Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


04.05.2018    Коксующийся уголь: без сюрпризов



Весна 2018 года, в отличие от нескольких последних лет, особых сюрпризов на мировом рынке металлургических (коксующихся) углей не преподнесла. Очередной тропический циклон, получивший имя Ирис, в конце марта – начале апреля лишь слегка коснулся главного угольного региона мира – австралийского Квинсленда. Основные экспортные терминалы, например Abbot Point, Hay Point и Darylymple Bay Coal Terminal, были остановлены на считаные дни. Крупнейшие в мире грузопотоки металлургических углей (около 170 млн т в год) практически не пострадали.

Закономерно, что стоимость качественного коксующегося угля на спотовом рынке Австралии показала незначительный (до 5%) рост и далее последовала на спад. А цены одного из основных потребителей этого угля – Китая – вообще не отреагировали. Судя по котировкам основной биржи в Даляне (DCE), они двинулись вниз ещё с марта, после введения знаменитых 25%-х


В большей степени, чем непогода, в самом начале 2018 года на рост цен коксующегося угля сработала логистика. Австралийский монополист перевозок угля в экспортные порты – ж/д оператор Aurizon – начал серьёзную «модернизацию». В феврале компания сообщила, что она «будет постепенно вводить изменения, чтобы привести свою операционную практику и бизнес-решения в соответствие с требованиями проекта решения Совета по конкуренции в Квинсленде».

При этом, по ожиданиям транспортного оператора, «первоначальные изменения могут сократить пропускную способность системы примерно на 20 млн т в год». А речь идёт о крупнейших грузопотоках угля. Напомним, что в 2017 году Австралия обеспечила (по данным АКРА) около 20% мировой добычи и более 60% мировой торговли коксующимся углем.

Но в целом подъёмы-спады котировок коксующегося угля в текущем году выглядят незначительными после внушительно позитивной динамики 2016–2017 годов. Многие аналитики сейчас сообщают о стабилизации рынка в целом, другие – прогнозируют дальнейший рост как объёмов, так и цен, невзирая на возможные австралийские сокращения.

К примеру, BMI Research в недавнем исследовании повысило прогноз цен на коксующийся уголь в 2018–2020 годах до $180 за т с предыдущего прогноза $160 за т. А Министерство экономики, торговли и промышленности Австралии прогнозирует, что цены на металлургический уголь в 2018 году в среднем будут составлять $200,5 за т, что выше предыдущего прогноза почти на 30%.

В марте японская Nippon Steel & Sumitomo Metal (NSSMC) согласилась на рост контрактных цен I квартала для полумягкого коксующегося угля Rix’s Creek, поставляемого австралийской компанией Bloomfield, до $150 за т FOB Австралия (после $126 в предыдущем квартале). Также NSSMC приняла рост цен с $135 до $159 за т FOB Австралия для металлургического угля (PCI), получаемого от австралийской компании Realm Resources. Как пройдут расчёты за твердый коксующийся уголь премиум-класса за I квартал (с ценами на спотовом рынке до марта выше $200 за т), пока не известно.

Тем временем в мире успело обозначиться ещё одно направление дефицита поставок коксующегося угля. На 17-й конференции Coaltrans India, прошедшей в феврале 2018 года, сообщалось о продолжающемся росте импорта этого сырья в Индию (за 11 месяцев на 12,1%, до 43,53 млн т). Более того, доложено о нарастании этой тенденции. «Индийские сталепроиз-водители будут продолжать зависеть от импортируемого коксующегося угля по крайне мере в течение ближайших 10 лет», – заявил старший менеджер Essar Steel Ltd Пракаш Такур.

«Внутреннее производство коксующихся углей будет низким по объёмам, по всей вероятности», – заявил помощник вице-президента по коммерческим вопросам JSW Steel Ltd Арвинд Раджгопалан. А инициативы индийских властей по улучшению портовой инфраструктуры, дорог и энергораспределения гарантируют устойчивый стальной спрос.

«Сформированная в 2017 году цель достижения годового уровня стальных мощностей 300 млн т к 2030 году, похоже, выполняется», – отметил г-н Раджгопалан. Это означает 3-кратный рост спроса Индии на коксующийся уголь, что заметно изменит структуру этого рынка.

Посмотрим на его текущий баланс и основные грузопотоки, которые весьма интересны российским производителям и экспортёрам коксующегося угля. Для чего обратимся к ежеквартальной оценке правительства Австралии (отчётам Department of Industry, Science & Innovation) за декабрь 2017 года и март 2018 года. Прежде всего – к балансу основных потребителей и поставщиков коксующегося угля (табл. 1).

В статистике чиновников правительственного департамента Австралии – крупнейшего поставщика коксующегося угля – большая часть игроков мирового рынка указана верно, но многие цифры и тенденции являются спорными.

К примеру, по данным таможенной статистики США, экспорт американского металлургического угля за 2017 год вырос заметнее – на 35% – и достиг 50,1 млн т. В австралийской статистике нет растущего грузопотока экспорта металлургического угля из Монголии в Китай (+11%, до 26,3 млн т, в 2017 году). Почти стабилен, т.е. занижен, импорт коксующегося угля в Индию, о динамике которого мы выше уже сообщили.

И главный «сюрприз» в этой некогда авторитетной статистике – явные «санкции» или дезинформация относительно России. Показанный австралийскими чиновниками в 2017 году обвал в экспорте российского коксующегося угля абсолютно не соответствует действительности. Этот грузопоток не упал до 15 млн т, а, наоборот, вырос до 22,8 млн т.

Тут самое время обратиться к нашей статистике и к более подробному рассмотрению состояния дел в российской угольной отрасли. По данным Росстата, за 2017 год добыча коксующегося угля в РФ выросла на 2,62%, до 85,6 млн т. По данным ЦДУ ТЭК, динамика много хуже, но выше итоговая цифра этой добычи – 88,66 млн т.

Но, по всем оценкам, почти стабильным в 2017 году оказалось основное внутреннее потребление коксующегося угля – для выплавки чугуна. Фактически в России продолжилась долговременная тенденция опережающего производства металлургической группы углей по сравнению с внутренним спросом на них (рис. 2).

Основной вклад в российскую добычу металлургических углей в 2017 году внесли традиционные регионы (т.е. прежде всего Кузбасс) и традиционные компании (рис. 3).

Особо позитивную динамику в прошедшем году продемонстрировали «Распадская» (входит в группу «Евраз»), увеличившая объём добычи коксующегося угля на 8,8%, до 11,435 млн т, и «Эльгауголь» («Мечел») с ростом на 12%, до 4,2 млн т. Заметными в 2017 году стали отгрузки металлургических углей новыми производителями – компаниями «Колмар» в Якутии и «Берингпромуголь» (Tigers Realm Coal Ltd) на Чукотке.

Аналитики отмечают усиление среди производителей позиций группы «Евраз», выигравшей конкурс на управление компанией «Сибуглемет» (Междуреченск) с крупными долгами перед ВЭБ и ВТБ. С учётом этого производства (под управлением УК «Евраз Междуреченск») группа «Евраз» получила под контроль треть рынка российского коксующегося угля.

Невзирая на избыток коксующегося угля на нашем рынке, его импорт в РФ за год вырос на 57%, до 0,98 млн т. Большую часть этих поставок осуществляет Казахстан (+19%, до 0,64 млн т), и более чем в 4 раза, до 0,34 млн т, вырос импорт коксующегося угля с Украины. Весь этот объём едва больше 1% российского производства, но явно политически мотивирован поддержанием хороших взаимоотношений с соседями (включая Донбасс).

Однако много заметнее растущий экспорт российского коксующегося угля, близкий по объемам к 25% производства в стране. На первый взгляд, он весьма выгоден угольной отрасли РФ ввиду сравнительно высоких экспортных цен (рис. 4).

Тем не менее реализация экспортных возможностей угольной отрасли РФ продолжает сталкиваться с целым комплексом трудностей. В части металлургических (коксующихся) углей качество российских уступает уникальным экспортным углям (Premium НСС) из Австралии. Около 60% этих углей в РФ проходит стадию обогащения, но всё одно по стоимости (см. рис. 1) существенно уступает заокеанским.

Другой проблемой остаётся слабая логистика ж/д сообщения и портовой структуры для отгрузок угля, особенно в восточном направлении. При этом коксующийся уголь конкурирует с энергетическими (тепловыми) углями, экспорт которых из РФ на порядок выше и превысил в 2017 году 200 млн т.

Третьей проблемой остаётся диверсификация направлений экспортных поставок коксующихся углей из РФ. По-прежнему основным для нас является западное направление, невзирая на то что в этот регион быстро нарастает импорт углей из США.

При этом страной – основным покупателем российского коксующегося угля в последние годы продолжает оставаться Украина (табл. 2).

По итогам прошлого и начала 2018 года тенденция разворота этих грузопотоков «на восток» (в Китай, на Тайвань и т.д.) имеется. Но её, в свете политической ситуации вокруг России, предстоит расширить и закрепить. Немало вопросов надо решить и в части обоснования цен на экспорт угля из РФ.

Для помощи производителям и экспортёрам коксующихся углей сайт MetalTorg.Ru открывает с 15 мая раздел по ценам на эту продукцию. Он будет содержать следующие сводки цен:

– биржевые фьючерсы DCE (Далянь, КНР) на качественный коксующийся уголь со сроками поставки от 1 до 6 месяцев;

– текущие спотовые цены FOB и СFR на коксующийся уголь НСС грузопотока Австралия – Китай;

– внутренние цены КНР (с НДС) на твёрдый и полумягкий коксующийся уголь;

– цены предложения «Евраза» («Распадской») на коксующийся уголь марки ГЖ;

– средние внутренние цены РФ (с НДС) на коксующийся уголь;

– средние цены экспорта и импорта РФ на коксующийся уголь.

Для анализа тенденций подписчикам будет доступен архив ценовых сводок за период от 1 до 5 лет.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: