Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


02.09.2019    Текущее состояние рынка ферромарганца РФ



Чуть больше года назад рынок ферромарганца был настроен весьма оптимистично – период низких цен, казалось, наконец позади. Китай со своей борьбой за экологию остановил ряд производств, требования к оставшимся ужесточались, покупатели нервничали, цены росли.

Но всё оказалось не так просто. Помимо ферросплавных заводов, проверкам подвергались и производители стали, наименее эффективных из которых заставляли перестраивать производство или закрываться. Что, соответственно, ограничило спрос на доменные ферросплавы.

С другой стороны, правительство КНР реализует сразу несколько инфраструктурных программ по возведению портов, автомагистралей и железных дорог в стране и на всей территории Евразии – часто из китайских материалов китайскими же специалистами. Далеко ходить не надо: China Railway Construction Corporation (CRCC) уже активно участвует в строительстве Большой кольцевой линии московского метро и будет строить одну из новых веток.

Руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев сообщал, что силами китайского подрядчика будут выполнены основные строительные работы. Для этого привлекалось около 500 китайских инженеров, а чьи привлекаются стройматериалы, включая металл, – никто не проговаривался.

Поскольку ни дефицита производства, ни заметного роста спроса не случилось, стоимость ферромарганца двинулась вниз (рис. 1).


К частью, для российского рынка случившийся ранее подъём оказался важнее последовавшего снижения. В начале 2016 года возобновил выпуск ферромарганца Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК), составив компанию основным производителям – Косогорскому металлургическому и Саткинскому чугуноплавильному заводам. В 2017–2018 годах, на фоне относительно высоких цен, они не теряли времени даром, увеличив годовой совокупный выпуск последовательно на 35 и 20% соответственно (рис. 2).


Правда, практически в полном объёме этот прирост производства ушёл за границу (рис. 3).


Что примечательно – это заметное увеличение поставок ферромарганца в США. Причины, вероятно, чисто экономические: если до середины 2017 года разница цен на европейском и американском рынках составляла обычно $50–100 за т «в пользу» США, то дальше она начала стремительно нарастать. К началу 2018 года это расхождение достигало уже $150, ещё через полгода – $200–250 за т.

Явно не последнюю роль в этом сыграл ввод пошлин США и взлёт американских цен на сталь, захвативший и основные виды сырья.

К началу 2019 года стало понятно, что нужно договариваться, первые подвижки в этом направлении наблюдались, и разрыв котировок успел сократиться до привычных $100. Но, как известно, к согласию прийти не удалось, ситуация вновь обострилась, и сейчас ферромарганец для американских компаний примерно на $150 за т дороже, чем для европейских.

Судя по географии отгрузок, поставки в США обеспечивает в основном Саткинский чугуноплавильный завод (СЧПЗ). Возможно, при некоторой поддержке ЧЭМК. Косогорский металлургический завод (КМЗ) тоже наращивал экспорт ферромарганца, но явно предпочитал турецкое направление.

Не менее любопытна статистика по импорту ферромарганца в Россию. Факт чрезвычайной стабильности размера украинских поставок нашим потребителям при сокращении прочего импорта в разы говорит о крайне глубокой интегрированности экономик обеих стран.

Во-первых, в силу отлаженных ещё с советских времён технологических процессов работы именно на украинском сырье. Во-вторых, после 2014 года валюты обеих стран просели относительно доллара, и весь импорт из дальнего зарубежья стал заметно дороже. Но гривна подешевела и относительно рубля, подняв привлекательность продукции с Украины для наших заводов (рис.4).


Самое время подвести общий баланс российского рынка, что было бы весьма легко, если бы не Росстат.

В апреле 2018 года это ведомство внезапно обнаружило на северо-западе страны производство ферромарганца, не уступающее по размерам КМЗ и СЧПЗ, мощностью 5–6 тыс. т в месяц. Правда, о его существовании участники рынка не в курсе – в полугодовом отчёте КМЗ за 2019 год своими конкурентами предприятие по-прежнему называет только СЧПЗ и ЧЭМК. Некоторые проблемы доставляют Краматорский ферросплавный завод и группа «Приват», но они точно не в России.

Теоретически создание ферромарганцевого предприятия именно в начале 2018 года выглядит вполне вероятным – ведь это период относительно высоких цен после долгого спада.

Однако идентифицировать нового производителя нам не удалось. Для выпуска 60–70 тыс. т ферромарганца в год нужно иметь как минимум несколько крупных печей – что означает поставки оборудования, масштабное строительство, немалые инвестиции, повышенное внимание со стороны местной администрации и прессы. Однако никакой информации о запуске, восстановлении или перепрофилировании какого-либо подобного производства в европейской части России за последние несколько лет не поступало.

Альтернативный вариант – освоение данной продукции кем-либо из металлургических гигантов для собственного внутреннего применения. Но экономическая обоснованность подобного решения сомнительна: в стране уже имеется избыток мощностей и главный нерешённый вопрос – дефицит рудного марганцевого сырья.

Кроме того, возникает вопрос потребителя: крупные металлургические проекты, которые могли бы поглотить такие объёмы ферромарганца, на территории России с 2017 года не открывались. Суммарное производство стали в стране за 2018 год выросло не более чем на 3%. Значит, новый производитель должен был либо отобрать клиентов у старых, которым придётся искать иные рынки сбыта, либо сам активно экспортировать продукцию.

Экспорт действительно растёт, но… на фоне роста выпуска у КМЗ и СЧПЗ. В 2018 году они суммарно прибавили около 45 тыс. т, тогда как экспорт вырос только на 35 тыс. т.

По итогам первой половины 2019 года рост экспорта составил 6,8 тыс. т (по данным ФТС РФ), при этом только КМЗ сообщил об увеличении поставок за границу с нуля до 17,2 тыс. т. И внутрироссийские отгрузки у него тоже увеличились – с 32,2 тыс. до 34 тыс. т за полугодие.

В итоге мы не смогли найти ту нишу на рынке, где разместился неведомый ферросплавный завод. И позволим себе усомниться в данной сводке Росстата. Тем более что это не первый и не последний вопрос к этому ведомству. Из свежего – полностью пропавшая статистика по выпуску ферросплавов в Сибири.

Баланс рынка ферромарганца пришлось подводить с вариантами учёта информации (или дезинформации) наших официальных статистиков (табл. 1).


В скорректированном варианте видимое потребление ферромарганца в РФ с 2010 года держится практически на одном и том же уровне – около 40 тыс. т в квартал, исключая весенние периоды оживления. Если же полностью положиться на информацию Росстата, то в 2018 году выпуск ферромарганца в стране вырос более чем на 50%, а в 2019-м прибавит ещё около 20%. Потребление при этом увеличилось на 30% в 2018 году и вырастет ещё на 15–20% в текущем. Однако мы ожидаем роста производства и даже, возможно, потребления – но по другим причинам и в гораздо более скромных объёмах.

Так, КМЗ анонсировал планы увеличить объёмы выпуска ферромарганца, но основная часть дополнительных объёмов, скорее всего, будет экспортирована.

На слуху недавнее обращение СЧПЗ в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ с просьбой разрешить приобретение КМЗ. ФАС в конце июля текущего года это слияние разрешила. По её данным, «суммарная доля компаний на товарном рынке ферромарганца после их объединения не будет превышать 35%, что соответствует требованиям закона о защите конкуренции. В то же время на рынке уже действует участник, чья доля рынка превышает 40%».

Такой подсчёт стал возможным благодаря суммированию рынков ферро-, силико- и металлического марганца. Как отмечали в ФАС, 74% (14 из 19) компаний заменяли или могут заменить ферромарганец на альтернативные продукты. Что делать с потенциальным монополистом прочим потребителям и прочим технологиям, которые заменить ферромарганец не в состоянии, чиновники не сказали.

Впрочем, пока от слияния отказались сами заводы. Как сообщила пресс-служба КМЗ, «соответствующие переговоры велись между представителями двух компаний, но к какому-либо результату в изначально запланированные сроки они не привели. Таким образом, угрозы появления на российском рынке монополиста, производящего ферромарганец, в обозримой перспективе не существует».

Что ж, поживём – увидим.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: