Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Драгоценные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


08.07.2003    Состоится ли второе пришествие палладия?



Введение

Для России принципиально важно, состоится ли возвращение этого драгоценного металла в сферу широкого применения и высокой рентабельности. Конкурирующая платина, судя по росту цен, уже почти два года усиливает свои позиции. А непрерывное падение с 2001 года стоимости палладия (см. Рис.2) трудно объяснимо.

Именно этот металл был одной из основных тем переговоров Президента РФ В.Путина с главой холдинга «Интеррос» В. Потаниным 5 июня этого года. Откуда в этих переговорах немалый оптимизм и за что же редкому палладию такая честь?

Причины тут две.

Во-первых, этот металл по своим применениям находится на самых передовых рубежах новых и массовых технологий.

Во-вторых, у России появился шанс контролировать мировой рынок этого металла.

Такой ситуации у нашей страны ни по одному товару, в общем-то, никогда и не было. А рынок палладия, помимо перспективности, достаточно серьезный. Объем его, на первый взгляд, до смешного мал и в 2002 году оценивался в 200 тонн. Но, с учетом текущих цен, это более 1 млрд. $ в год. А при более справедливых ценах – вдвое больше. Так что говорить есть о чем!

А для того, чтобы разобраться в вопросе, надо коснуться его истории и самих свойств палладия, причем в сравнении с его главным конкурентом – платиной.

Рядовые и уникальные свойства

Типовыми являются свойства палладия, диктуемые его принадлежностью к металлам платиновой группы. Есть и некоторые существенные отличия. Прежде всего в том, что палладий является самым легким и легкоплавким из платиноидов: а плотность равна 12 г/куб см (у платины – 21,45), а температура плавления его чуть выше 1550°С (у платины 1769°С). Так что палладий чуть уступает конкурентам по термостойкости (и химической стойкости), но обладает и особенностями. Активность его по отношению к водороду уникальна – растворяет до 700 объемов и обладает диффузионной проницаемостью к водороду. Помимо широкого, как и у других платиноидов, набора каталитических свойств в химических реакциях, он особо активен в катализе водородсодержащих и других газовых сред. К примеру, соединения палладия (хлорид и другие) являются классическими индикаторами, чернеющими в среде с минимальным содержанием ядовитой окиси углерода (СО), т.е. взаимодействуют с ней.

Палладий пластичен и легко обрабатываем, высокостоек при нормальных условиях, недорог, поэтому нашел широкое применение в ряде технологий электронной промышленности. Именно электроника наряду с катализаторами поделили мировой рынок потребления палладия почти пополам. Причем в электронной промышленности идут активные поиски сокращения применения палладия (и других драгоценных металлов).

Прочие его промышленные применения пока незначительны.

В отличие от платины высокие ювелирные свойства палладия (образует гамму цветных благородных сплавов) пока в моду не вошли и потребителями не востребованы. А мировой финансовый рынок слабо воспринимает палладий как средство накопления ввиду малой ликвидности и больших колебаний его цен.

В будущем основное применение палладия – производство катализаторов различных химических процессов.

Производство, потребление, цены

Минералы платиноидов не образуют месторождений, а преимущественно входят в состав рудообразующих сульфидных минералов меди, никеля и железа: халькопирит, пентландит, пирротин. В России уральские россыпи самородной платины практически выработаны, и главным источником платиновых металлов являются медно-никелевые руды полуострова Таймыр. По общим запасам платиновых металлов, которые оцениваются суммарно в 56 тыс. т, Россия занимает второе место в мире после ЮАР. Другие заметные запасы платиноидов сосредоточены в Канаде и США.

В последнее десятилетие Россия контролирует более 20% мирового рынка платины и более 60% – палладия, причем подавляющую долю их производства сосредоточил ГМК «Норильский никель». При переработке медно-никелевых руд металлы платиновой группы следуют за никелем и медью по всем технологическим цепочкам, концентрируясь в черновом (неочищенном) никеле и черновой меди, а далее – в шламах их рафинирования. Поэтому производство их для «Норникеля» является попутным и идет почти независимо от мировой рыночной конъюнктуры.

Главными потребителями платины и палладия являются США, Канада, Япония, страны ЕС и развивающиеся азиатские страны. Их спрос на палладий с начала 90-х годов стабильно рос на десятки процентов в год и плавно «подталкивал вверх» его цены. С 1990 до 1997 года они выросли с 4 до 7 $/г и стабильно почти вдвое уступали ценам на платину. Поэтому многие западные фирмы в перспективные разработки, например, катализаторов для дожигания выхлопных газов автомобилей, заложили применение палладия.

В начале девяностых годов Россия стабильно поставляла на внешний рынок до 130-160 т палладия в год, при том, что добычу металла в стране лихорадило. Только к 1998 году наше производство палладия достигло уровня СССР (около 70т/год). В то же время ситуация на мировом рынке палладия была российскими властями необратимо испорчена.

Мы уже не раз писали о том, что «регулирование» рынка чаще всего ведет к весьма негативным результатам. Российский палладий дал этому еще один пример. К концу 90-х годов рынок и так был крайне напряжен секретностью данных о российских запасах палладия. Поэтому сокращение распродаж складов и задержки выдачи лицензий на экспорт палладия в 1998 году «Норникелю», Гохрану и ЦБ РФ быстро вывели мировой рынок из состояния равновесия.

Поставки из России снизились в 1999 году на 18%, а мировые цены на палладий выросли на четверть. «Норникель» получил долгожданную 10-летнюю лицензию на экспорт палладия, но в 2000 году поступления палладия из России продолжали сокращаться и пошли слухи об исчерпании наших секретных стратегических запасов этого металла. И это накануне введения новых Евростандартов на чистоту выхлопов автомобилей. В результате за одну только весну 2000 года цены на палладий быстро выросли вдвое. Западные потребители, особенно в автоиндустрии, вновь «прокляли» российскую непредсказуемость и продолжили создание складских запасов для борьбы с новыми сюрпризами. Спрос на палладий, близкий к ажиотажу, дал пик цены в 1094$/унцию (более 30$/г) 26 января 2001 года.

Однако это было начало «финала» высоких цен на палладий. Еще с 1998 года в новых разработках (например, автокатализаторов) палладий стал заменяться на более стабильную, а далее – более дешевую платину. Если 15 лет назад, в 1988 году, компания «Ford» шумно анонсировала свою разработку нового автомобильного фильтра-катализатора без применения платины (на палладии), то в 2000 году «Honda» и «General Motors» объявили о приобретении технологии, позволяющей резко снизить потребление в автокатализаторах палладия.

Ряд российских СМИ сообщал, что непосредственной причиной резкого падения цен на палладий в феврале 2001 года стало поступление на мировой рынок палладия 60 тонн металла российского происхождения, которые прибыли со швейцарских консигнационных складов. Впрочем, это уже отдельная история.

С августа 2001 года Россия прекратила продажи палладия из госзапасов и вообще поставки на спотовый рынок (и, по крайней мере, до 2004 года возвращаться на него не собирается). «Норникель» объявил, что теперь будет работать только по прямым контрактам. Однако заключение таких контрактов шло довольно медленно. В итоге российский экспорт палладия упал до 4,34 млн. унций в прошлом году и, по предварительным оценкам, до 1,6 млн. унций в 2002 году. (Кстати, основным поставщиком палладия стала ЮАР – 2,0 и 2,2 млн. унций в 2001 и 2002 гг. соответственно.)

И для технологий, и для ценовых качелей платина/палладий мы получили за десятилетие «возврат качелей» в обратную строну. Итоговый результат можно вновь посмотреть на Рис.2.

Реструктуризация рынка

Конечно, при такой нестабильности рынка производителям основных платиноидов приходится несладко. Слава богу, в России основным их производителем является ГМК «Норильский никель», давно отличающийся как деловым стилем управления, так и стратегическим мышлением. Частично ему и просто повезло. Как переработчик полиметаллических руд он часто может компенсировать потери рентабельности производства одних металлов за счет других. В последнее время «Норникель» выручили неплохие цены на золото, платину, никель.

Что же делать разумной корпорации при кризисе одного из направлений.

Во-первых, жестко оценить его перспективы. Для палладия они вполне неплохи (тем более при столь конкурентных ценах). Далее стратегически выгодным является возможность расширить свою долю на рынке за счет конкурентов, тяжелее преодолевающих кризис.

Такое направление экспансии нашлось, причем на наиболее емком и перспективном для сбыта рынке США. Более года продолжалась борьба «Норникеля» за контроль над ведущим американским производителем палладия – Stillwater Mining Company. Однако 16 июня на приобретение 51% вновь выпускаемых акций Stillwater наконец-то дало согласие собрание ее акционеров. И в этот же день, досрочно, прекратила расследование по этой сделке Федеральная торговая комиссия США. Акции будут оплачены денежными средствами в размере 100 млн. долл. и металлом в объеме около 877,000 унций палладия, причем ГМК «Норильский никель» планирует закрыть сделку до конца июня. Так что считайте – дело сделано!

А так долго, в отсутствии других претендентов на Stillwater, оно длилось неспроста. «Норникель» получает под контроль более половины мирового производства палладия (и до 20% платины), а также мощный канал его поставок в США по долгосрочным и хеджированным контрактам американской фирмы. Это монополия, которая на мировом рынке не снилась даже «Газпрому»! Похоже, разве что, на положение «De Beers» на мировом алмазном рынке.

Перспективы

Сейчас «Норникель» затратит (или уже затратил) на расширение контроля над рынком металлов платиновой группы, и в первую очередь палладия, почти 300 млн.$. Не рискованны ли эти вложения?

Мы солидарны с менеджерами ГМК – нет, и еще раз нет!

С технологической точки зрения, перспективы применения палладия отличны. Причем особенно – в индустрии по утилизации выхлопов автомобилей (см. врезку «Автокатализаторы»). От смога задыхаются крупные города не только в богатых странах. Сейчас ситуация с загрязнением воздуха острее в Мехико (Мексика), Сан-Паулу (Бразилия) и других мегаполисах развивающихся стран. Явно на подходе и Москва.

Стабильно растет при разумных ценах применение палладия и в процессах металлизации многих изделий электроники.

Ряд экспертов очень высоко оценивают перспективы применения палладия в новых топливных элементах (прямых преобразователях топлива в электроэнергию) для экологического и экономичного транспорта и в водородной энергетике будущего.

Планам этим мог бы помешать аномально высокий уровень цен на палладий (как в начале 2001 года). Однако сейчас ситуация противоположна. Более того – низкие цены активизируют и будут ускорять не только новые исследования и разработки, но и индустриальные применения. В начале мая директор по закупкам «General Motors» Дэвид Адрес заявил, что компания готова перейти на использование палладия вместо платины в производстве автомобильных катализаторов. По его словам, GM недавно стал использовать палладий вместо платины в трех моделях катализаторов.

По оценкам фирмы «Johnson Matthey», в этом году цены палладия достигнут 180$/т; по мнению экспертов «Barclays», средняя цена палладия составит в этом году $200, a агентство «Bloomberg» считает, что растущий спрос поднимет цены на палладий к концу 2003 года до 250$/унцию.

Мало!

Экономически обоснованный уровень мировых цен на палладий – на 25-30% ниже цен на платину, что составляет сейчас около 400-450$ за тройскую унцию. Именно к этому уровню должны прийти цены в перспективе, когда, наконец-то, успокоится ситуация на мировом рынке платиноидов. Стабильная политическая и экономическая ситуация в России для этого процесса жизненно необходима. Считаем, что производство палладия станет вдвое-втрое выгоднее, чем сейчас, а инвестиции «Норникеля» на американский рынок окупятся за считанные годы.

И в заключение – о конкурентах.

В мае 2003 года южно-африканская компания Anglo American Platinum (Angloplat) заявила о намерении значительно увеличить производство палладия, т.е о планах окончательно вытеснить Россию с первых позиций. Думается, это только планы, вызванные высокими текущими ценами на платину. Руды ЮАР содержат платины втрое больше, чем палладия (в России наоборот), так что прежде всего придется «уронить» именно мировой платиновый рынок. Кстати, планы «Angloplat» рассчитаны до 2010 года, а «Норникель» тоже не будет стоять на месте.

Впрочем, вернуться в полном объеме на мировой рынок не так просто, как с него уйти. В конце мая 2003 года президент торговой компании «Норникеля» Norimet Петр Холодный сообщил, что если еще в мае 2002 г. компания не имела ни одного контракта на прямые поставки палладия, то сейчас у нее «законтрактовано около 75 проц. годового объема производства «Норникеля». «Этот процент будет расти и дальше, но мы решили, что он уже достаточно велик, чтобы мы могли начать понемногу выходить и на спотовый рынок», – говорит Холодный. Он подчеркивает, что компания не намерена «выбрасывать большое количество [палладия на спот]».

В Norimet считали, что время для выхода на спот выбрано вполне удачно и падения цен на металл не последует. Цены в последнее время начали немного расти. Аналитики также были уверены, что возвращение «Норникеля» на спотовый рынок не приведет к снижению цены на палладий.

Увы, цены конца мая – июня вновь чуть упали.

Но в стратегических перспективах палладия (и особенно «Норникеля») уже не сомневается никто.

Впервые опубликован довольно полный отчет о деятельности ГМК «Норильский никель» в 1-м кв. 2003 года. Компания заняла 322 строчку в списке 500 крупнейших компаний в Европе, а ее акции в 2003 году – среди лидеров роста на российском фондовом рынке.


Автокатализаторы
Автомобили по темпу «рождаемости» заметно обгоняют людей, и нет никаких оснований надеяться на снижение этой динамики. Сейчас по планете бегает почти полмиллиарда автомобилей, и каждый из них – это «маленький вулкан», выбрасывающий за год в атмосферу примерно 800 килограммов монооксида углерода (СО), 300 килограммов различных углеводородов и 35 килограммов оксидов азота. В придачу, каждый автомобиль на ходу поглощает свежего воздуха (кислорода) за 300 человек.

Наиболее токсична из выхлопов окись углерода СО с крохотной ПДК в 0,03 милиграмма на литр воздуха. Поэтому масштабы автоотравления воздуха в крупных городах мира огромны, а быстрое развитие технологий каталитических нейтрализаторов («дожигания») отработанных газов автомобилей вполне обосновано.

Уже первые промышленные испытания показали, что эффективный автокатализатор получается недешев (от 300 до 1000$) и существенно опустошает кошелек покупателя автомобиля. А если за свежий воздух надо платить, то технологии эти только для развитых стран. Впрочем, они и являются главными производителями автомобилей, вынуждая подтягиваться на свой уровень и всех других. Иначе на плохом авто скоро в богатую страну вообще не въедешь.

Процесс пошел и породил целый набор новых законов и стандартов. К примеру, 1986 год знаменателен тем, что многие европейские страны впервые ввели обязательную установку на автомобили катализатора и кислородного датчика (лямбда зонд). А к концу этого десятилетия Евростандарты, нормы США и Японии заставят очищать выхлоп автомобиля более чем жестко.

Возможно и в России с 1 октября 2003 года будут запрещены производство и импорт легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Проект соответствующего распоряжения правительства давно подготовлен в Минпромнауки и Минэкономразвития России, уже согласован с Госстандартом, ГТК и МВД и дожидается подписи премьера Касьянова.

Вероятность его принятия мала, но «процесс пошел» и в нашей стране.

Эффективный катализатор содержит всего 3-5 г палладия (или сплава платина/родий), так что доля цены драгметаллов в нем не выше 10%. Автокатализатор представляет собой одновременно простую и сложную конструкцию. Простота в его сущности – металлической емкости с наполнением из пористой керамики, покрытой тонким слоем активного металла. А сложность – в требовании эффективно отводить и очищать выхлопные газы. А также в технологичной конструкции, удобной для недорогого массового производства.

Появились и варианты сложных многоканальных и многоступенчатых конструкций (нейтрализаторы для автомобилей класса «Феррари» и т.п.). Однако кроме цены в этих конструкциях ничего примечательного нет. Воздух портить эти авто будут по-прежнему больше всех.

Массовая конструкция автокатализатора оказалась весьма наукоемкой ввиду сложного набора противоречивых требований:

- приближенность к двигателю для сохранения температуры выхлопа (активизации дожигания);

- ограничение температуры (дожигание выделяет дополнительное тепло);

- очень развитая активная поверхность при ограниченных габаритах;

- термопрочная конструкция;

- малое газодинамическое сопротивление и отсутствие вредных резонансов (для сохранения мощности и режима двигателя);

- устойчивость к возможным загрязнениям.

Существующие конструкции – разнообразные виды компромиссов между этим сложнейшим набором требований. Описывать их не будем, но отметим ряд особенностей, актуальных для России. Плохой бензин или неотрегулированный двигатель быстро «закоксовывают» автокатализатор. Далее он прекращает очищать выхлоп и продолжает забиваться сажей и другими продуктами неполного сгорания топлива, снижая мощность двигателя.

На наш взгляд, наиболее перспективная конструкция нейтрализаторов – с легкосменным активным наполнением еще не создана (как и их сервисная сеть).

Для ЕС и США это вопрос на годы. Для нас – скорее на десятилетия. Однако автозагрязнение воздуха нарастает и, так или иначе, эффективные удобные конструкции автокатализаторов (нейтрализаторов) будут созданы. Ими будет оснащаться все больше автомобилей, например, пересекающих границы стран. Подтянутся и нужные сервисные службы.

Но речь в этой заметке прежде всего о другом.

Зарождается новый рынок, и растет мощная мировая индустрия (более 50 млн. единиц оборудования в год). Россия вполне может разумно контролировать цены и поставки основного его сырья. Более того – может автокатализаторы выгодно производить!


Статья была опубликована 25 июня 2003 года в журнале "Металлургический бюллетень" (№ 12).

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: