Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Товары и услуги
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Форумы
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Металлолом
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


04.04.2011    Особенности национальной ломозаготовки...



В отличие от всего остального мира, российский рынок металлолома каждый сезон впадает в традиционную «зимнюю спячку», особенно заметную в январе.

Сезонность российской ломозаготовки и ломопереработки вобрала в себя поразительно полный набор специфики нашей страны. Он настолько уникален по мировым меркам, что хочется полностью перечислить все основные проблемы зимнего обвала. Это:

– упрямое отстаивание единороссами Госдумы всероссийских зимних каникул;

– сезонный спад спроса стройиндустрии на металлопродукцию из лома;

– снег и лед, затрудняющие «подъем» лома с земли заготовителями;

– лед в вагонах и в акваториях портов на экспортных направлениях;

– сложность очистки зимнего лома перед электроплавкой на метзаводах.

Причем зимой 2010–2011 гг. все эти знакомые проблемы получили дополнительные яркие примеры и подтверждения. Вновь подавляющее большинство россиян (в 2011 г. – 52% против 25%) требовало переноса зимних каникул на весну. И вновь Госдума РФ отмахнулась от соответствующих законопроектов. Вновь состоялась достаточно холодная зима. В акватории портов Финского залива (включая Санкт-Петербург) она на пару месяцев образовала сжатые льды толщиной до метра и караваны застрявших судов. А дальневосточные порты вновь оказались забиты вагонами со смерзшимся углем на экспорт.

Металлургия ни прошлым летом, ни зимой не заметила особого восстановления нашей стройиндустрии. Однако, наращивая электросталеплавильные мощности, ряд новичков познакомился с зимней спецификой переработки лома. Новый электросталеплавильный цех Первоуральского новотрубного завода «Железный Озон 32» (ценой 19 млрд руб.) 4 месяца назад запустил лично Владимир Путин. А в ночь на 26 февраля в нем прозвучал мощный взрыв, разбросавший по цеху десятки тонн лома и расплавленного металла. Причина, по мнению специалистов, – лед, снег и вода в загруженном металлоломе.

В итоге по традиционным или по новым причинам, но российское потребление лома прошедшей зимой вновь обвалилось и только в феврале неспешно двинулось вверх (рис. 1).



Исходя из приведенных данных, очевидно, что в начале в 2011 г. речь идет о весьма средних объемах отгрузок металлолома, весьма далеких от уровня его докризисного потребления. Но пока детальнее рассмотрим итоги прошедшего года и достигнутый баланс российского рынка лома в целом (табл. 1).



Основной грузопоток черного лома в стране – металлургическим предприятиям – за год вырос почти на треть, однако остался несколько ниже среднего докризисного уровня.

Тенденция роста поставок металлолома автотранспортом (до 150 тыс. т в месяц) дает дополнительные 1,5–2 млн т, однако общую ситуацию на рынке лома РФ это не меняет.

В целом за несколько проблемных лет отгрузки лома металлургам реагировали на конъюнктуру несколько острее, чем само стальное производство в РФ. Металлургия оказалась несколько стабильнее, чем ломозаготовка, поскольку имела некоторые складские запасы и большее влияние на закупочные цены. В самые сложные месяцы и годы она получила такую государственную и кредитную поддержку, о которой вторметы не могли даже мечтать.

Кроме того, черная металлургия в сложном 2009 г. Предпочла сохранить основную цепочку своего производства (доменный процесс из железной руды) в ущерб переработке металлолома (рис. 2).



Только в 2010 г. излюбленная экологами доля рециклинга в выпуске стали начала восстанавливаться, достигнув неплохого для России уровня 25,46%.

Однако металлургическое направление поставок можно считать достаточно благополучным – ведь общий ломосбор и отгрузки лома в 2010 г. по-прежнему значительно меньше (-28,7%), чем в «тучные» годы.

Фактически это отставание сохраняется в двух направлениях сбыта лома: в его переработке в изделия (в машиностроении и схожих производствах) и особенно – в отгрузках лома на экспорт.

Как прямые данные ГТК РФ и ОАО «РЖД», так и поставки через «других потребителей» показали в 2010 г. снижение объемов экспорта на 35–65%. То, что вывоз лома из страны (на радость металлургам) упал наполовину к докризисному уровню, вызвано целым комплексом причин. Это многолетнее лоббирование ограничений в таможенном оформлении лома, таможенные пошлины, растущий дефицит вагонов, очереди в портах и многое другое. Итог – дальнейшее снижение доли экспортных отгрузок в общем балансе рынка лома в РФ (рис. 3).



Фактически (без учета Белоруссии – члена Таможенного союза) доля экспорта лома из РФ в 2009–2010 упала до уровня, близкого к 10%. Причем никаких надежд на ее заметное увеличение в каком-либо направлении нет.

Рост экспорта лома из РФ за 2010 г. на 46%, до 4,23 млн т, даже близко не восстановил его к среднему докризисному уровню (около 9 млн т), однако увеличил долю основных покупателей (рис. 4).



Главным импортером российского лома в прошедшем году осталась Белоруссия (рост объемов на 23,5%, до 1,65 млн т). Рост поставок в Турцию в 2,4 раза, до 1,08 млн т, вряд ли сохранится в 2011 г. Кроме того, десятилетием ранее вывоз лома из РФ в этом направлении был на порядок выше. При этом Турция осталась в 2010 г. крупнейшим мировым покупателем лома с потреблением, оцениваемым в 17,5–18,2 млн т.

Однако центр тяжести мирового рынка лома неуклонно перемещается в Восточную Азию.

В российском экспорте металлолома долю Турции в последние годы также теснят азиатские покупатели (Южная Корея, Тайвань и др.). В близкой Европе долю Испании активно сокращает Греция. Но все эти грузопотоки весьма невелики, и два главных покупателя получили 64% российского экспорта лома за прошедший год.

Однако напомним, что 72% российского ломосбора в 2010 г. получила не заграница (и прочие потребители), а российская металлургия. Причем среди потребителей лома в РФ стал заметен целый ряд новых электросталеплавильных производств (табл. 2).



Среди крупнейших российских потребителей лома Череповецкий МК и ММК в прошлом году не смогли выйти на докризисные уровни. Исключение – Нижнесергинский ММЗ (ныне «НЛМК-Сорт»), демонстрирующий в последние годы весьма стабильный спрос на это сырье.

В десятку крупнейших потребителей лома стремительно ворвалось сталеплавильное производство («ОМК-Сталь») в Выксе. Существенно нарастили спрос на лом Северский ТЗ (группа ТМК) и Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ, группа «Эстар»). Однако в целом динамика восстановления российского рынка лома в 2010 г. по отдельным предприятиям оказалась весьма пестрой и про однозначные тенденции говорить рано.

Главная причина – в неоднородной ситуации у потребителей металлопродукции, выпускаемой из металлолома. Все они, зарубежные и российские, выходят из кризиса очень по-разному. В нашем строительстве, например, с огромными проблемами. В фактическом состоянии банкротства за прошедшие годы оказалось до трети российских стройкомпаний. При этом спад объемов ввода жилья в РФ в 2010 г. продолжился второй год подряд (-3% после -6,7% годом ранее). Естественно, это не могло не отразиться на потребностях стройиндустрии в ходовом прокате строительного назначения, трубах и многом другом.

Опережающий рост цен на сорт или полуфабрикаты, который произошел в 2010 г., не стал показателем оживления рынка (рис. 5). В большей степени он отыграл растущие издержки металлургических компаний, которые после кризиса с огромным трудом пытаются восстановить свою рентабельность.



Крайними в части цен, как всегда, остаются ломозаготовители. Однако и им за 2010 г. удалось повысить средние цены реализации лома на 19,6%, в основном за счет маневра между выросшим количеством покупателей.

Отметим, что, невзирая на спад доли экспортных отгрузок, стоимость лома в РФ лучше коррелируют с ценами стальной заготовки на экспорт, нежели с расценками на стальную арматуру в стране. Последняя информация (на 28 марта текущего года) указывает на интервал $440–490 за т FOB за качественный лом (HMS1, HMS 1&2, shredered) на мировом рынке с перспективой к снижению. Российские закупочные цены на лом (3A) сейчас имеют тенденцию к сезонному росту, но пока держатся в широком диапазоне 9,8–12,6 тыс. руб. за т (в зависимости от региона поставок).

По-прежнему идут попытки сбить цены лома в РФ за счет дальнейшего ограничения его экспорта. Резон у металлургов есть: за январь–февраль текущего года вывоз лома из страны достиг 640 тыс. т, что в 3,4 раза выше объема годичной давности. Поэтому в правительстве РФ лежит проект постановления о дальнейшем ограничении (до трех) числа пунктов таможенного оформления лома. Естественно, подальше от экономически выгодных портов.

А в конце марта вице-премьер Сергей Иванов объявил о предстоящем запрете перевалки лома через порт Санкт-Петербург (вывоз лома около 1 млн т в год).

Впрочем, сейчас наши ломозаготовители сравнительно спокойны, предвкушая весенний рост спроса и цен. Судя по мониторингу MetalTorg.Ru, проведенному в феврале, их (как и всю страну) прежде всего волнует не экспорт, а повсеместный произвол и коррупция чиновников (рис. 6).



Отметим, ряд специалистов вновь заговорил о предстоящем дефиците металлолома в России.

К примеру, по мнению главного аналитика «Евраз Груп» Кирилла Жиляева, уже в 2013 г. в стране возможно возникновение дефицита лома на внутреннем рынке в размере около 2 млн т, который в дальнейшем будет только нарастать. Причина этой озабоченности –

реализация многих проектов электросталеплавильных мини-заводов в стране.

Однако ключевым, по нашему мнению, является не возможный избыток мощностей (который не раз бывал в нашей стране и за рубежом), а спрос на конечную продукцию меткомбинатов.

Дефицит лома и перспективы

Российские перспективы (на фоне текущего роста цен на нефть и газ) нашим властям

кажутся весьма неплохими. Напомним, что такое мнение уже высказывалось 3 года назад, когда им померещилось, что американский кризис ипотеки Россию не тронет.

Но он тронул! Да еще как!

Корпоративный долг уже погубил заметную долю российских компаний. У других (в том числе металлургических) он успешно съедает увесистую часть прибылей. Спасает только «реструктуризация», т.е. возможность занять и перезанять деньжат. Только теперь – не на Западе, а у российских финансистов, благо прибыли наших госбанков уверенно растут.

Реальные секторы нашей экономики (особенно в машиностроении) выглядят по мировым меркам все менее конкурентоспособными. Оборудования наших заводов, не подлежащего модернизации, а годящегося только в металлолом, в стране становится все больше. Так что особого дефицита на лом мы в перспективе не видим. Кроме того, не ожидаем и заметного роста российского спроса на металл.

Надежды на заграницу – пока что еще слабее.

События в арабских странах уже парализовали сбыт металлопродукции в регионе. «Турецкая стальная индустрия стоит перед перспективами кризиса в течение ближайших 2–3 месяцев, так как традиционные потребители арматуры, такие как Ливия, Египет, Ирак и Йемен, исчезли с рынка и не размещают заказы», – заявил 24 марта вице-президент турецкой Ассоциации стальных экспортеров Угур Далбелер. «За первые 15 дней марта турецкий экспорт арматуры упал на 50% по сравнению с предыдущими уровнями», – сообщил он.

Землетрясение, цунами и крупнейшая ядерная катастрофа в Японии пока не проявили свои последствия до конца. Однако сводки с разрушенной АЭС «Фукусима» становятся все тревожнее.

Специалисты отмечают, что все эти события носят геополитический характер. А пока они мимоходом практически парализовали мировой рынок лома.

Так что нам пока вполне хватит дел и на российском рынке.

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: