этой продукцией в 2010 г. Едва начнет расти спрос на металлургический уголь со стороны ЕС и Северной Америки (благодаря выходу индустрии из кризиса и увеличению производства стали), как глобальное предложение коксующегося угля может стать резко дефицитным.

Отметим, что компенсация за счет «размораживания» китайских внутренних угольных ресурсов при этом может и не состояться. В Китае идет активное принудительное закрытие устаревших шахт, эксплуатация которых приводит к частым несчастным случаям. За последние 4 года власти уже вывели из строя около 11 тыс. мелких шахт или 82,54 млн т мощностей по выпуску кокса (в 2009 г. – 1088 предприятий), тем самым перевыполнив на 3,2% план по реализации правительственной программы 11-й пятилетки (2006–2010 гг.) по закрытию мелких, устаревших и опасных предприятий.

Сейчас на мелких угольных предприятиях КНР добывается около 35% всего угля (крупнейшим поставщиком энергоресурсов в стране является провинция Шаньси, которая насчитывает 2598 угольных шахт со средней производственной мощностью менее 360 тыс. т в год). Причем именно на них происходит около 70% всех несчастных случаев на производстве (в 2009 г. в – 2631 аварий).

Зимой 2009–2010 г. обострилась и ситуация с погодными форс-мажорами. Необычные холода и метели в КНР ухудшили возможность внутренней добычи угля и привели к перебоям с транспортировкой сырья.

В итоге китайские угольные компании все активнее инвестируют за границу. Они уже обзавелись несколькими зарубежными, в основном австралийскими, активами по добыче коксующегося угля для обеспечения собственных нужд. Сейчас, к примеру, китайские компании намерены инвестировать в капитал российской компании «ОПК Майнинг», осваивающей Элегестское месторождение коксующихся углей в Республике Тыва с целью обеспечения долгосрочной поставки угольной продукции в КНР. В настоящее время продолжаются переговоры между департаментом угольной и торфяной промышленности Минэнергетики РФ и угольным департаментом государственного управления по энергетике Китая.

Текущая модернизация китайской металлургии также направлена на импорт сырья. На 70% новых сталелитейных заводов страны, расположенных в густозаселенных прибрежных провинциях, установлены современные доменные печи большего объема, явно нацеленные на качественное сырье. Оно нужно не только для соответствия высоким экологическим стандартам, но и для большего экономического эффекта

Китай явно все больше и больше зависит от импортного металлургического угля, чтобы в достаточной мере обеспечивать свои крупные стальные заводы, основанные на доменном производстве. Специалисты уверены, что в 2010 г. между тремя крупнейшими импортерами металлургического угля – Китаем, Японией и Индией – еще больше обострится борьба за каждую тонну высококачественного австралийского угля.

В части продукции первого передела коксующегося угля – металлургического кокса – ситуация на мировом рынке «закрепилась». Его там практически нет. Когда-то крупнейший его экспортер – Китай – практически закончил заметные поставки этой продукции. В целом в мире остается все меньше стран, готовых перерабатывать уголь в кокс (для других), оставляя у себя весьма вредные выбросы. Китай – уже не исключение.

Выпуск кокса в Китае в 2009 г. вырос на 10,5%, до 345,02 млн т, при производственных мощностях порядка 400 млн т. Причем ряд производителей кокса «сигнализировали» о 40%-й загрузке мощностей из-за недостатка сырья. Но реально внутрикитайский рынок кокса всегда достигал какого-то баланса.

Председатель китайской ассоциации коксовой промышленности (CCIA) Хуан Цзиньгань сообщил, что с июня 2009 г. выпуск кокса начал ежемесячный подъем на фоне роста стального производства, тогда как до этого выпуск кокса в КНР сокращался 9 месяцев подряд.

При этом, по данным г-на Цзиньганя, в 2009 г. Китай закрыл около 17 млн т устаревших мощностей по выпуску этого типа угля, но к концу октября в строй уже вошли новые (более технологичные) коксовые мощности в размере 21 млн т. Работать они, естественно, будут на внутреннее потребление. По данным китайской таможни, экспорт кокса из КНР в прошлом году составил 540 тыс. т, т. е. снизился за год на 95,5%(!).

Россия

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. выпуск угля в стране упал на 9,2% в годовом исчислении, до 298 млн т, при этом коксующихся углей – на 10,9%, до 61 млн т, а кокса – на 14,5%, до 27,4 млн т.

По информации ЦДУ ТЭК, в прошлом году ОАО «Донкокс» и шахта «Воргашорская-2» прекратили добычу углей для коксования на своих площадках. «Якутуголь» (входит в «Мечел») снизил выпуск металлургических углей на 62,5%, до 3 млн т, «Кузбассразрезуголь» – на 51,8%, до 2,7 млн т.

И только шахтам «Распадская» и «Южкузбассуголь» удалось нарастить объемы добычи коксующихся углей на 13,1%, до 10,5 млн т, и на 13,6%, до 10,3 млн т. Отметим, что последняя полностью закрыла потребности заводов материнской компании – группы «Евраз» – в металлургических углях в прошлом году.

В части экспорта коксующихся углей из РФ данные весьма противоречивы. По оценке (чьей?) суммарный экспорт углей (для энергетики и металлургии) за 2009 г. вырос на 1,6%, до 97,1 млн т – половины внутрироссийского потребления. Любопытно, что вторым в рейтинге стран – покупателей российского угля стал насыщенный офшорами Кипр (24 млн т).

Реальная доля коксующихся углей в нашем экспорте и их получатели остаются не вполне ясными. Оценка по разным источникам (включая таможни ряда стран) дает цифры, расходящиеся более чем на порядок. К примеру, по разным данным, объем экспорта российских углей для металлургии в Китай за 2009 г. лежит в диапазоне 0,55–6,7 млн т. Через Кипр или Швейцарию, но азиатское направление экспорта наших углей в прошлом году демонстрирует явно позитивную динамику. К примеру, через ж/д переход в г. Маньчжоули (Северный Китай), по данным китайской таможни, экспорт российских углей вырос за год в 100 раз(!), до объема около 800 тыс. т. Сообщается, без цифр, что преимущественно это коксующийся уголь.

Еще больший поток экспорта углей на азиатские рынки (включая энергетические сорта) идет через дальневосточные порты РФ. Для них уже стали характерными зимние пробки из тысяч неразгруженных вагонов и конвенции-запреты ОАО «РЖД» на дальнейшую отгрузку угля и прочих грузов в порты.

Общий экспорт коксующихся углей из РФ, обвалившийся в начале 2009 г., к концу года вырос до уровня выше 1,5 млн т в месяц. По предварительной оценке, годовой вывоз этой продукции в 2009 г. превысит показатель 2008 г. (около 13 млн т). Это около половины внутреннего производства (добычи) коксующихся углей в России.

Выпуск металлургического кокса в 2009 г. снизили практически все российские производители, но более всего НЛМК (на 36%, до 2,4 млн т). А также ММК (на 10%, до 4,5 млн т), «Северсталь» (на 8%, до 3,9 млн т), ЗСМК и НТМК (на 21%, до 3,1 млн и 2,2 млн т соответственно), «Алтай-Кокс» (на 19%, до 2,8 млн т). Только «Мечел-Кокс» добился 5%-го роста производства кокса до 2,3 млн т.

В прошлом году на российский рынок было поставлено 25,6 млн т отечественного кокса, что на 12% меньше, чем годом ранее. В то же время вывоз кокса из России упал на 37%, до 2,1 млн т в результате существенного сокращения спроса на Украине, в Бельгии, Германии и Иране.

Однако, как обычно, в Азии легко нашлись новые покупатели. К примеру, кемеровский «Кокс» в июне 2009 г. впервые подписал контракт на поставку металлургического кокса в Индию через транснациональные компании Noble Resources PTE LTD (Сингапур) и Romet Robstoff (Германия).

Причина быстрого восстановления спроса на коксующийся уголь и кокс в 2009 г. – восстановление спроса в металлургии, особенно на экспортном направлении и мировых рынках, где ввиду дефицита быстро пошли вверх предлагаемые покупателями цены.

Цены

Коксующийся уголь


С апреля 2009 г., когда были установлены базовые (годовые) контрактные цены на коксующийся уголь в размере $129 за т FOB порт Австралии, спотовые цены на эту продукцию постепенно снижались. При этом котировки американских экспортеров скатывались до августа прошлого года включительно, со $136 до $119 за т, тогда как экспортные цены российских поставщиков остановили свое падение на месяц раньше – к середине лета – на 25%, до $64 за т (рис. 2).



При этом спотовые цены на австралийский коксующийся уголь с начала финансового года не изменялись в течение 3 месяцев и застыли на отметке $115 за т FOB.

Однако спотовый рынок почувствовал растущий спрос на сырье и его внутренний дефицит в Китае и начал рывками поднимать свои котировки: сначала в августе – на 25%, до $150 за т, а потом в декабре 2009 г. и в январе 2010 г. – еще на 26,6%, до $190 за т.

Отметим, что с августа 2009 г. двинулись вверх и китайские внутренние цены на местный коксующийся уголь – в среднем до $193,5 за т в конце лета, до $197 за т в декабре и до $205–212 за т в начале января 2010 г.

Стоит заметить, что динамика российских внутренних цен на металлургический уголь напоминает динамику спотовых мировых цен, но со средней разницей в цене около $75 за т. Российские котировки росли с апреля 2009 г. ($48 за т EXW) по июнь прошлого года ($51 за т), а также с августа до ноября 2009 г. – с $60 до $96 за т соответственно. И только лишь в июле и декабре прошлого года наблюдались 4–5%-е спады. Естественно – с некоторой разницей по маркам и предприятиям.

В декабре 2009 г. правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ приняло решение о снижении применяющихся ранее коэффициентов на экспортные и импортные перевозки коксующегося угля по ряду направлений.

Как говорится в сообщении пресс-службы ФСТ, в 2010 г. при экспортных поставках коксующихся углей со станций Западной Сибири к действующим тарифам будет применяться надбавка в размере 0,5% (ранее 15%), а при перевозке импортируемых в Россию через пограничные передаточные станции углей будет действовать надбавка в размере 12% (ранее 22%).

Аналогичные решения приняты и в отношении перевозок кокса через пограничные передаточные станции РФ с установлением надбавки к действующему тарифу в размере 15% (вместо 26%) при экспорте и 22% (вместо 33%) – при импорте.

Сохранен действующий коэффициент (0,909), позволяющий выравнивать тарифы на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями. Сохранены на прежних уровнях системы коэффициентов, применяемых при перевозке угля на экспорт через российские порты (при расстоянии перевозок свыше 3500 км), включая коэффициенты в направлении портов Архангельск, Кандалакша, Мурманск, Ванино, Посьет, Находка, Восточный.

Фактически это заметное снижение тарифов и стимулирование экспорта российских коксующихся углей на выгодные внешние рынки.

Последние ценовые новости по мировому рынку коксующегося угля становятся похожими на попытки прямого манипулирования ценами.

Австралийские СМИ (т. е. представители страны-продавца) в конце января сообщили, что «по слухам, очередная партия твердого коксующегося угля из Австралии в Китай была продана по цене около $210 за т FOB». Новость смягчили комментарием, что «сделка не типична, так как покупатель отчаянно нуждался в угле». В свою очередь специалисты банка Macquarie Group (естественно – австралийского) подтверждают, что цены на металлургический уголь продолжают движение вверх, а сделки на уровне в $180 за т проходили еще в прошлом месяце (декабре).

Информационное агентство «Металл-Курьер» (Украина) 29 января сообщило, что крупнейший российский поставщик – УК «Распадская» подняла цены предложения на коксующиеся угли марки ГЖ российским потребителям на 36% (до 3600 руб. за т). После резкой реакции на эту информацию «Распадская» фактически опровергла эту информацию, сообщив, что переговоры еще продолжаются и т. д. и т. п. Но было уже поздно. На сайте ФАС появилось следующее грозное сообщение:

«В последнее время в СМИ, а также в сети Интернет активно распространяется информация о предстоящем повышении российскими компаниями цен на коксующийся уголь на 30–40%. В качестве источников данной информации указываются в том числе и компании – производители коксующегося угля.

В связи с этим ФАС России обращает внимание производителей коксующегося угля на то, что распространение информации о будущих ценах может быть истолковано антимонопольным органом как согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к ограничению конкуренции на рынке коксующегося угля».

Все это выглядит как намек на известного «кремлевского доктора», который уже занимался вопросами цен на коксующееся сырье. Влиятельное металлургическое лобби РФ пытается сохранить уровень российских цен на коксующийся уголь (около 2750 руб. за т) как минимум до 1 апреля. Т. е. хотя бы до окончания финансового года в ряде стран и срока действия прежних базовых мировых цен.

Металлургический кокс

В части цен металлургического кокса ситуация проще – они прямо следуют за ценами на его сырье – коксующийся уголь.

Напомним, что с 1 апреля 2009 г. цена на поставки китайского кокса среднего качества была снижена на 4%, до $213 за т, а высокого качества – на $14,6, до $234 за т FSA. Далее следовал неуклонный рост. С мая по август 2009 г. внутренние цены Китая поднялись на 14%, до $ 257 за т, опустившись в декабре до $233 за т. В январе 2010 г. стоимость доменного кокса на внутреннем рынке Китая подросла на 6%, до $248 за т, на фоне роста экспортных сырьевых цен (на коксующиеся угли), увеличения спроса со стороны китайских металлургов, а также ухудшения погодных условий и т. д. (рис. 3).



Отметим, что экспортные цены на китайский доменный кокс традиционно превышают внутренние котировки из-за правительственных ограничений, во-первых ввиду квот, во-вторых – ввиду действия 40%-й экспортной пошлины, введенной с 2008 г. С апреля по май 2009 г. экспортные цены кокса из Китая упали с $434 до $390–400 за т FOB и удерживалась на таком уровне вплоть до сентября, после чего уровень китайских экспортных цен колебался в пределах $395–405 за т. Далее из-за удорожания сырья на внутреннем рынке выросли и экспортные котировки местного кокса – до $410–420 за т в январе 2010 г.

В целом китайские экспортные цены на кокс были и остаются крайне высокими для большинства потребителей.

В I квартале 2009 г. основные российские металлургические комбинаты работали с загрузкой менее 60–70%, поэтому внутренние цены на российский кокс в январе–марте прошлого года опустились на 10%, со $143 до $129 за т. Потом внутренние котировки подскочили на 3%, до $133 за т в апреле и снова упали на 13% в мае, когда начался ежемесячный рост стоимости российского кокса – до $246 за т в октябре 2009 г. В последние 2 месяца прошлого года внутренние цены на кокс российского производства снова обвалились на 30%, до $182 за т.

В первом месяце 2010 г. стоимость кокса на внутреннем рынке России увеличилась на 7%, до $194 за т.

Экспортные котировки в январе–марте 2009 г. падали на 5–18% и достигли отметки в $160 за т. С тех пор стоимость российского кокса для иностранных покупателей быстро росла – до $305 за т в октябре прошлого года. Сейчас на протяжении трех последних месяцев она остается неизменной на уровне $295 за т, благодаря заключению договорных поставок до декабря 2009 – января 2010 г.

Однако в феврале на фоне высокого спроса как на внешнем, так и на внутреннем рынке РФ, цены на коксующийся уголь и кокс должны увеличиться. Конечно, если «доктор» не помешает.

Выводы и перспективы

Под влиянием растущего спроса Китая и ряда других азиатских стран коксующийся уголь (и кокс) вновь становятся дефицитными. Даже российские производители отлично чувствуют эту тенденцию и планируют расширять добычу и реализацию коксующих углей.

В частности, «Евраз Груп», а также «Воркутауголь» («Северсталь») подали заявки на аукцион за право разработки Межегейского месторождения коксующегося угля (Тува, запасы по категориям A + B + C1 – 213,5 млн т). Торги по Межегейскому проекту (требующему около $1 млрд инвестиций) должны пройти 2 марта 2010 г.

Шахта «Распадская» рассчитывает увеличить объемы реализации угольного концентрата в текущем году на 10–15%, а также ожидает позитивную динамику цен на угольный концентрат – в том числе с учетом заключения в апреле 2010 г. контрактов между ключевыми международными игроками.

НЛМК в 2010 г. планирует начать строительство в Новокузнецком районе Кемеровской области шахты «Жерновская-1» проектной мощностью 3 млн т коксующегося угля в год.

ММК планирует, что ее новый актив «Белон» увеличит добычу в 2010 г. на 44%. Недостающие объемы коксующегося угля Магнитка получит от ХК «Сибирский деловой союз» (СДС), с которым впервые подписало 5-летнее соглашение о поставках 3,3 млн т в год угольного концентрата марки К.

«Мечел» в 2009 г. после покупки угольной компании Bluestone Industries Inc. заключил заметный контракт на 5 лет с южнокорейской компанией Hyundai Steel на поставку концентрата нерюнгринского коксующегося угля через свой дальневосточный порт Посьет. Также «Мечел» продолжает развитие Эльгинского месторождения, первый уголь на котором должен быть добыт уже в 2010 г.

Проекты зарубежных горнорудных компаний в этой статье мы рассматривать не будем.

Перспективы мирового рынка коксующегося угля и кокса на 2010 г. уже достаточно ясны.

Мировая торговля коксующимся углем в 2010 г., согласно ожиданиям экспертов, вырастет на 8%, до 232 млн т, вместе с тем рынок угля останется напряженным за счет:

• роста мировой экономики с 3,1 до 3,9% в текущем году благодаря более быстрым, чем ожидалось, темпам выхода из кризиса;

• расширения мирового объема производства стали в 2010 г. на 11,1% по сравнению с 2009 г., до 1,35 млрд т;

• улучшения экономических перспектив на основных импортных рынках, а именно в ЕС, где спрос на иностранный металлургический уголь сможет вырасти на 16%, до 51 млн т, в Японии – на 14%, до 58 млн т, Южной Корее – на 16%, до 22 млн т, а также в Бразилии – на 22%, до 11 млн т;

• сохранения сильного спроса со стороны Китая, где продолжится быстрый рост, потребление стали вырастет как минимум на 9%, до 527 млн т, а производство – на 8%, до 600 млн т;

• сохранения в КНР дефицита внутренних поставок металлургического угля ввиду закрытия устаревших мощностей;

• увеличения экспорта коксующегося угля в результате роста его поставок главным образом из Австралии – на 7%, до 145 млн т (т. е. страна обеспечит около 10 млн из 17 млн т прироста мирового экспорта угля), а также из США – на 17%, до 34 млн т и из России – на 13%, до 17 млн т;

• снижения транспортных возможностей по поставкам угля из-за плохих зимних погодных условий как в Китае (когда уже традиционно властями отдается приоритет отгрузке энергетических углей), так и в Австралии;

• ограничений инфраструктуры и отсутствия адекватной логистики в Австралии, несмотря на модернизацию и расширение портовых и железнодорожных мощностей, что может отрицательно повлиять на поддержку высокого уровня экспорта коксующегося угля даже при значительных фрахтовых преимуществах.

В «переводе» на более простые определения это означает, что сырьевой рынок всего мира вновь не успевает за ростом потребления в новой «мастерской мира» – Китае.

Новые базовые цены на 2010–2011 годы

Множество прогнозов относительно новых контрактных цен на коксующийся уголь в 2010 г. постоянно пересматривается в сторону увеличения. Сейчас уровень прогнозных цен колеблется от $160 до $200 за т с процентным изменением от 24 до 55% (табл. 2).



Наблюдая за долгосрочной динамикой контрактных цен на уголь, вполне можно сгладить линии на рис. 4. При этом новые базовые котировки станут близки к средним ценам 2007–2008 гг.





При этом вероятным уровнем базовой цены станет текущая спотовая стоимость, т. е. текущий уровень около $190–195 за т. Однако переговоры по эти ценам на коксующийся уголь, которые обычно завершались до 1 апреля, в текущем году даже не начинались.

BHP Billiton, как законодатель мировых цен на сырье, настаивает на внедрении в практику на постоянной основе не годовых контрактов, а ежемесячных и ежеквартальных с максимальным приближением контрактных цен к спотовым котировкам.

Однако на изменение системы ценообразования, которая успешно функционировала 40 лет, в прошлом году частично согласился только Китай, остальные крупнейшие производители отказываются принимать новые условия.

Председатель Японской федерации по выпуску чугуна и стали (Japan Iron and Steel Federation) Сёдзи Мунэока поясняет, что в Китае стальные компании производят в основном конструкционную сталь для строительства, цены на которую изменять много легче. А в Японии метпредприятия поставляют 60–70 % своей продукции потребителям в машиностроении (включая автопром), которые принципиально не желают работать с плавающими ежеквартально издержками.

В России эти цены если и устанавливаются на год, то с обязательным пересмотром каждый месяц, квартал, полугодие, т. е. согласно достигнутым соглашениям в контрактах. Если таковых контрактов не получается, то у нас всегда возможен и «вариант Пикалево».

А как в мире, в том числе на мощнейших грузопотоках сырья на маршруте Австралия – Китай?

Напряжение на них, например в китайских контрактах с австралийско-британским альянсом Rio Tinto – BHP Billiton, еще в прошлом году достигло предела. Напомним аресты ряда китайских сотрудников, обвиненных в промышленном шпионаже в пользу этих компаний. Кстати, малоизвестно, что отцы-основатели этих австралийских горнорудных гигантов замешаны в «опиумных войнах» позапрошлого столетия Китая с Великобританией, нанесших стратегическому развитию Поднебесной огромный урон.

Сам Китай об этом прекрасно помнит.

Итог всей этой сложнейшей ситуации – нарастание дальнейшего дефицита металлургического сырья в мире, рост и нестабильность его цен.

Производству всего мира настойчиво предлагается жить не по привычным схемам, а по законам современного финансового мира. Ведь там сейчас нестабильность не только норма, но и важнейший источник прибылей…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: