Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


01.04.2008    Первоапрельский черный лом



Развитие ситуации на мировом рынке черного лома в начале 2008 г. превысило все ожидания экспертов и аналитиков. Конъюнктура этого рынка оказалась много напряженнее, чем в 2007 г. Цены на лом продолжили расти как на внешних рынках, так и на рынке России, причем рекордными темпами и до рекордных величин.

К примеру, российские потребители, ожидая весеннего роста ломозаготовки и снижения цен на металлолом, некоторое время «притормаживали» свои закупки. Однако они дождались противоположного эффекта – много больших цен. Спрос на рынке стального лома превосходит предложение и явно способствует продавцам данной продукции.

Каковы же причины столь резких ценовых изменений на рынке черного лома в начале 2008 г.? Каковы перспективы цен на металлолом в мире и России? Это два основных вопроса для данной статьи.

Мировой рынок

Мировой рынок лома за первые 3 месяца 2008 г. ощутил на себе небывалый рост цен. Так, с начала текущего года до марта средние мировые котировки черного лома выросли на 40%, до среднего уровня около $472 за т на условиях FOB/EXW в зависимости от места сбыта. При этом российские средние цены выросли на 35%, до уровня $392 за т. Однако за год (с марта 2007 г.) прирост составил 38% в мире, при этом в России – уже 49% (рис. 1).

Отметим, что зачастую в марте цены на лом на мировом рынке идут вниз благодаря увеличению сборов и расширению экспорта из-за наступления теплого времени года. Однако в этом году ситуация совершенно иная, цены растут и растут до рекордных значений, причем в Азии – уверенно превышая $500 за т.

Основными причинами резкого увеличения мировых цен на металлолом в начале текущего года стало стечение сразу нескольких обстоятельств:

• рост спроса со стороны производителей стали (в частности, производство электростали в мире за январь–февраль 2008 г. выросло на 5,1%, до 70,3 млн т, по оценке IISI);

• дефицит предложения металлолома (учитывая сезонный фактор);

• рост цен на стальную продукцию (за январь–март текущего года, по данным CRUspi, на 26%);

• значительное удорожание других видов металлургического сырья (железной руды – на 65–71% с апреля этого года, кокса – более чем на 100%);

• сокращение российских поставок из-за транспортных проблем в южных портах;

• падение курса доллара США.

Кроме того, Китай с января 2008 г. ввел 25%-ю пошлину на экспорт стальных полуфабрикатов, что блокировало их поставки и спровоцировало дефицит заготовки на мировом рынке. В итоге мировой спрос на альтернативный металлолом еще больше возрос.

В результате мировые цены на черный лом начали резко повышаться с декабря 2007 г. (перед католическим Рождеством) по сей день. Причем, как показывают фьючерсные контракты на апрель–май, предел роста стоимости лома еще не достигнут.

Рассмотрим ценовые тенденции в основных регионах, главным образом влияющих на мировую торговлю металлоломом.

США – крупнейший в мире экспортер металлургического лома, доля которого в 2007 г. составила около 17,5% от общего объема мировой торговли.

В начале января 2008 г. внутренние цены на американский металлолом HMS №1 выросли на $50–80, до $320–330 за длинную тонну (1016 кг) с доставкой, а в конце месяца они уже составляли $340–343 за т.

В феврале металлолом в США на внутреннем рынке чуть подешевел – в среднем на $15 за т по сравнению с предыдущим месяцем, однако почти не коснулся экспортеров. В марте американские цены на HMS №1 вновь выросли до $345–355 за длинную тонну с доставкой в штатах Среднего Запада и до $375 за длинную тонну на северо-востоке. В Чикаго цены на дробленый лом вернулись на январскую высоту – $397 за т, а цены на индустриальные пакеты достигли $420 за т.

Сообщается, что рост американских цен стал результатом рекордно высоких затрат на заготовку и доставку лома внутри страны, а также устойчивого спроса со стороны американских стальных компаний и высоких экспортных цен на черный лом.

Некоторые метзаводы США в последнее время даже жаловались на нехватку сырья для внутреннего потребления, потому что большие объемы материала в последние месяцы ушли на экспорт.

В апреле, по мнению многих аналитиков, цены на лом снова возрастут, главным образом благодаря существенному внутреннему спросу. Мы добавим к этому и сохранение экспортного спроса на американский лом.

Япония – четвертый (после США, РФ и Германии) крупнейший поставщик лома на внешний рынок. В 2007 г. эта страна экспортировала 6,45 млн т металлолома. Основные поставки лома из Японии идут в Тайвань и другие азиатские страны, причем по более высоким ценам, чем внутри страны.

На японском рынке с начала года наблюдается резкое и неуклонное увеличение стоимости лома. Так, внутренние цены на марку HMS №2 взлетели с $356 за т с доставкой в январе до $506 за т в Kanto, $486 за т в средней части страны и $493 за т в Kansai в конце марта 2008 г. То есть рост японских цен за первые 3 месяца 2008 г. составил около 40%. Сообщается, что он был вызван острым дефицитом металлолома на внутреннем рынке и высокой конкуренцией местных меткомпаний с экспортерами лома.

Кроме того, данный подъем цен совпал с падением курса доллара (относительно японской иены), стоимость которого впервые с 1995 г. опустилась до величин менее 100 иен за доллар.

Турция, как известно, является крупнейшим импортером стального лома в мире (более 16 млн т лома в 2007 г., что составляет около 17% от мирового импорта). В этой стране 70% стали производится в электросталеплавильном производстве именно из черного лома. Основными поставщиками металлолома в Турцию являются США, Европа и Россия.

Стоимость американского лома HMS №1&2 (80:20) на рынке Турции в январе текущего года выросла с $430–440 за т C&F до $450–465 за т C&F. При этом лом 3А из СНГ продавался по $440–450 за т C&F, а европейские трейдеры предлагали материал HMS №1&2 (60:40) по $445–460 за т C&F.

В феврале турецкие компании пытались снизить стоимость лома путем отказа от новых закупок. Частично это им удалось, цена на лом уменьшилась на $15–30 за т. Однако уровень запасов у сталелитейных компаний также снизился, что на фоне активизации спроса породило новую волну роста цен в марте: американский материал HMS №1&2 (80:20) и российский А3 теперь достигают $520–550 за т C&F.

Южная Корея и Тайваньявляются ведущими импортерами лома в Азии. Стоимость импортного лома для данного региона самая высокая. Основными поставщиками лома на рынок Восточной Азии являются США и Япония.

В январе цена на сорт HMS №1&2 (80:20) для корейских и тайванских покупателей составляла $435–450 за т с доставкой. Некоторые американские компании предлагали HMS №1 по $490–500 за т C&F. В феврале цены на металлолом выросли до $460–475 за т с доставкой, при этом японский лом Н2 подорожал до $475–480 за т C&F.

В марте 2008 г. японский лом обходится тайванским металлургам уже по $540 за т с доставкой и более. Потребители считают эту цену слишком высокой и стараются закупать американский материал HMS №1&2 (80:20) по $500–510 за т C&F.

Высокие цены в Восточной Азии объясняются новыми крупными закупками со стороны корейских и тайванских компаний, а также активной деятельностью вьетнамских металлургов, пострадавших от действия экспортных пошлин на китайскую заготовку.

Таким образом, мировые цены на лом достигли очередного нового максимума. Наиболее высоки они на данный момент в странах Восточной Азии, где падение курса доллара в отношении иены резко удорожило японский материал.

При этом высокие мартовские цены – это только «цветочки». «Ягодки» ожидаются уже в апреле–мае. Так, корейская компания Hyundai Steel на тендере, проведенном в середине марта, была вынуждена согласиться на подорожание сорта Р2 до $524 за т FOB. Впрочем, примерно в то же время корейцам пришлось заплатить по $579 за т C&F при покупке американского лома HMS №1 с поставкой в мае. Есть информация, что в регионе пошли обсуждения первых контрактов на уровне цен лома порядка $600 за т…

Специалисты уверенно ожидают дальнейшее повышение цен на металлолом на внутренних рынках стран ЕС, Японии и США, т. е. всех экспортеров.

Когда же прекратится рост мировых цен на лом черных металлов? Вопрос остается открытым.

Российский рынок

Неохотно, с опозданием из-за новогодних каникул, российский рынок лома черных металлов в январе–марте 2008 г. вынужден был последовать мировой тенденции. Даже при том, что уровень цен на российское сырье при поставках на экспорт на $22,5–30 за т был ниже американских и европейских котировок.

Помогли металлургам традиционные зимой проблемы погоды и традиционные «пробки» в портах Черного и Азовского морей, препятствующие оттоку лома. По данным экспортера TYOR Commercial, «в первые 2,5 месяца 2008 г. мы наблюдали введение беспрецедентных ограничений по возрасту судов, заходящих в порты южного региона России. Суда старше 30 лет не принимались в портах Черного и Азовского морей. А поскольку новые суда под металлолом отдают очень неохотно, то вывоз лома в течение первых 2 месяцев 2008 г. с юга России был практически прекращен».

Проблемы с экспортом и удорожание перевозок позволили металлургическим комбинатам РФ держать весьма комфортные закупочные цены. В 2008 г. разница между внутренними закупочными и экспортными ценами в России составляет порядка $75–105 за т.

Однако темпы роста российских цен при поставках на внутренний и экспортный рынок практически совпадают. Так, с начала текущего года по конец марта внутренние закупочные цены разных металлургических комбинатов выросли на 34–41%, до $377,5–402,5 за т тяжелого лома, а экспортные котировки – на 31–43%, до $397,5–455 за т FOB/EXW (в зависимости от направления сбыта). Годовой прирост цен (с марта 2007 г.) внутри РФ составил 42–54%, а экспортных цен российских поставщиков – 33–50% (рис. 2, 3).

Опережающий рост экспортных цен (перед внутренними котировками) спровоцировал увеличение экспорта российского лома на 27,4% за первые 2 месяца 2008 г. до 1,112 млн т, причем отгрузка ж/д транспортом (преимущественно в азиатские страны) подскочила на 48,5%, до 317,2 тыс. т.

Поставки лома отечественным металлургам в январе–феврале текущего года снизились на 7%, до 1,9 млн т, притом что российский выпуск стали вырос на 5%.

Однако доля сбыта российского лома на внутренний рынок остается очень значительной – около 70%, или 2,535 млн т (таблица 1).

Тем те менее общероссийская ломозаготовка от потребностей металлургии в этом году отстает.

Лидером по объемам получения лома среди металлургических заводов России в начале 2008 г. стал Нижнесергинский ММЗ, который за 2 месяца нарастил сбор лома на 19,4%, до 375,5 тыс. т.

Таким образом, НСММЗ обошел таких стальных гигантов, как Магнитогорский МК (снизивший ломозаготовку в январе–феврале на 26,4%), Череповецкий МК («Северсталь», снижение – 21,6%) и Западно-Сибирский МК («Евраз-Групп», рост на 48,7%) (таблица 2).

При этом самые высокие закупочные цены на лом среди российских металлургов в 2008 г. остаются у НСММЗ и Магнитки. Сейчас для поставок лома из Центрального региона РФ они достигают 10,5 тыс. руб. за т марки 3A с НДС и доставкой, т. е. около $445 за т. Причем рубеж в 10 тыс. руб. в закупочных ценах преодолевает все больше российских металлургических заводов.

Закупочные цены Турции сейчас на $100 выше. Ее спрос, как и азиатский ажиотаж, в скором времени приведет к росту не только экспортных, но и внутренних российских цен в Южном ФО, Центральном и Северо-Западном ФО, а также на Дальнем Востоке РФ.

Отметим, что напряжению на экспортном рынке российского лома будут способствовать высокая стоимость фрахта (например, выросшая до $50–60 за т до основных портов Турции), рост ж/д тарифов (на 20%), а также недостаток мощностей и наличия современных (не старше 30 лет) судов в портах страны. Также ситуация в портах России характеризуется ростом ставок на обработку грузов (примерно на 20% по сравнению с прошлым годом) и жесткой конкуренцией за внутрипортовые мощности с другими видами грузов (цемент, стальной прокат и пр.).

Таким образом, в России ожидается вплоть до лета дальнейшее повышение цен на лом черных металлов. При этом ввиду большей привлекательности экспортных отгрузок российские металлурги будут вынуждены бороться за объемы поставок лома, что приведет к меньшей разнице внутренних и экспортных цен в стране.

Выводы

Рост цен на лом черных металлов как в мире, так и в России вызван высоким спросом со стороны производителей стали на фоне дефицита предложения металлолома, увеличением цен на альтернативное сырье (железную руду, кокс), повышением транспортных расходов (ж/д тарифов и фрахта), а также падением курса доллара США.

Ожидаемого экспертами и аналитиками снижения цен на стальной лом в марте не произошло. Напротив, котировки его выросли до рекордных величин. Более того, ожидается, что рост цен в ближайшем будущем не прекратится. Огромные первоапрельские цены – не шутка, но еще не рекорд. Бурный рост цен на лом продлится как минимум до мая текущего года.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: