Рынок металлолома «замерзает»
Российские заводы
Снижение российских цен на металлолом, начавшееся в конце октября, происходило в рамках прямо таки общемирового процесса снижения спроса на это сырье. Однако, мировые тенденции оно даже опередило.
К первой половине ноября произошло дальнейшее снижение закупочных цен на металлургических предприятиях России. Мы могли наблюдать одновременное снижение цен на всех металлургических заводах страны в пределах 300-600 рублей за тонну. Казалось, чтобы сохранить нужные объемы закупок, комбинатам лучше не снижать закупочные цены на лом. Однако в ноябре этому заметно «помогли» и экспортеры. К примеру, произошло снижение цен на рынке Санкт-Петербурга на 20-40 долларов в зависимости от вида металлолома. К тому же, в начале ноября возникли серьезные трудности с выгрузкой вагонов в Санкт-Петербурге, а экспортеры были насыщены металлоломом. В результате открытые цены на металлолом в Санкт-Петербурге к середине ноября упали до 150 долларов за тонну.
Российский баланс лома вновь восстановился. Стало очевидно, что даже после существенного снижения цен заводами на металлолом, это сырье продолжало поступать на металлургические предприятия и в течение всего ноября без проблем.
В декабре эти процессы продолжились. Падение цен на мировом рынке во второй половине ноября и падение цен наших экспортеров произошло при избытке предложения металлолома в России. Это привело к дополнительному снижению цен металлургическими предприятиями в первой декаде декабря. НЛМК, Северсталь и другие заводы (вслед за ними), объявили о снижении цен на металлолом дополнительно на 15-20 долларов за тонну. В итоге в западной части России в середине декабря средняя цена закупок металлолома на заводах зафиксировалась на уровне 140-145 долларов за тонну. Более того, крупные металлургические заводы продолжают «готовить» заготовителей и поставщиков лома к возможному дополнительному снижению цен к концу декабря.
Учитывая невысокую потребность в металлоломе со стороны экспортеров, а также их низкие цены закупок, становится очевидным, что поток металлолома на металлургические комбинаты России в декабре не будет подвержен существенному снижению. Не стоит также ожидать активности заводов при росте экспортного рынка. Металлолома на рынке достаточно, а у российских меткомбинатов запасы созданы на 3 месяца вперед. Поэтому ожидаемый пик активности на мировом рынке в феврале, скорее всего, не приведет к заметному росту закупочных цен на металлургических предприятиях. Их активность станет более заметна только вследствие возможного весеннего изменения цен на мировом рынке или в случае серьезного оттока металлолома на экспорт. Хотя, если принимать во внимание существующую политику цен в зависимости от поставщика (генеральные и крупные поставщики имеют рыночные цены на уровне или выше рыночных - экспортных), то при таком подходе наши заводы не «почувствуют» ни оттока металлолома, ни заметного влияния мировых цен.
«Пробки» на дорогах лома
К концу года разница российских и мировых цен на лом стала рекордной. Причин этому несколько. Во первых – резко активизировалась в 2004 году заготовка металлолома в России, «подстегнутая» ростом цен в начале года. Вторая причина – отставание мощностей не только по переработке, но и по экспортному вывозу металлолома (и другого сырья). Подробнее об этом – читайте в отдельной статье этого номера журнала.
К примеру, в октябре - начале ноября в портах Санкт-Петербурга образовались серьезные заторы в связи с проблемами выгрузки из ж/д. вагонов и перевалки на суда многих экспортных грузов, в том числе металлов и металлолома. Порты региона не могли выгружать товары по причине нехватки, как погрузочных мощностей, так и физического места для выгрузки. Одновременно начал наблюдаться дефицит судов для вывоза грузов.
В результате этого на ж/д. станциях и многих подъездных путях Санкт-Петербурга к середине ноября простаивало до 6000 неразгруженных вагонов, в т. ч до 10% - с металлоломом. Руководством железных дорог была разослана бессрочная телеграмма, запрещающая производить отгрузку любых вагонов на портовые станции региона. Только в конце ноября – начале декабря ситуация с «пробками» на питерских железных дорогах начала меняться. Вагонов, простаивающих в портах, стало значительно меньше, а скорость выгрузки вагонов постепенно начала приходить в норму.
Однако в конце ноября - начале декабря многие информационные агентства распространили информацию об образовании мощного затора на Дальневосточной железной дороге (от Владивостока и Находки вплоть до Хабаровска). Эту информацию многие СМИ, включая руководство ДВЖД, опровергали, однако с комментарием, что «проблемы с выгрузкой действительно были».
Частично ажиотаж во многих российских портах был вызван сезонным пиком вывоза, перед их замерзанием. Частично – неудачной погодой (смерзанием сыпучих грузов типа кокса и руды), которая повысила сроки выгрузки вагонов и т.д. Однако сейчас, по всем признакам ситуация стала заметно лучше, однако она уже помогла избыточному накоплению лома в стране (и снижению внутренних цен).
Зарубежные рынки
В ноябре – первой половине декабря текущего года произошло падение на мировых рынках металлолома. Как и ожидали в начале ноября большинство участников рынка, спад активности на испанском и турецком рынке и не «ожившие» рынки Юго-Восточной Азии, привели к массовому падению цен на металлолом практически на всех мировых рынках. Однако спад был сильнее ожидаемого, ввиду окончательной ясности с ситуацией в Китае. В начале декабря Китай наконец-то дал официальные лицензии на поставки лома для 2046 фирм-экспортеров. Однако на рынке они почти не проявились - Китай продолжил снижение закупок лома по средним мировым ценам.
В результате мировые цены на черный лом понизились на 5-50 долларов за тонну в зависимости от вида металлолома и региона.
На европейском рынке в течение октября-ноября потребителями было законтрактовано весьма большое количество материала. Кроме этого уже успел прибыть ранее закупленный металлолом, вызвав скопление в европейских портах. В отличие от российских портов возникли запасы не на вывоз, а на ввоз лома.
Падение мировых цен на металлолом выгодно с позиции потребителя, но, безусловно, может ударить по карману поставщиков. Многие из них уже закупили сырье по более высоким ценам. Именно с таких позиций, английские металлоломщики, заявляют, что придержат складские запасы и будут ожидать роста цен (после замерзания ряда российских портов). Однако вопрос, состоит в том, сколько месяцев они могут позволить себе ожидать роста рынка.
Аналогичную позицию заняли многие другие поставщики металлолома в мире. Запасы лома есть, но контракты пока не заключаются, поскольку экспортеры надеются на рост цен на мировых рынках.
Для такой игры необходимо понимать, какое количество металлолома уже закуплено основными игроками рынка. Согласно экспертным оценкам поставщиков металлолома, его запасов у европейских потребителей хватит на 2-3 месяца. Однако поставщики могут оказаться, не способны ждать это время и начнут массово заключать контракты, фиксируя прибыль на текущем уровне. Рассматривая ситуацию с этой стороны, достаточно сложно сказать, что произойдет раньше: поставщики начнут «скидывать» лом или потребители проявят активность на рынке.
Немаловажную роль в изменении мировых цен на металлолом сыграли падение доллара и рост ставок фрахта. Ослабление американской валюты, равно как и ослабление китайского юаня по отношению к евро сделали европейский металлолом совсем не привлекательным для китайских потребителей. Существенный рост ставок фрахта, начавшийся в октябре, также привел к удешевлению металлолома в портах. Таким образом, целый комплекс различных факторов привел к ослаблению цен на металлолом в течение ноября.
Пока на мировом и российском рынке лома явное похолодание. Большинство участников рынка ожидают изменения баланса мирового рынка лома и его оживления только к февралю. Скорее всего, рынок не отыграет утраченных в октябре-декабре позиций, но покажет хоть какой-то рост цен.
Ниже приведены диаграммы, отражающие динамику цен внутреннего и внешнего рынков лома.
P.S. Справедливости ради отметим, что не все специалисты считают перспективы рынка лома невысокими. Например, Стив МакКрелл, оперативный директор Бюро по статистике в чёрной металлургии (Лондон) очень оптимистично смотрит в будущее, особенно - на 2005 год. Metal Bulletin сообщает, что на рынке вновь начали проявлять активность Турция и Китай.
Один из экспортеров на Черном море сообщил MB 8 декабря, что подписал сделку на продажу партии лома А3 по цене 247 $/тонна на условиях доставки cfr Турция, хотя неделю назад он заключал контракты на $4 дешевле.Турецкие трейдеры cвидетельствуют,что последнее самое низкое предложение по продаже лома было зафиксировано на прошлой неделе по цене 214 $/тонна на условиях foв или $245 .на условиях cfr Турция для HM1/2 от бельгийского экспортера.
Запасы лома на металлургических заводах в Турции крайне низкие и металлурги готовы закупать лом до середины января 2005 года. Аналитики рассчитывают, что текущая неделя покажет реальную картину дел на рынке лома.
Очевидно, пишет МВ, повышение цен не за горами. Наша редакция, особенно в части России, такого оптимизма не разделяет.
Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 23-24)
|