Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


31.01.2012    Как наша металлургия будет «прирастать Сибирью» (Часть II)



Урал Северный и Полярный

Следующий сибирский мегапроект – «Урал Промышленный – Урал Полярный» – уже с полным правом может называться преемником сталинской Трансполярной магистрали. И дело не только в том, что в транспортном отношении он практически полностью ее повторяет. Гораздо большее сходство придает тот факт, что первоначальные цели оказались весьма далеки от реально достижимых.

Весь проект был затеян как бы в целях освоения «природных богатств Приполярного Урала». Чиновники дружно говорили о колоссальных запасах железных и хромовых руд, обещали залежи молибдена, кварца, титана и многого другого. Ради этого было запланировано буквально титаническое строительство: железная дорога по восточной стороне Уральских гор с юга на север до Салехарда протяженностью более 700 км, где она поворачивает на восток и идет еще 700 км в направлении Нового Уренгоя (Коротчаево – Новый Уренгой – Надым – Салехард – Обская – Полуночное). Стоимость проекта превышала 310 млрд руб., ввод в эксплуатацию был намечен на 2013–2015 гг. Также планировалось строительство автомобильной дороги, соединяющей Ивдель Свердловской области с границей Ханты-Мансийского округа.

Однако на поверку «уральские богатства» оказались много скромнее ожиданий. В августе 2009 г. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) существенно скорректировало вниз прогноз в отношении ресурсов проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».

По словам заместителя начальника Департамента по недропользованию Роснедр по УрФО по твердым полезным ископаемым Николая Кокорина, заявленные ранее объемы прогнозных ресурсов в большинстве своем не подтвердились. «Произошло сокращение ресурсов по категориям P1 и P2 и увеличение по категории P3. Это говорит о том, что мы, вопреки ожиданиям, не смогли обнаружить в рамках проекта крупных месторождений», – пояснил г-н Кокорин.

Наиболее существенное сокращение ресурсов произошло по месторождениям железной руды – утвержденные ресурсы по категории Р1 составили 64 млн т вместо 230 млн т, хромиты сократились по категории Р2 с 217 млн т до 125,7 млн т.

В результате Роснедра предложили Министерству природных ресурсов РФ более чем в 2 раза сократить финансирование комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный – Урал Полярный». В 2010 г. финансирование геологоразведочных работ из федерального бюджета сократилось на 31%, а ассигнования до 2015 г. «усохли» с 5 млрд до 2,025 млрд руб.

Вслед за этим началось урезание амбиций проекта. Сначала отказались от железной дороги вдоль Уральских гор – ее строительство оказывалось просто нерентабельным. Благодаря этому шагу смета «похудела» практически вдвое – на 176 млрд руб., до 184 млрд руб. Потом «под нож» пошли и расходы по оставшейся части – мост через Обь решили делать не совмещенным железнодорожно-автомобильным, а только железнодорожным. Нашлись резервы по удешевлению и в технологии строительства (по всей видимости, благодаря привлечению к строительству чешских и немецких подрядчиков). В результате проект оценивают уже в 134 млрд руб.

Однако инфраструктура нужна в конечном итоге, чтобы обслуживать интересы потребителей и добывающих компаний. А с этой стороны у «Урала Промышленного – Урала Полярного» все не слишком хорошо: из оптимистично заявленных восьми проектов по половине инвесторов совсем нет (т.е. в месторождении никто не заинтересован), а по трем из четырех оставшихся заинтересованность компаний есть, однако инвестсоглашения так и не заключены, чем в октябре 2011 г. был сильно недоволен гендиректор корпорации Александр Белецкий. Неудивительно – ЧЭМК (хромовые руды) вложил в поисковые работы меньше 20% от намеченного объема инвестиций, а ЗАО «Нефтересурсы» (медные руды) – еще вдвое меньше. Единственной обязательной компанией на этом фоне выглядит «ГПК-Север», потратившая на поиски почти половину от намеченного, но надо учитывать ее профиль – геологоразведка. А следовательно, дальнейших трат можно ждать только в том случае, если она найдет покупателя на уже разведанные запасы.





Пограничная железная руда

Давние иллюзии о крупнейших в мире запасах железной руды, сосредоточенных в России, включая Сибирь, специалисты все чаще опровергают. К примеру, по данным авторитетной геологической службы США (USGS), наша страна уступает по промышленным запасам ЖРС Бразилии и Украине, а по общему содержанию железа в них – Австралии.

Причем даже российские геологи сообщают, что сибирские ресурсы хороших железных руд минимальны, составляя порядка 7,4% от общероссийских балансовых запасов. Но и эта цифра немалая, достигающая, по разным оценкам, 2–15 млрд т, поэтому подлежит более детальному рассмотрению.

Пушкинская строка «во глубине сибирских руд…», обращенная к сосланному в Забайкалье декабристу Муравьеву, безусловно, связана с активным развитием горно-металлургической промышленности региона в то время. Возможно, с недалеким и первым в Сибири Ирбинским железоделательным заводом (1740–1828) или с Петровским и Гурьевским заводами, находившимися в те годы на подъеме. Но в целом история разведки и освоения железных руд в регионе насчитывает «взлеты и падения» сотен рудников и заводов. Увы, по большей части давным-давно закрытых.

К сегодняшнему дню основным регионом черной металлургии в Сибири, безусловно, остается Кузбасс, с избытком обеспеченный собственным и качественным углем. Однако в значительно меньшей степени – нужной железной рудой.

Ближайшие к ЗСМК и НКМК «Евраза» месторождения (в Горной Шории, в Кузнецком Алатау, в Хакасии и т.д.) оцениваются балансовыми запасами около 5 млрд т железорудного сырья. Однако трудности его добычи нарастают, а качество этих руд, по мировым меркам, достаточно среднее (содержание железа от 28 до 48%). Поэтому «Евраз» постоянно изыскивает новые месторождения сырья в регионе. К примеру, в октябре 2011 г. компания сообщила о начале освоения (филиалом ОАО «Евразруда») Изыгского месторождения железной руды в Красноярском крае. Оно весьма невелико (4 млн т руды с содержанием железа на уровне 39,8%), но сохраняет возможности доразведки и расширения. А пока вскрышные работы в новом карьере предполагается начать в 2014 г. и вывести добычу на уровень 0,5 млн т руды в год.

И это типовая для Сибири ситуация с железной рудой – освоение новых и новых месторождений поближе к дорогам, но малых, т.е. с запасами на десяток лет.

А теперь о главном. Наиболее «громкий» проект в регионе, продвигаемый многопрофильной инвестиционной группой Petropavlovsk (ООО «Ариком», Aricom, УК «Петропавловск», ООО «Петропавловск – Черная металлургия», IRC), предусматривает освоение на Дальнем Востоке (ЕАО) Кимканского и Сутарского месторождений с общими запасами более 558 млн т железной руды.

Отметим, что контрольный пакет на эту лицензию «дочка» инвесторов – ООО «Рубикон» – получила в 2005 г. всего лишь за $9 млн фактически без конкуренции со стороны ОАО «Олкон» («Северсталь»). Далее сообщалось об инвестициях Aricom в проект до $70 млн, о допэмиссии и IPO, перераспределении долей, геологоразведке и т.п. В 2007 г. консалтинговая компания Wardell Armstrong International (Великобритания) уже оценила стоимость этого проекта (при реализации) в $1,676 млрд.

Перед кризисом в 2008 г. британская Aricom сообщала о смете инвестиций в создание промышленного комплекса черной металлургии в ЕАО общим объемом 107,324 млрд руб., где 39,039 млрд руб. (36,4%) составляют собственные средства инвестора, 50,140 млрд руб. (46,7%) – заемные средства инвестора, 18,145 млрд руб. (16,9%) – средства Инвестиционного фонда РФ. Далее, в 2009 г., Aricom, владеющая железорудными, титановыми и золотыми активами в России, объявила «о замедлении темпов освоения Кимкано-Сутарского месторождения (ЕАО) в связи с кризисными явлениями в мировой экономике». А в УК «Петропавловск», управляющей российскими активами Aricom, сообщили, что перенос сроков ввода в эксплуатацию может и не произойти, «если кризис себя не проявит».

Сейчас ясно, что тот самый кризис в России себя проявил. А еще более он проявил себя на мировых рынках, заметно снизив стоимость железорудного сырья, металла и т.п. В результате «программа-максимум» создания индустриального кластера в ЕАО явно притормозила.

Однако, невзирая на проблемы, группа «Петропавловск» в 2010 г. смогла запустить новое железорудное производство – Олекминский ГОК в Амурской области, в 35 км от БАМа (мощность до 0,9 млн т железорудного концентрата и 0,3 млн т ильменитового концентрата в год). В целом «Петропавловск» сообщает, что с 2003 г. он уже инвестировал примерно $500 млн в создание горно-металлургического комплекса на Дальнем Востоке из нужного общего объема инвестиций в размере около $3,5 млрд.

В амбициозные планы группы (или в ее руду) поверил великий сосед – Китай, испытывающий хронический дефицит такого сырья. В декабре IRC Ltd заключила предварительный контракт на $400 млн с китайским подрядчиком CNEEC на строительство первой очереди Кимкано-Сутарского ГОКа, через неделю подписала контракт на кредит в $340 млн от Industrial & Commercial Bank of China на финансирование этих работ. В итоге через 9 месяцев, в октябре 2011 г., ГК «Петропавловск», власти ЕАО и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заложили первый камень в фундамент Кимкано-Сутарского ГОКа мощностью по переработке 10 млн т ЖРС в год.

По плану совместно с Олекминским и Гаринским ГОКами Амурской области мощности ООО «Петропавловск – Черная металлургия» (IRC) c 2014 г. достигнут 22,6 млн т железной руды в год.

Понятно, что таких объемов сырья хватит не только на «вершину кластера» – планируемый Дальневосточный металлургический комбинат, который с 2017 г. должен выпускать в год до 2,5 млн т железа прямого восстановления по технологии IТmk3 (Kobe Steel). Оставшейся руды хватит и соседнему Китаю, к которому планируется строительство соответствующей транспортной инфраструктуры. Главное в ней – ж/д мост через Амур, очередное соглашение о строительстве которого Россия и Китай подписали еще 3 года назад. Последняя версия этого проекта перенесена из Амурской области (Благовещенск) в ЕАО (порт Нижнеленинск), однако строительство моста длиной около 2,2 км все откладывается и откладывается. Одна из явных причин задержки – 10 млрд руб. необходимых инвестиций. Кроме того, аналогичных дополнительных затрат требует реконструкция 120-километровой железной дороги к мосту (Биробиджан – Ленинское). На развитие путевой инфраструктуры потребуется 12 млрд руб. Ранее планировалось паритетное финансирование стройки структурами Petropavlovsk (включая Peter Hambro Mining) с китайскими партнерами, но сейчас этот проект явно претендует на господдержку. Причем местные власти недавно сообщили (ГТРК «Бира») о начале активной фазы строительства моста в I квартале 2012 г.

Российской металлургии обещана своя толика выгод от этого горно-металлургического проекта. Во-первых, «Мечелу» предлагается ориентироваться на создаваемую транспортную структуру в части вывоза углей Эльги, а еще лучше – инвестировать в этот проект. Во-вторых, еще в апреле 2011 г. компания «Петропавловск –Черная металлургия» заключила предварительное соглашение с металлургическим заводом «Амурметалл» (Комсомольск-на-Амуре) на поставку до 1 млн т железа прямого восстановления, произведенного Дальневосточным металлургическим комбинатом. Однако поставки этого современного и качественного сырья планируются только с далекого 2017 г.

Но главной проблемой всех озвученных планов группы «Петропавловск» может стать, увы, нехватка железорудного сырья. Среди заявленных запасов Кимканского и Сутарского месторождений в объеме 558,7 млн т неплохо разведаны только руды Кимкана (категории А+В+С1, 189 млн т). Основные запасы Сутары оценены только ориентировочно, по категории С1.

Поэтому вновь амбициозные планы и серьезные инвестиции в Сибири пытаются опередить события. Прежде всего – опередить главное: тщательную геологоразведку. Или инициаторы этих проектов пытаются ускорить очередной строительный «распил»?

Прирастем однозначно!

Со времен распада СССР за 20 лет Сибирь, особенно Дальний Восток, потеряли очень многое. Прежде всего (с утратой повышенных зарплат, советских льгот и т.д.) они потеряли наиболее трудоспособное население. В этом регионе зарегистрированы все рекордсмены РФ по оттоку жителей. Чукотка и Магаданская область лишились более половины своего населения, Дальний Восток в целом – 23%, Восточная Сибирь – более 4% жителей. Осваивать сибирские богатства (исключая очень дорогую нефть) практически некому.

Но и сами эти богатства при тщательном изучении чаще всего оказываются древним мифом. В основном это рядовые, по мировым меркам, месторождения сырья, расположенные в крайне труднодоступных местах. А именно – в зоне вечной мерзлоты или в горных регионах, без дорог, электричества, населения.

Однако по мере исчерпания (и удорожания) мировых ресурсов отдельные проекты горно-металлургической индустрии в Сибири по очереди начнут переступать порог рентабельности. В эти перспективные точки на огромной карте придут инвестиции, прежде всего – из соседнего Китая, всерьез озадаченного дефицитом сырья. Следом придут зарубежные китайские строители, далее – китайские горняки и металлурги…

Поэтому Сибирь на многие десятилетия обречена прирастать новым населением – мигрантами с востока и юга, не более того...

С российской стороны «до последнего» будут держаться пограничники и таможня. И не потому, что им «за державу обидно». Просто жители Поднебесной умеют договариваться с таможней уже три тысячи лет…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции