Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Драгоценные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


15.03.2010    Кто из драгоценных ценнее?



В начале прошлого года многие профессиональные (и не очень) инвесторы терялись в догадках – как сберечь деньги? Вложения в акции казались весьма рискованными, гособлигации – слишком низкодоходными, даже оплот надежности – недвижимость – и тот уже не мог похвастаться былой стабильностью.

В поисках «вечных ценностей» многие по древней привычке обратились к золоту. Другие вспомнили о серебре, а самые любопытные заинтересовались платиной и палладием. Попробуем и мы разобраться, достойны ли оказались драгоценные металлы всеобщего внимания и кого из них можно назвать «лучшим из лучших»?

Золото и серебро

Золото – традиционная «тихая гавань», «последнее прибежище капитала». Однако капитал бывает разным, и ведет он себя по отношению к золоту также по-разному (рис. 1).



Первой кризис почувствовала ювелирная промышленность – спрос на драгоценности в IV квартале 2008 г. начал быстро падать несмотря на снижающиеся цены. Зато внимание населения к инвестициям в золото существенно возросло – только слитков в октябре–декабре 2008 г. было куплено более чем 124 т против 30 т годом ранее.

Причем резко активизировались покупатели в Северной Америке и Западной Европе, выкупившие более 140 т золота в различных формах. Что любопытно – 3/4 этого количества пришлось на США. Но уже через несколько месяцев и в этом секторе количество покупателей резко сократилось. Зато «за дело» взялись различные инвестиционные фонды, занявшиеся скупкой подешевевшего металла. Впрочем, их интерес также не был длительным – на протяжении остального 2009 г. их закупки не превышали 60 т в квартал.

Такое поведение фондов еще более интересно, если вспомнить, что как раз в конце 2008 – начале 2009 г. американские власти выделили банкам для поддержки финансового положения более $700 млн…

Что касается серебра, то отдельно от золота в рамках данной статьи мы его рассматривать не будем – по той лишь причине, что, несмотря на различия в структуре потребления (рис. 2 и 3), динамика цен этих металлов практически совпадает (рис. 4). А так как нас интересует именно инвестиционно-ценовая сторона дела, то и обратимся к ней.









Как видно из рис. 5, до 2001 г. вложения в золото и серебро не только не приносили дохода, но и были убыточными. Если же учесть долларовую инфляцию (рис. 6), это становится еще более очевидным.



В относительно спокойные периоды вложения в развитие реального сектора экономики прибыльнее простого складирования слитков «под матрасом». Но стоит ситуации в мире измениться, и отношение к золоту резко меняется.

Минимум цен на золото приходится на лето 2001 г. В тот год осень началась со сгоревших башен-близнецов в Нью-Йорке. Странным образом именно на осень 2001 г. приходится начало стремительного роста цен на золото, который фактически не прекращается до сих пор.

Частным инвесторам в этот период инвестиции в золото могли приносить десятки процентов прибыли ежегодно. По сию пору перевести деньги в золото прибыльнее, чем потратить их на промышленность. Какого результата можно ожидать от такого «консервирования», догадаться нетрудно – заводы всего мира так и не дождутся выделенных для них денег.

Золото было и остается уделом краткосрочных инвесторов – в качестве «бабушкиного наследства» оно не слишком привлекательно – если рассматриваемый период начинает превышать 20 лет, его реальная доходность сопоставима со статистической погрешностью расчетов.

Металлы платиновой группы

Статус драгоценных металлов платиноиды обрели относительно недавно (по историческим меркам). Первые украшения из платины появились только на рубеже XVII–XIX вв. До этого она если и применялась в ювелирном деле, то преимущественно для подделки более дорогого на тот момент золота. Для обнаруживших ее испанцев это стало настолько серьезной проблемой, что ввоз платины был запрещен, а запасы утоплены в море.

Палладий в статусе драгоценного металла еще моложе – до сих пор ведущие его производители, включая «Норильский никель», озабочены вопросом популяризации применения палладия в ювелирном деле.

Зато в промышленности эти металлы применяются гораздо шире. Благодаря своей инертности и тугоплавкости они активно используются химиками для работы с концентрированными кислотами, нефтехимической промышленностью – в качестве катализаторов реакций органического синтеза, и конечно – в автомобилестроении (рис. 7, 8).





Звездный час платиноидов наступил благодаря борьбе с глобальным потеплением. Требования экологов сократить выбросы парниковых и прочих газов в атмосферу привели к появлению на автомобилях каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Главный их компонент – керамические соты, покрытые платиной, палладием и родием.

Этот рынок стал крупнейшим потребителем металлов платиновой группы – в 2009 г. на него приходится 28% спроса на платину, почти половина потребляемого палладия и 80% родия.

Стремительный рост числа автомобилей в конце 1990-х гг. привел к лавинообразному росту потребления палладия, бывшего на тот момент основным элементом в нейтрализаторе (рис. 9).



Основным поставщиком палладия на мировой рынок являлся (и является) «Норильский никель». Задержка с получением квот на экспорт палладия в 2000 г. Центробанком РФ и Гохраном привела к острому дефициту металла и стремительному росту цен – свыше $1000 за унцию.

Палладиевые автокатализаторы по многим характеристикам на тот момент были лучше платиновых, однако возникшая разница цен заставила автопроизводителей пересмотреть предпочтения. Кроме того, повышения экологических характеристик удалось добиться путем оптимизации работы самого двигателя, и потребность в палладии сократилась – цены снова откатились назад.

Что же касается платиноидов как инвестиционного инструмента, тут они кардинально отличаются от золота. Стоимость металлов платиновой группы росла не только в последние годы (рис. 10). Устойчивый рост наблюдается с начала 1960-х гг.! Причем даже с учетом инфляции доллара вложения в них давали порядка 2,5% годовых. Даже кризисный ценовой спад пока вполне укладывается в общий тренд.



Выводы и прогнозы

По мнению аналитиков WGC, существенное влияние на цены инвесторы оказывали только в начале 2009 г., когда спрос с их стороны вдвое превышал потребности промышленности. Уже во II квартале 2009 г. промышленность начала восстанавливаться, а интерес спекулянтов пошел на спад. Высокие цены в этот период сохранились благодаря дефициту лома драгоценных металлов.

Однако главную роль в будущем для золота будут играть не инвесторы и даже не производители. Чрезмерные финансовые вливания в экономику властями разных стран неизбежно приведут к росту инфляции и стоимости золота, считают аналитики WGC. Вопрос только в том, произойдет это в 2010, 2011 или 2012 г. Многие участники рынка ожидали снижения цен на фоне объявленных в последние годы распродаж золота центральными банками стран и МВФ. Но на данный момент центробанки предпочитают быть нетто-покупателями золота. Последняя новость о желании Китая приобрести 191,3 т золота у МВФ тому подтверждение.

Платина и палладий больше зависят от промышленности, поэтому на их перспективы сильно влияет экономическое состояние развитых стран.

Так как в Европе и США ожидается сокращение продаж автомобилей и смещение спроса в сторону малолитражных моделей, потребности автопроизводителей в платине и палладии также сократятся. С другой стороны, стремительный рост китайского авторынка способен если не компенсировать, то поддержать потребление платиноидов в автопроме Запада.

Кроме того, аналитики Johnson Matthey ожидают увеличения спроса со стороны ювелирной промышленности. Ключевую роль здесь опять же сыграет Китай. По предварительным оценкам, в 2009 г. в этой стране на ювелирные изделия пошло до 54,5 т платины – почти вдвое больше, чем год назад.

Прогнозируется, что в целом платиновый рынок в 2010 г. будет более сбалансированным. По мере улучшения конъюнктуры мировой экономики может даже наблюдаться некоторый дефицит предложения, что будет способствовать росту цен.

Относительно палладия в Johnson Matthey говорят об исчерпании складских запасов у потребителей и маловероятном снижении спроса.

Что касается предложения, в краткосрочной перспективе ожидается сдержанное увеличение первичного производства палладия. Прогнозируется рост поставок из Южной Африки в связи с запуском новых шахт и постепенным восстановлением объемов выпуска на старых шахтах.

В российском первичном производстве серьезных изменений не предвидится. Большое внимание в Johnson Matthey уделяют размерам и судьбе российских государственных запасов палладия. Хотя очевидно, что эти запасы ограниченны, возможно, в 2010 г. часть металла вновь будет продана. Если этот прогноз оправдается, скорее всего, на рынке палладия вновь будет наблюдаться профицит. Если таких продаж не состоится, то вероятна нехватка металла.

Возвращаясь к выбору наилучшего средства накопления, вспомним, что с точки зрения инвестора деньги – это снежный ком, который может расти только в движении, стоит остановиться – и он начинает таять. В этом отношении золото – весьма сомнительный способ сбережения. Оно было великолепным средством сохранить «нажитое непосильным трудом» ровно до той поры, пока являлось распространенным средством платежа, пока на него был спрос населения. Если же, как сейчас, «в движении» находится только половина ежегодно выплавляемого металла, а остальное оседает мертвым грузом по карманам и банкам, рассчитывать на рост можно только в период нестабильности. Только сомнения в состоятельности действующей платежной системы способны подогреть интерес к «желтому дьяволу». Но и этот интерес будет исключительно краткосрочным. То же справедливо для серебра.

Платина и палладий на данный момент относятся к «живым» металлам: инвестиционная доля в них невелика, а востребованность в важнейших областях жизни человека – перемещении в пространстве, поддержании здоровья и получении топлива – высока. Их рост – это разница между развитием мировой экономики и темпами добычи. Именно значительный реальный спрос позволяет инвесторам получать прибыль. И до тех пор пока доля спекулянтов не станет доминирующей, платиноиды могут представлять интерес в качестве долгосрочных вложений.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: