Металлопрокат на Металл Торг.Ру

English version
Проект РВС - РВС-Металлы
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
МеталлСТАТ
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом

Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


03.12.2009    Рынок лома после первых заморозков…



После 2–3 месяцев падения цен на черный металлолом заготовители стали особо чутки к любым признакам изменения ситуации. Особенно после октября, когда ряд меткомбинатов РФ «испугал» поставщиков новыми ценниками, обвалившимися сразу на 20–30%. Стоимость лома «на земле» в ряде регионов упала до уровня 3000 руб. за т и ниже!

Неужели наши металлурги притормозили заготовку запасов металлолома на зиму?

На этом негативном фоне рост цен на импортный лом в начале ноября в некоторых странах Юго-Восточной Азии, а также активизация турецкого спроса и цен вызвали заметную реакцию российских ломозаготовителей – они ожидали прекращения спада или даже оживления рынка лома в России.

Сразу отметим, что большая часть этого роста мировых цен на лом связана не столько с активизацией металлургических производств, сколько с ростом цен на фрахт. За осень 2009 г. он подорожал втрое (!), сразу добавив $20–25 к цене сырья на основных направлениях его перевозок морем.

Однако резон в оптимизме наших ломозаготовителей, конечно, есть. В кризис он просто полезен для здоровья. Тем более что связь российских и мировых цен на лом давно более чем заметна (рис. 1).




Отток доли российского лома на экспорт в течение десятилетий как-то поддерживал внутренние цены на лом. Иначе под прессингом мощных металлургических холдингов многотысячная армия наших ломозаготовителей не смогла бы отстоять мало-мальски приемлемые цены (с некоторой скидкой от мировых цен на таможенную пошлину и логистику).

Однако с ежегодной и многолетней коррекцией тарифов на перевозки (естественно, вверх) рынок лома все больше начинает зависеть от еще одного российского гиганта – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

Глава «РЖД» Владимир Якунин 27 июля текущего года, комментируя предложение тарифной поддержки металлургам при перевозках лома, сообщил: «Исходя из средних текущих внутрироссийских цен на металл и закупочных цен на металлолом, стоимость лома металла в стоимости конечной продукции не превышает 9%».

В реальности эта доля уже выросла до 25–30%, причем половину ее составляет именно ж/д тариф. Растущая стоимость доставки лома из типовых регионов ломозаготовки в дальние порты (до 2000 руб. за т и более), дальнейшие расходы на перевалку и фрахт, а также таможенные пошлины делают экспортные направления отгрузки лома из России все менее выгодными (доля экспорта в отгрузках лома к октябрю упала до 17,6%).

Более того, в пользу наших металлургов в 2009 г. начал использоваться прямой административный рычаг: по приказу №1514 «О местах декларирования отдельных видов товаров» Федеральная таможенная служба (ФТС) с 30 марта резко ограничила число пунктов для оформления лома черных металлов на экспорт. К примеру, на Дальнем Востоке ФТС разрешала экспортировать лом только через Петропавловск-Камчатский, в Сибири – через таможню Красноярска.

Предложение «сделать крюк» в несколько тысяч километров практически блокировало восточное направление экспорта лома, но мало помогло его местным потребителям. «Амурметалл», например, окончательно обанкротился и к августу перешел в собственность госбанка – ВЭБа – не ввиду «завышенных цен» на лом, а вследствие многих лет весьма неэффективного управления.

Административная «помощь» и прочие рычаги воздействия на экономику были и остаются как минимум крайне неэффективными. Российские – ничем не лучше других.

Цены на лом во всем мире определяет прежде всего общая конъюнктура стального рынка. Главным в динамике цен на черный металлолом остается спрос и цены на конечную стальную продукцию, преимущественно выпускаемую из металлолома. Прежде всего (рис. 2) – на стальную заготовку, арматуру и прочий сортовой прокат.




К примеру, мировые цены на лом отлично «отследили» взлет цен на арматуру и катанку в Китае в конце лета 2009 г., невзирая на его спекулятивный характер. Но почти не заметили спада турецкого спроса на лом в месячный праздник Рамадан. Рынок вполне готов к этой ежегодной паузе. Главное – общая конъюнктура мирового стального рынка, насыщенного экспортом всех видов.

А на нем ситуация после кризиса выправляется сравнительно медленно. Причина в том, что металл преимущественно используется для создания продукции весьма длительного применения (строительные сооружения и здания, станки и оборудование, автомобили и т. п.), покупаемой не на один год. Однако кризисный «отложенный спрос» на металл во всем мире постепенно возвращается на рынок, сказываясь как на металлургическом производстве, так и на растущих закупках сырья (рис. 3).




Очевидно, что после провальной зимы 2008–2009 гг. как мировая, так и российская металлургия неспешно выбираются из кризиса в части объемов производства. Причем закупки лома, обвалившиеся годом ранее на 70–75%, наверстывают упущенное опережающими темпами.

Тем не менее полного восстановления объемов стального выпуска пока нет. Причем цифры WSA по России за октябрь несколько завышены. А статистика по всему миру (если исключить Китай) показывает «недобор» объемов в металлургии на 15–20% к докризисному уровню. Причем наибольший – в США и странах ЕС, т. е. регионах наибольшей заготовки металлолома. Этот региональный избыток лома сдерживает рост мировых цен даже при явном дефиците сырья в Азии. Добавляют свою долю растущий фрахт и расходы на логистику. Как итог – разница азиатских цен на черный лом (C&F) и цен мировых экспортеров (FOB) сейчас регулярно зашкаливает за $100 на т.

А трудный российский экспорт лома и металлов на выгодные азиатские рынки вновь начал получать классические сезонные осложнения. Зимние пробки на Дальневосточной ж/д становятся нормой. В середине ноября ОАО «РЖД» сообщило о 8000 вагонов, застрявших на подходах к портам (и очередных конвенциях, т. е. ограничениях отгрузки). А местные СМИ писали о дальневосточных очередях более 9000 вагонов, причем преимущественно с грузами металлургии (особенно с углем).

Получается, что в распоряжении российских ломозаготовителей прежде всего остается российский рынок и весьма ограниченный экспорт не на Восток, а на Запад (в основном в Белоруссию и Турцию). Его общий объем в сентябре составил 15,5% от внутреннего потребления лома, а в октябре – 17,6%.




В условиях слабого экспорта и высоких ж/д тарифов наши металлурги (особенно регионов Сибири и Урала) совсем не спешат повышать закупочные цены на лом. Он все равно растущим потоком приходит на российские металлургические предприятия. За октябрь прибавка составила 11,3%, а объемы приблизились к среднегодовым докризисным уровням (табл. 1).




Конкуренция закупочных цен, фактических оплат и строгостей в приемке лома несколько перераспределила места в рейтинге потребителей металлолома (табл. 2). Первое место в 2009 г. уверенно держит Череповецкий меткомбинат, оттеснивший на вторые роли Нижнесергинский метизно-металлургический завод и особенно Магнитогорский меткомбинат. Аутсайдеры в части потребления лома – «Амурметалл» и другие некрупные предприятия. Именно им достался главный удар финансового кризиса.




Отметим отдельно рост потребления лома у ряда трубников, например Северского ТЗ (группа ТМК). И наконец, нового производства в Выксе – компании «ОМК-Сталь», вошедшей в десятку крупнейших потребителей лома в стране.

Теперь можно подвести итоговый баланс этого рынка по состоянию за 10 месяцев 2008 г. (табл. 3).




Спад ломозаготовки РФ в 2009 г. составил около 46%, вдвое превысив спад в металлургии. Крупные меткомбинаты в кризис предпочли сохранить основную технологическую цепочку металлургического производства (руда – чугун – сталь), поддерживая собственные горнорудные производства, а также использовать накопленные запасы лома. Металлурги, РЖД (и все кто мог) явно переложили свою долю финансово-кредитных проблем на беззащитный малый бизнес, к которому прямо относится наша ломозаготовка.

В течение года ситуация с ломом неуклонно улучшалась, но вторчерметы страны уже понесли непоправимый урон: многие находятся сейчас в состоянии фактического банкротства. Зато те, кто выжил, особенно ломозаготовительные сети меткомбинатов, могут расширить свою долю на российском рынке лома.

Тем не менее накануне зимы 2009–2010 гг. особого оптимизма у металлургов, металлотрейдеров и ломозаготовителей пока нет. Опрос на сайте MetalTorg.ru о причинах осеннего спада российских цен на металлолом дал нам неожиданно пессимистичный ответ. Более половины (51,2%) из полтысячи проголосовавших считают, что причина – в ожидании второй волны кризиса этой зимой.

Думается, это явный перебор.

Уже ясно, что спад цен на лом продлился только до ноября и оказался временным. Теперь начался явный подъем. И мировая, и российская промышленность в 2009 г. медленно «выползают» из кризиса, подгоняя вверх как объемы производств, так и цены на все виды сырья. Крупнейшие меткомбинаты РФ в среднем уже вышли на 90%-й уровень загрузки по отношению к докризисному уровню. Отметим, что с малыми запасами лома на зиму.

Кроме того российский рынок металла и металлолома может несколько «разогреться» благодаря решению правительства РФ с 1 января начать выдачу высоких компенсаций – в размере 50 тыс. руб. – за сдачу старого автомобиля в лом и покупку нового авто. Однако в России, к сожалению, до настоящего момента масштабная система этой утилизации отсутствует как таковая.

Поэтому ближайшая перспектива на российском рынке ломозаготовки остается традиционной – ожидание весеннего роста мировых рынков металла и металлолома, а также первых признаков оживления российской стройиндустрии…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции