Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


16.02.2004    Ломовые цены



Рост цен на металлопродукцию стал одной из главных характеристик 2003 года. И Причиной, и следствием этого процесса стали изменения в ценах на сырье, включая такое важнейшее, как лом черных металлов. Рынок черного металлолома за год пережил несколько скачков цен, но тот, что они показали в конце прошлого года и в первый месяц 2004 года, превзошел все ожидания металлургов. Сейчас стало совершенно очевидно, что черную металлургию, кроме высоких цен на железную руду в 2004 году, ожидают и серьезные проблемы с нехваткой лома черных металлов или его ценой.

Под давлением экологических требований и ввиду крайней выгодности ценность этого вида сырья для мировой металлургии постоянно растет. На Западе в последние годы, по крайней мере, из лома выплавляется около 70% всей стали, а в России пока только около трети. Обходя все преграды и запреты, российский лом идет преимущественно на экспорт, став стратегически ценным и привычным (за 90-е годы) сырьем как для западных, так и для восточных металлургических предприятий.

В начале 2004 года из всех видов сырья для металлургии зафиксирован беспрецедентный рост на лом черных металлов в мире. Уже в декабре 2003 года потребители металлического лома в США были весьма обеспокоены постоянным ростом цен на лом черных металлов, которые уже взлетели до $200 за тонну, и даже выше. Но экспортные цены не «успокоились на достигнутом», в январе побили очередной рекорд и уже достигли в ряде регионов $300 за тонну. Особо относится это к Китаю и другим странам Юго-Восточной Азии, куда заметно переориентировались экспортные потоки металлолома.

В целом от такого роста цен на сырью наибольший урон терпят мини-заводы, в основном работающие на металлоломе. Хваленая (по предыдущим показателям) американская компания Steel Dynamics Inc. сообщила, что ее доходы за последний квартал 2003 года сократились в результате повышения цен на металлических лом. Чистая прибыль компании составила $16.7 млн. (34 цента на акцию), по сравнению с показателем прошлого года - $29.4 млн. (61 цент на акцию).

Другая, некогда образцовая, американская металлургическая группа Nucor Corp. в начале февраля приняла неожиданное решение о покупке простаивающего завода по производству железа прямого восстановления American Iron Reduction в городе Конвент, Лос-Анджелес. Это крупнейшее производство в своей области, имеющее мощность 1,4 млн. тонн. По мнению руководства Nucor, увеличение пропорции продукции AIR на рынке металлов послужит средством амортизации нарастающей напряженности в сфере сырьевых поставок на мини-заводы Nucor.

Однако тенденции стремительного взлета цен на лом черных металлов особенно характерны оказались для Азии. Так, в Малайзии цены на лом за прошедший год увеличились с $210 за тонну до $300-330 к январю 2004 г. Но что еще хуже, на вздымающейся волне стального спроса в Китае стремительно поднялась стоимость перевозок (отразившаяся и на металлоломе и дорогом коксующемся угле). К началу февраля цена на черный лом в регионе сравнялась с ценой на стальной прокат!

По словам президента Ассоциации Строителей Малайзии (MBAM), члены этой организации буквально в шоке, так как уже к 15 февраля их производства могут полностью остановиться ввиду нехватки стального проката.

По сообщениям источников в промышленности, в соседнем Китае сталелитейные компании уже покупают у экспортеров с Западного Побережья стальной крупногабаритный лом сорт HMS 1 по цене $328.50 за тонну, дробленый очищенный лом идет по цене $333.50 за тонну, а высокосортный лом – по $338.50 за тонну.

О чем свидетельствуют такие высокие цены на лом? Конечно же, не только о высоком спросе на эту продукцию со стороны Китая и других азиатских государств, испытывающих дефицит лома. Они также отражают стремление экспортеров к переправке в доки и склады как можно большего количества лома и покрытию постоянно растущих расходов на транспортировку своих грузов за рубеж. Заметьте, что, например, транспортировка по океану от Западного Побережья в Азию обходится, в среднем, в $70-75 за тонну. Однако, уже к 10 февраля поступила шокирующая новость: экспортер заплатил $104 за тонну, чтобы нанять судно для перевозки его груза в Южную Корею. Дефицит судов и рост цен на грузоперевозки планируются на весь 2004 год.

А что же происходит на российском рынке черного лома? А происходят фактически чудеса! Безусловна и совершенно очевидна тенденция повышения экспортных цен на черный лом. На первом этапе - особенно в направлении экспортных потоков в Азию и Турцию. Заметный скачок цен начался с декабря 2003 года, а в январе 2004 года только продолжил рост. За полгода темпы роста средней экспортной цены зафиксированы в размере 54%, закупочная цена экспортеров выросла на 17%, а внутренние цены поднялись на 8%.

Но динамика за 8 последних месяцев, впечатляет еще больше! Российские экспортные цены выросли на 55-92% и проявляют дальнейшую тенденцию к росту, а внутренние закупочные цены упали на 12-15%. Такой «вилки цен» и давления на сборщиков лома в российской истории даже трудно припомнить.

Аналог борьбы за дешевый металлолом для национальной металлургии можно найти по соседству – в Украине. Многолетние ограничения экспорта лома, в частности таможенная пошлина в 30 евро за тонну наконец-то «дали свои плоды». Замминистра Минпромполитики Украины А.Фадеев 3 февраля сообщил, что заготовка лома в стране в 2003 году упала до 7823 тыс. тонн (по сравнению с 8968 тыс.тонн годом ранее).

России это пока вроде бы не грозит, за 2003 год прирост перевозок лома черного металла по отчету РЖД составил 21%, а страна собрала, по предварительным данным, рекордное количество лома черных металлов за последние 10 лет - более 22 млн тонн. Но какова же разница российских экспортные цены по сравнению с закупочными внутренними!

Что же ждать нового в традиционном противостоянии ломосборщиков и металлургов? Явно – только обострения проблем. С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ, облегчены условия экспорта и открыты пограничные переходы с Китаем. А там цены на черный лом часто дороже металлопроката. Так что на дальнем Востоке нам надо беречь (от разборки на лом) рельсы Транссиба и Бама.

Китай, кстати, введя недавно таможенные пошлины на российский г/к прокат дал России повод для принятия встречных мер по металлолому. Однако соблазн административного регулирования таких проблем бесперспективен. Могучей, рентабельной и влиятельной российской металлургии все же придется раскошеливаться на новые цены на сырье! Серьезного урона нашей черной металлургии они не нанесут. Она есть, была и будет рентабельнее китайской…




Статья будет опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 4).


Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: