Лом не оправдывает ожиданий?
Рынок черного лома в последнее время весьма неоднозначен и противоречив. С одной стороны, сразу несколько крупных российских холдингов открыли новые ломоперерабатывающие заводы. С другой – их же закупочные цены иногда наводили на мысль, что этот самый лом им совершенно не нужен. Что происходит и есть ли у этого рынка надежда на лучшее?
Уже давно российский рынок лома на редкость близок по динамике к мировому – формальное вступление в ВТО на нем практически не сказалось.
Согласованное снижение экспортной пошлины с 15 до 5%, равномерно «размазанное» на 5 лет с 2012 г., – процесс слишком медленный и почти незаметный для российских условий.
Тем не менее, экспортные поставки из РФ растут, и растут стремительно, опережая динамику как для прочего сырья, так и для конечной металлургической продукции.
К примеру, по информации Ассоциации морских портов, за январь–май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём перевалки черных металлов вырос на 3,3%, до 10,3 млн т, железной руды – сократился на 18,7%, до 2,4 млн т, цветных руд – снизился на 21,7%, до 1,3 млн т, а черного лома – взлетел на 44,1%, до 2 млн т.
О том, что российский лом надо едва ли не принудительно оставлять внутри страны, постоянно твердят отечественные меткомбинаты. Дескать, сокращение доступного материала на внутреннем рынке вызывает рост цен, повышает издержки отечественных производителей и лишает их последних конкурентных преимуществ. Как умудряются выживать меткомбинаты за рубежом, покупающие этот более дорогой лом, – вопрос риторический.
Помогает отечественному производителю и РЖД со своим постоянным повышением тарифов на перевозки, привязывая лом к региону сбора. Есть, впрочем, и исключения – для избранных.
Так, до 31 декабря 2014 г. железнодорожники установили понижающий коэффициент в 0,96 к тарифу на перевозку лома черных металлов для грузов, прибывающих в Магнитогорск. Условие – гарантированный объем отгрузок не менее 2,2 млн т за год. Единственная компания, соответствующая данным условиям, – Магнитогорский металлургический комбинат, входящий в тройку крупнейших потребителей лома в России (около 2,18 млн т).
При этом стоит отметить, что в предыдущие годы никакого оттока лома из страны не было. Наоборот, после рекордного экспорта в 2011 г. (5,51 млн т – по данным ФТС РФ) эти поставки сокращаются: 5,45 млн т – в 2012 г., 4,87 млн т – в 2013-м. Рост таможня отметила только в этом году (+6,9% по итогам 5 месяцев), но сохранится ли он и в каком размере – пока вопрос.
Зато ясно, что сохранится снижение роли железной дороги в перевозках лома, особенно в экспортных (рис. 1).
На диаграмме отчетливо видно, что основные изменения в экспортных потоках проходят мимо РЖД. Перевозки на экспорт по железным дорогам в 2013 г. по сравнению с 2006 г. сократились вдвое, а по итогам 5 месяцев 2014 г. – еще на 32,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как с этим намерены бороться в госкомпании? Фактически – никак! Наоборот, первый вице-президент компании Вадим Морозов сообщил в начале июня этого года, что компания предлагает поднять тариф на грузовые перевозки с 1 июля минимум на 8%, «чтобы хотя бы миллиардов 40 [рублей в доходах] отыграть». «Это надо, чтобы хотя бы концы с концами свести», – считает он.
Главное экспортное направление для РЖД – Белоруссия, куда с 2009 г. стабильно отправлялось около 90% ж/д перевозок лома. Обделенный собственной железной рудой ближайший сосед активно перерабатывает российский лом, и, по сути, металлургия страны выживает за счет него.
До 2008 г. среди крупных конечных получателей этих грузопотоков лома также числились Украина, Турция и Финляндия, но потом их доля сократилась до совершенно мизерных величин. Хотя, по данным ФТС РФ, этот экспорт никуда не делся – Турция уверенно держит лидерство по объемам получения российского лома (рис. 2).
Огромная разница в отчетности железнодорожников и таможенников, вероятнее всего, связана с особенностями декларирования грузополучателей. Если тарифы на ж/д перевозку лома получателю в Одессе будут ниже, чем получателю в Стамбуле, – наш экспорт в Турцию превратится в поставки на Украину. Если поставки в Таганрог дешевле, чем на Украину, – экспорт лома вообще превратится во внутрироссийскую перевозку. Во всех случаях – до «сидящей прямо в порту» компании-посредника ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |