Согласно выводам аналитиков Sumitomo Metal Mining (SMM), в следующем году мировой рынок никеля останется профицитным третий год подряд благодаря продолжающемуся росту производства металла в Индонезии.
Прогнозируемый профицит составит 256 тыс. т в 2026 г., что немного ниже показателя на уровне 263 тыс. т в текущем году, поскольку производство низкосортного никелевого чугуна в Индонезии, по прогнозам, вырастет на 4,1%, до 1,76 млн т, сообщила SMM в своей презентации о состоянии рынка никеля в прошедшем полугодии.
Производство никелевого чугуна в Индонезии, как ожидается, вырастет в 2025 г. на 10,3%.
По прогнозам SMM, мировой спрос на никель вырастет на 2,4% в годовом исчислении, до 3,52 млн т в 2026 г., благодаря стабильному потреблению нержавеющей стали, в то время как предложение металла, как ожидается, увеличится в следующем году на 2%, до 3,78 млн т.
Генеральный директор SMM Широ Имаи сообщил журналистам, что прогноз не предполагает существенного влияния американских пошлин на спрос на никель, поскольку в этом году их влияние пока ограничено.
"Рост спроса на никель, как и в 2025 г., будет обусловлен увеличением потребления нержавеющей стали, в то время как спрос на аккумуляторный никель, вероятно, останется вялым", — сказал г-н Имаи.
Рост спроса на батареи замедлился, поскольку литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы, которые дешевле и не содержат никеля и кобальта, увеличивают свою долю рынка, по данным Международного энергетического агентства.
Компания SMM, поставляющая катодные материалы для литий-ионных аккумуляторов Panasonic, используемых в электромобилях Tesla, ожидает, что мировой спрос на никель для аккумуляторов в следующем году вырастет до 470 тыс. т, что всего на 10 тыс. т больше, чем в 2025 г.
"Спрос на обычные аккумуляторы для электромобилей с высоким содержанием никеля, вероятно, будет все же расти в долгосрочной перспективе, поскольку Китай ограничивает экспорт технологий LFP», — сказал г-н Имаи.
По сообщению Bloomberg News, саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco (полное наименование Saudi Arabian Oil Group) решила распространить свою деятельность на цветные металлы и планирует нанять трейдеров для торговли медью - в свете роста спроса на медь со стороны мировых секторов энергетики и инфраструктуры.
По мнению журналистов, данный шаг компании окажет позитивное воздействие на настроения на рынке "красного металла".
Во вторник, 14 октября, цены на медь снизились на фоне активизации торгового конфликта между США и Китаем, что вызвало опасения касательно спроса на важные для экономики металлы. Трехмесячный контракт на медь на LME подешевел на 2,3%, до $10570 за т, продолжив снижение с пикового значения $11000 за т от 9 октября.
Аналитик Commodity Market Analytics Дэн Смит полагает, что, несмотря на продолжающиеся недопоставки меди из Индонезии, Конго и Чили, спрос на металл остается слабым.
Яншаньская премия к цене меди снизилась тем временем на 8%, до $45 на стоимость тонны - 2-месячного минимума.
США и КНР начали взимать новые портовые сборы для транспортных компаний, что дополнительно ухудшает настроения на рынке.
Премия к спотовой цене на медь по отношению к трехмесячному контракту снизилась до $45 на т с $227 в понедельник. Премия к цене цинка снизилась до $100 с $202 на фоне самых низких биржевых запасов металла с начала 2023 г. Котировки никеля и свинца вышли на самые низкие значения с середины сентября.
"Геополитические риски продолжают создавать неопределенность на рынке", - констатируют эксперты BMI - подразделения Fitch Solutions. Аналитики организации увеличили прогноз по цене меди на 2025 г. до $9650 за т с $9500 за т ранее, однако они не ожидают более существенного роста цен ввиду обострения напряжения в торговых отношениях США и КНР. "Объявления Китая насчет контроля экспорта РЗМ и угрозы США ввести 100%-е пошлины на китайские товары, вероятно, окажут ограничительное воздействие и на цены на медь в 2026 г.", - полагают аналитики BMI.
На утренних торгах среды, 15 октября, цены на медь снизились в Шанхае.
Один из шанхайских трейдеров заявил: "Мы наблюдаем фиксацию прибыли инвесторами после ралли, вызванного остановкой работы индонезийского рудника Grasberg, тогда как риски участников рынка растут в связи с напряжением между Китаем и США в вопросах тарифов и экспорта".
Президент США Трамп пригрозил Китаю ответными мерами в связи с тем, что Китай, по его словам, "умышленно" остановил закупки американской сои. Также под вопрос поставлена ожидаемая встреча между Трампом и главой КНР Си Цзиньпином в Южной Корее позднее в текущем месяце, хотя министр финансов США Скотт Бессент заявил, что встреча мировых лидеров состоится согласно плану.
Ранее КНР ограничила экспорт редкоземельных металлов, на что г-н Трамп отреагировал угрозами введения 100%-х пошлин на китайскую продукцию. В Пекине, однако, заявили, что данные меры не означают полного запрета на экспорт РЗМ, а дверь для переговоров остается открытой. Оперативная сводка сайта Metaltorg.ru по ценам металлов на ведущих мировых биржах в 11:47 моск.вр. 15.10.2025 г.:
на LME (cash): алюминий – $2751.5 за т, медь – $10714 за т, свинец – $1950 за т, никель – $14995 за т, олово – $35420 за т, цинк – $3030.5 за т;
на LME (3-мес. контракт): алюминий – $2747 за т, медь – $10682.5 за т, свинец – $1993 за т, никель – $15205 за т, олово – $35520 за т, цинк – $2943 за т;
на ShFE (поставка октябрь 2025 г.): алюминий – $2913.5 за т, медь – $12069.5 за т, свинец – $2400 за т, никель – $16923.5 за т, олово – $39346 за т, цинк – $3069.5 за т (включая НДС);
на ShFE (поставка декабрь 2025 г.): алюминий – $2922.5 за т, медь – $11981.5 за т, свинец – $2391 за т, никель – $16929 за т, олово – $39350 за т, цинк – $3076 за т (включая НДС);
на NYMEX (поставка октябрь 2025 г.): медь – $10957 за т;
на NYMEX (поставка январь 2026 г.): медь – $11199.5 за т.
В сентябре текущего года поступления стального проката по сети РЖД в адрес компании АО «Металлокомплект-М»( АО «МК-М», Головное подразделение, Россия, Москва) составили 38,6 тыс.тонн. По ...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Алюминиевая ассоциация США 14 октября призвала запретить экспорт из США алюминиевого баночного лома в Китай по соображениям национальной безопасности, сообщает Reuters. По заявлению организации, США ежегодно потребляют от 5 до 6 млн тонн алюминиевого лома, экспортируя при этом более 2 млн тонн.
Группа заявила, что американская алюминиевая промышленность имеет дефицит поставок около 4 млн тонн алюминия в год, и для достижения самодостаточности «потребуются многие годы, миллиарды долларов и доступ к огромному количеству доступной энергии».
Соединенные Штаты экспортируют почти половину своего алюминиевого лома.
По словам ассоциации, это вызывает еще большую обеспокоенность, поскольку спрос на алюминий растет в таких ключевых отраслях, как автомобилестроение, самолетостроение и производство упаковки.
В июне президент Дональд Трамп ввёл 50%-ные пошлины на алюминий, поставляемый в США. Около двух третей первичного алюминия, ежегодно используемого в США, импортируется из Канады.
В сентябре текущего года поступления стального проката по сети РЖД в адрес ООО «Дмитровский Металлоцентр»( ДМЦ, Московская область, Дмитровский городской округ, рабочий посёлок Некрасовский) со...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что цены на медь будут находиться в 2026-2027 гг. в диапазоне $10000-11000 за т на фоне излишков металла на рынке. Эксперты полагают, что китайские потребители могут снизить закупки меди в случае, если цена металла превысит $11000 за т. Избыточные запасы меди в США могут помочь перебалансировать рынок, если ценовые спреды на LME будут сокращаться.
В Goldman Sachs также считают, что оценки роста спроса на медь ввиду массового строительства дата-центров преувеличены.
По прогнозу экспертов банка, цена никеля снизится к декабрю 2026 г. на 6%, до $14500 за т.
Цена алюминия в четвертом квартале 2026 г. прогнозируется на уровне $2350 за т; она не вернется к прежним уровням до 2030 г. На рынке алюминия ожидается профицит ввиду прогнозируемого увеличения поставок металла из Индонезии с середины 2026 г.
На рынке кобальта Goldman Sachs прогнозирует возможный дефицит в 2026 г. вследствие новых экспортных квот на его вывоз из Демократической Республике Конго.
Цены на литий, как ожидается сохранят низкий уровень в 2026 г., составив в среднем $8900 за т из-за переизбытка металла.
В сентябре ж/д поступления лома черных металлов АО «Первоуральский новотрубный завод»(АО «ПНТЗ»Свердловская область, г. Первоуральск, входит в состав компании ТМК)составили 27 тыс. тонн. ...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
В сентябре текущего года поступления стального проката по сети РЖД на склады (филиалы, металлобазы) в адрес АО «Сталепромышленная компания»( СПК, Управляющая компания, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ак...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Согласно прогнозу аналитиков ILZSG, мировой спрос на рафинированный свинец вырастет в 2025 г. на 1,8%, до 13,25 млн т, а в 2026 г. - на 0,9%, до 13,37 млн т. Предложение свинца увеличится на 0,7%, до 4,57 млн т, в 2025 г. и на 2,2%, до 4,67 млн т, в 2026-м.
Профицит на данном рынке составит в текущем году 91 тыс. т.
В 2026 г. ожидается избыток свинца на мировом рынке на уровне 102 тыс. т.
В сентябре текущего года ж/д прямые ж/д отгрузки стальных труб АО «Первоуральский новотрубный завод»(АО «ПНТЗ»Свердловская область, г. Первоуральск, входит в состав компании ТМК) составил...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Поставщики ферровольфрама считали текущую закупочную активность устойчивой, и вполне допустимым некоторое повышение цен, даже несмотря на ожидаемое сопротивление промышленных покупателей. В самом начале текущ...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Компания Rio Tinto скорректировала свой целевой показатель добычи бокситов на 2025 г., увеличив его с прогнозного диапазона в 57–59 млн т до 59–61 млн т. Компания сообщила о двух квартальных рекордах добычи в бокситовом бизнесе подряд.
Горнодобывающий гигант сохранил свои ориентиры на 2025 г. по другим товарам. Ожидается, что производство алюминия по-прежнему составит от 3,25 до 3,45 млн т. Аналогичным образом, прогнозы по производству меди сохраняются на уровне 780–850 тыс. т, что обусловлено продолжающимся наращиванием выпуска меди на руднике Oyu Tolgoi в Монголии.
Коллегия Евразийской экономической комиссии продлила антидемпинговую пошлину в отношении алюминиевой ленты, происходящей из Азербайджанской Республики и Китайской Народной Республики, по 29 июня 2026 года включительно.
Срок действия применяемой меры должен был истечь 23 октября 2025 года. Однако в адрес Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК поступило заявление, по результатам рассмотрения которого 30 июня 2025 года начато повторное антидемпинговое расследование.
Антидемпинговая пошлина в отношении алюминиевой ленты из Азербайджана и КНР была установлена в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2020 г. № 115. Размер пошлины составляет 16,18% от таможенной стоимости в отношении алюминиевой ленты, происходящей из Азербайджана, и 13,14% от таможенной стоимости в отношении алюминиевой ленты, происходящей из КНР.
В сентябре текущего года ж/д отгрузки стальных труб ПАО «Северсталь» (ЧерМК, г. Череповец, Вологодская обл., Ижорский трубный завод, ИТЗ, г. Колпино) составили 30,7 тыс. тонн. По отношени...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
Мощный пожар на американском заводе Novelis Oswego 16 сентября привел к остановке около 40% мощностей по производству автомобильного алюминиевого листа в США, что образовало ситуацию форс-мажора. Этот серьезный спад поставок в сочетании с действующими 50%-ми импортными пошлинами привел к росту средней торговой премии (Midwest Premium) к цене металла до рекордных $0,77 на фунт.
Однако, несмотря на высокие цены на алюминий в США, слабый спрос на металл в мире и растущие запасы алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) могут ограничить тенденцию к росту котировок мировых цен в ближайшие месяцы.
В сентябре текущего года ж/д отгрузки стальных труб Выксунским металлургическим заводом (АО «ВМЗ», Нижегородская область, входит в состав Объединенной металлургической компании, АО «ОМК»,...
Извините! Доступ к полному тексту настоящего материала имеют только подписчики.
На Камчатке начал работу первый в регионе металлургический завод, который выпускает стальную арматуру для нужд строительной отрасли края, сообщает ИА «Кам 24».
Первое в регионе металлургическое предприятие во главу угла производственной деятельности ставит экологическую безопасность. «У нас запроектирован, смонтирован и введен в эксплуатацию комплекс очистки от пыли и газа «Циклон». Он позволяет свести к минимуму углеродный след предприятия. С началом работы мы на постоянной основе ведем контроль выбросов», – рассказал генеральный директор ООО «Завод камчатской арматуры» Денис Меламед.
Открытое недавно предприятие, выпускающее стальную строительную арматуру диаметром от 8 до 25 миллиметров, наряду с тепличным комплексом «Камчатский» без всякого преувеличения можно назвать главными экономическими событиями года в крае – считают в Корпорации развития Камчатки. Оба инвестиционных проекта, отчетливо характеризующихся высокой инновационностью, их инициаторам удалось реализовать в достаточно сложный для российского бизнеса период.
Инициаторы деловой инициативы не склонны относить ввод металлургического предприятия в эксплуатацию к разряду сенсационных событий, но признаются, что реализация проекта оказалась «безумно трудным делом». Компания-инициатор около 10 лет занималась сбором лома металлов и поставками сырья для металлургической промышленности в Южную Корею. Бизнес развивался успешно. Но уже на этом вполне благополучном отрезке у компании возникла идея о создании на Камчатке предприятия по переработке лома.
К формированию и реализации бизнес-идеи компания приступила с началом экономической войны, развязанной недружественными странами против России, когда значительно возросли риски в предпринимательской деятельности, связанной с экспортными операциями.
Российские машиностроительные предприятия и профильные проектные институты отказывались от сотрудничества.
«Анализ потребностей строительного комплекса края и объёмов базового сырья, которые мы сможем получить на Камчатке без завоза из других регионов, определил и предельную годовую мощность нашего предприятия в пределах 25 тысяч тонн. Потенциальные отечественные партнеры ниже планки в 300 тысяч опускаться не желали. Заказ приняли производственники и проектировщики из КНР», – рассказали в ООО «Завод камчатской арматуры».
Китайское предприятие приступило к изготовлению оборудования, камчатская компания оплатила часть контракта. Но ко времени окончательных расчетов российские банки отключили от платежной системы SWIFT. Компании-инвестору пришлось искать иные законные пути перевода средств за рубеж. По оценке разработчиков деловой инициативы, сложности с банковскими транзакциями привели к задержке реализации проекта, как минимум, на восемь месяцев.
Возникали и другие трудности. В значительной степени их удалось нивелировать за счет государственной поддержки. Проект имеет статус резидента свободного порта Владивосток. Помимо других налоговых и административных преференций режим СПВ позволил инвестору создать свободную таможенную зону, что дало возможность получить льготы по уплате таможенных платежей.
ООО «Завод камчатской арматуры» смог получить три льготных кредита. Первый из них по региональной программе промышленного развития под 9 процентов годовых. Два других кредита со ставкой 3 и 5 процентов компания получила от Федерального фонда развития промышленности.
Падение спроса на лом черных металлов в РФ продолжится до 2027 года, прежде чем рынок начнет медленное восстановление. Об этом сообщил ТАСС директор ассоциации переработчиков лома НСРО "Руслом.ком" Виктор Ковшевный. По его прогнозу, в этом году рынок лома снизится на 19%, в следующем - на 10-15%.
"В 2025 году мы ожидаем снижение где-то 19% по потреблению. В 2026 году ожидаем дальнейшее снижение, но, наверное, по итогам года - где-то 10-15%. В 2027 году - стабилизация и, возможно, уже некоторый медленный рост", - отметил он.
По мнению главы ассоциации, ждать восстановления рынка лома черных металлов стоит примерно через пять лет. "Мы в любом случае ожидаем, что рынок восстановится, если смотреть на перспективу 5-7 лет", - отметил он.
Ковшевный объяснил снижение рынка лома сокращением строительства на фоне высоких ипотечных ставок.
По предварительным данным информационно-аналитической компании «Корпорация Чермет», в сентябре 2025 г., а также за период январь-сентябрь, в РФ наблюдается отрицательная динамика производства кокса, чугуна, стали и труб год к году. При этом производство железной руды незначительно выросло, а производство готового проката показало рост в сентябре, но снижение за период 9 месяцев.
Производство чугуна в сентябре снизилось на 3,4% в годовом сравнении до 3,9 млн т, а за 9 месяцев до 37,7 млн т (-1,8%).
Выпуск стали в сентябре упал на 3,8% до 4,6 млн т, а за 9 месяцев - до 50,8 млн т (-5,2%).
Производство готового проката в сентябре выросло на 3,4% до 4,6 млн т, но за 9 месяцев снизилось до 44,5 млн т млн т (-4,8%).
Производство стальных труб в в сентябре упало до 0,7 млн т (-29,7% г/г), а за 9 мес. 2025 г.- до
7,9 млн т (-16,2%).
Один из крупнейших металлургических концернов Европы, ArcelorMittal, объявил о повышении цен на горячекатаный прокат (HRC) на фоне ожиданий новых защитных мер на импорт стали, инициированных Европейской комиссией. Согласно данным Fastmarkets, стоимость проката с поставкой в декабре теперь составляет €630 за тонну, а поставки на январь оцениваются уже в €650 за тонну.
Данное решение полностью соответствовало ожиданиям рынка, которые сформировались после того, как Еврокомиссия инициировала предложение о введении новых торговых защитных мер. Как сообщают аналитики, новая ценовая политика уже была доведена до сведения ключевых отраслевых потребителей.
Напомним, что на прошлой неделе, по сведениям SteelOrbis, цены на европейский горячекатаный рулон демонстрировали стабильность. Участники рынка занимали выжидательную позицию после заявления Еврокомиссии, а заводы Северной Европы указывали на ориентир в 600-610 евро за тонну, хотя реальные сделки заключались по более низким ценам. При этом в отрасли уже прогнозировали, что европейские производители вскоре поднимут цены в связи с ужесточением условий для импортной стали.
Немецкий производитель сортового проката Saarstahl и немецкий производитель толстолистового проката Dillinger Group, дочерние компании Stahl-Holding-Saar (SHS), объявили о привлечении финансирования в размере 1,7 млрд евро для своей программы трансформации Power4Steel. Финансирование гарантирует полное финансирование всего проекта, позволяя SHS развивать крупномасштабное производство стали на основе водорода и достичь амбициозных целей по сокращению выбросов углерода.
Инициатива Power4Steel предполагает строительство установки прямого восстановления стали (DRI) и двух дуговых сталеплавильных печей (EAF) на заводах SHS в Диллингене и Фёльклингене. Эти установки заменят существующие доменные печи и конвертеры, что ознаменует переход SHS на производство низкоуглеродистой стали с использованием водорода.
Пакет в размере 1,7 млрд евро был организован консорциумом ведущих национальных и международных банков.
Всемирная ассоциация стали (World Steel Association) опубликовала прогноз спроса на сталь на 2025–2026 годы. В 2025 году мировой спрос останется примерно на уровне 2024 года — около 1,75 млрд тонн, а в 2026 году ожидается небольшой рост на 1,3% — до 1,77 млрд тонн.
По словам Альфонсо Идальго де Кальсеррады, председателя экономического комитета Worldsteel, несмотря на торговые конфликты и неопределённость, прогноз остаётся осторожно оптимистичным: ожидается, что в 2025 году спад достигнет дна, а в 2026 начнётся умеренный рост. Этому способствует устойчивость мировой экономики и рост инвестиций в инфраструктуру.
Рост в 2026 году будет определяться региональными тенденциями: замедление спада в Китае, сильный рост в Индии, Вьетнаме, Египте и Саудовской Аравии, а также ожидаемое восстановление спроса в Европе.
Основные риски — высокие издержки в промышленности, торговые войны и геополитическая нестабильность, снижающие уверенность потребителей и инвесторов.
Спрос на сталь в Китае в 2025 году снизится на 2%, а в 2026 — лишь на 1%, из-за спада в жилищном строительстве и финансовых проблем местных властей.
В развивающихся странах (без Китая) спрос, напротив, вырастет на 3,4% в 2025 и 4,7% в 2026 году, прежде всего за счёт Индии, где рост составит около 9%.
В Африке после десятилетнего застоя с 2023 года наблюдается рост спроса — в среднем 5,5% в год, особенно в северных и восточных странах. В Центральной и Южной Америке спрос в 2025 году увеличится на 5,5% благодаря восстановлению в Аргентине и росту строительства в Бразилии.
В развитых странах в 2025 году ожидается спад на 0,5%, но в 2026 — рост на 1,5%. В ЕС и Великобритании спрос вырастет на 1,3% в 2025 и 3,2% в 2026, чему способствуют инвестиции в инфраструктуру и оборону. В США прогнозируется рост на 1,8% в 2025–2026 годах благодаря строительным проектам и снижению финансовых рисков.
Как сообщает агентство Reuters, Европейская комиссия настаивает на отмене пошлин на продукцию из стали в связи с тем, что Брюссель стремится продвинуть те части тарифного соглашения между ЕС и США, которые ещё не вступили в силу, заявил во вторник комиссар ЕС по торговле Марош Шефчович.
Согласно их совместному соглашению, два трансатлантических партнёра должны рассмотреть вопрос о выводе своей продукции из-под контроля избыточных мощностей, включая 50% американских пошлин беспошлинными или низкотарифными квотами.
Комиссия, которая курирует торговую политику от имени 27 стран ЕС, считает, что выполнила свою часть сделки, предложив повысить пошлины на сталь до 50%, сократить вдвое действующие квоты и более чётко определить, откуда поступает сталь.
По словам Шефчовича, это предложение, которое ещё должно быть одобрено правительствами ЕС и Европейским парламентом, имеет «очень схожие» очертания с подходом США к защите своей отечественной сталелитейной промышленности от перепроизводства.
«Как только мы начнём защищать наши рынки аналогичным образом, настало время обсудить деривативы на сталь, поскольку я считаю, что нам следует прекратить практику, когда нам приходится подсчитывать, сколько стали находится в холодильнике или посудомоечной машине», — заявил он на пресс-конференции по итогам встречи министров торговли ЕС в Дании.
Он добавил, что предложил это в письме своим американским коллегам.
Американские пошлины не ограничиваются только сталью и алюминием, но распространяются на ряд «производных» продуктов, изготовленных из этих металлов.
В августе США добавили 407 категорий товаров в свой список производных продуктов, введя 50%-ный тариф на содержание стали и алюминия, а также универсальную ставку на содержание неметаллических компонентов — для ЕС она составляет 15%.
Категории продукции включают ветряные турбины, бульдозеры, железнодорожные вагоны, мотоциклы, автомобильные выхлопные системы, холодильники, морозильники и сушилки.
Как сообщает Assotiated Press, Участники Глобального форума по избыточным мощностям в сталелитейной отрасли (GFSEC) охватывающего 26 стран, — договорились внедрять рыночные принципы для решения проблемы хронического перепроизводства стали, которое продолжает оказывать давление на национальные отрасли из-за наплыва дешёвого импорта.
Министры стран–производителей стали, входящих в GFSEC, встретились в Гкеберха в пятницу, 10 октября, и отметили «важность цепочек поставок стали и необходимость их функционирования на основе рыночных принципов».
Министры GFSEC договорились начать разработку всеобъемлющей рамочной программы совместных действий по преодолению глобального кризиса перепроизводства стали, ключевые элементы которой планируется согласовать к июню 2026 года.
«Министры также договорились, что члены GFSEC должны принять немедленные меры, где это возможно, для решения проблемы избыточных мощностей и её последствий для стран–производителей стали», — говорится в итоговом заявлении встречи.
Ключевым источником глобального перепроизводства стали остаётся Китай, который активно расширяет мощности за рубежом. С 2010 года китайские компании добавили 103 миллиона тонн сталелитейных мощностей за пределами страны.
В первой половине текущего года мировой избыток мощностей увеличился на 15,9 миллиона тонн (или на 5,6%) по сравнению с тем же периодом 2024 года.
По данным GFSEC, основной рост пришёлся на страны, не входящие в форум, которые увеличили совокупные мощности на 31,9 млн тонн при одновременном снижении глобального спроса на 14,6 млн тонн с 2023 по начало 2025 года. Китай остаётся главным драйвером этой тенденции.
Краткосрочные прогнозы указывают на дальнейший рост избыточных мощностей в ближайшие кварталы на фоне слабого экономического роста.
По данным GFSEC, учитывая долю Китая в мировых сталелитейных мощностях (46,2%), производстве (54,6%) и экспорте (31,6%), это может существенно повлиять на международные рынки.
Ожидается, что мировой избыток мощностей в сталелитейной отрасли вырастет с 601 млн тонн в 2024 году до 721 млн тонн к 2027 году, достигнув максимального уровня за десятилетие и превысив текущее совокупное производство стран–участниц GFSEC на 248 млн тонн.
Напомним, что Китай, Индия и Саудовская Аравия прекратили участие в GFSEC в 2019 году.
Как сообщает агентство Reuters, шведский экологичный сталелитейный стартап Stegra планирует привлечь около €975 млн ($1,1 млрд) дополнительного финансирования для строительства своего завода на севере Швеции и укрепления финансовой ситуации, сообщила компания в понедельник.
Компания Stegra, ранее известная как H2 Green Steel, заявила в прошлом году, что привлекла €6,5 млрд финансирования для завода, строящегося в Бодене. В производственном процессе будет использоваться водород, получаемый на месте из возобновляемой электроэнергии.
Хенрик Хенрикссон, генеральный директор Stegra, заявил, что новый раунд финансирования направлен на покрытие возросших проектных расходов, а также на компенсацию государственных субсидий, на которые Stegra рассчитывала, но не смогла получить. Он добавил, что эти средства также увеличат резервный фонд группы.
В электронном письме он заявил, что «мы уже получили первоначальные обязательства по вложению капитала как от основателей, так и от ведущих инвесторов».
Швеция лидирует в Европе в своих усилиях по переходу с ископаемого топлива на безуглеродную энергетику. Переход на «зелёную» энергетику в Швеции был осложнён банкротством компании Northvolt, производителя аккумуляторов.
Переход на «зелёный» водород может оказаться чрезмерно дорогим для отраслей, которые сложно электрифицировать, таких как сталелитейная промышленность и междугородние перевозки.
Представитель Stegra подтвердила, что новое финансирование будет состоять из акционерного капитала, заёмных средств и стратегических партнёрств. Эта сумма также будет добавлена к ранее объявленным €6,5 млрд.
Она заявила: «Мы уверены, что сможем завершить строительство завода и увеличить объёмы производства».
В пресс-релизе Stegra заявила, что продвинулась в обсуждении вопроса аутсорсинга. Материал подготовила Анна Рингстрём, редакторы Терье Соллсвик и Джо Бавье.
Как сообщает агентство Reuters, немецкий судовладелец Oldendorff Carriers и его коллега, сталелитейная компания Salzgitter, подписали долгосрочное соглашение о снижении выбросов углерода при морской транспортировке железной руды в Гамбург.
С января 2026 года Oldendorff начнет использовать топливосберегающие балкеры для перевозки железной руды из различных портов погрузки в сталелитейный центр Salzgitter. Ожидается, что эта операция позволит сократить выбросы CO₂ не менее чем на 20%, что составит около 19 000 тонн CO₂-эквивалента за период действия контракта, что эквивалентно сокращению количества автомобилей на дорогах на 4000 в год.
Компании заявили, что эта инициатива не повлечет дополнительных расходов для Salzgitter, отметив, что снижение расхода топлива приведет к экономии эксплуатационных расходов и одновременно поможет обоим партнерам достичь целей по декарбонизации. Сокращение выбросов будет засчитано как сокращение выбросов категории 1 для Oldendorff и категории 3 для Salzgitter.
«Это партнерство показывает, что сокращение выбросов не всегда означает более высокие затраты», — заявили компании.
«Логистика, особенно морская транспортировка сырья, играет центральную роль в нашей цепочке создания стоимости», — заявил Гуннар Грёблер, генеральный директор Salzgitter, добавив, что благодаря Oldendorff компания делает еще один шаг к «более чистому производству стали» в рамках проекта трансформации SALCOS (Salzgitter Low CO₂ Steelmaking).
Oldendorff будет использовать свои современные «эко»-балкеры с оптимизированными корпусами, эффективными двигателями и энергосберегающими системами для снижения расхода топлива.
Для Salzgitter этот шаг является продолжением более масштабной программы декарбонизации. В конце 2023 года сталелитейная компания объединилась с HGK Shipping для продвижения внутренней логистики с низким уровнем выбросов и развития нового тоннажа для речной сети Германии.
Как сообщает Reuters, во вторник Rio Tinto заявила, что ей необходимо сильное завершение года для выполнения своего плана по отгрузкам железной руды, несмотря на то, что спрос в Китае рос на фоне ускоренных инвестиций мировой экономики в преддверии надвигающихся пошлин.
Цены на железную руду взлетели до самого высокого уровня с февраля благодаря целенаправленным мерам стимулирования инфраструктуры в Китае, которые способствовали росту производства стали, сообщает Rio Tinto. Импорт железной руды в Китай в сентябре достиг рекордного уровня.
Rio Tinto сообщила, что в третьем квартале отгрузила 84,3 млн тонн со своих предприятий в Западной Австралии, что немного не дотянуло до консенсус-прогноза Visible Alpha в 85,5 млн тонн.
Четыре циклона в регионе нарушили добычу железной руды в начале этого года, что побудило Rio прогнозировать поставки железной руды на 2025 год на нижней границе своего прогнозного диапазона от 323 до 338 млн тонн.
«Необходимы сильные результаты в четвертом квартале, поскольку система остается сбалансированной и имеет ограниченные возможности для смягчения дальнейших потерь», — заявила крупнейшая в мире компания по добыче железной руды.
Акции Rio Tinto, котирующиеся на австралийской бирже, выросли до 3,6% в начале торгов во вторник, достигнув самого высокого уровня с конца сентября, отражая более широкое ралли среди компаний, добывающих железную руду. Акции компаний-аналогов BHP и Fortescue выросли более чем на 2% каждая.
Rio заявила, что Китай вошел в третий квартал, борясь с сохраняющейся дефляцией, вялым производством, слабым экспортом и продолжающимися проблемами на рынке недвижимости.
Тем не менее, Пекин по-прежнему сосредоточен на достижении своего целевого показателя годового экономического роста в 5%, полагаясь на целевую поддержку инфраструктуры и технологий, а не на широкомасштабные стимулы, добавила компания.
Rio также отметила, что Китай диверсифицировал источники поставок железной руды, увеличив закупки у более мелких поставщиков, при этом совокупный объем поставок основных производителей железной руды остался на уровне предыдущего года. Этот квартал стал первым под руководством нового генерального директора и бывшего руководителя подразделения железной руды Саймона Тротта, который в августе объявил об упрощении структуры компании до трёх подразделений: железная руда, алюминий, литий и медь.
Rio заявила, что сохраняет приверженность безопасности после несчастного случая со смертельным исходом на руднике Симанду в Гвинее, куда отгрузка железной руды должна начаться до конца года.
Как сообщает агентство Platts, завод ArcelorMittal во Фос-сюр-Мер (юг Франции) остановил сталеплавильный цех после крупного пожара 8 октября. По словам представителей, ремонт и остановка продлятся около месяца, но со временем компания может измениться в зависимости от хода работ.
Домна №2 мощностью около 2 млн тонн стали в год — основная действующая на заводе с ноября 2023 года. Сейчас проводится ее охлаждение и консервация. Другие подразделения продолжают работать частично или по графику.
В июне 2024 года компания инвестирует 53 млн евро в восстановление дома №1, который должен заменить текущую к 2026 году. Причина возгорания очевидна: материал предварительно загорелся на конвейере. Пострадавших нет.
На рынке мнения разделились: часть участников ожидает роста цен на 5–10%, особенно на горячекатаный и холоднокатаный прокат, из-за снижения предложения на 200–300 тыс. тонн. Другие считают влияние ограниченным, поскольку предприятие не работало на полную мощность.
К 10 октября цена горячекатаного проката в Северной Европе выросла до 575 евро/т, а в Южной стабильной — 555 евро/т. С начала года цены поднялись на 15 евро, но остаются на 75–80 евро ниже апрельского пика.
Как сообщает Business Insider, решение Европейского союза удвоить импортные пошлины на сталь до 50% вызвало шок на мировом рынке стали, но, похоже, Африка едва избежала худших последствий.
Хотя большинство африканских экспортеров освобождены от новых мер, континент всё равно может ощутить их влияние, поскольку дешевая сталь, перенаправляемая от крупных производителей, наводняет региональные рынки, угрожая подорвать отечественную промышленность и замедлить промышленный рост.
Согласно предложению, озвученному комиссаром по торговле Марошем Шефчовичем в Страсбурге, блок сократит беспошлинные квоты почти вдвое, до 18,3 млн тонн, что призвано сдержать глобальное перепроизводство и защитить испытывающий трудности европейский сталелитейный сектор.
Хотя эта мера в первую очередь нацелена на таких крупных игроков, как Китай, Индия и Турция, развивающиеся страны получат выгоду от освобождения от пошлин.
В информационном бюллетене европейской сталелитейной промышленности (Eurofer) говорится, что любая страна, поставляющая менее 3% от общего объема импорта стали в ЕС, будет исключена из новых ограничений.
Кроме того, Соглашение ВТО о защитных мерах предусматривает, что «импорт из развивающихся стран может быть освобожден от защитных мер (тарифных квот), если экспорт данной страны составляет менее 3% от общего объема импорта данной продукции и если совокупная доля всех таких освобожденных развивающихся стран не превышает 9% от общего объема импорта».
Это предоставляет льготы африканским экспортерам, таким как ЮАР, Египет, Марокко, Нигерия, Алжир и Тунис. В 2024 году эти страны в совокупности экспортировали менее 3 миллионов тонн стали в Европу, что значительно ниже порогового значения для применения санкций.
Однако для ЮАР эта отсрочка может быть временной. ЕС остается вторым по величине рынком сбыта стали с объемом в 20,3 млрд рандов в прошлом году после Китая с 25,4 млрд рандов. Лидеры отрасли призвали правительство принять оперативные меры для защиты внутреннего рынка, предупредив, что изменения в мировых торговых потоках могут подвергнуть местных производителей обострению конкуренции.
Протекционизм Европы может наводнить африканские рынки
Хотя изъятия могут защитить африканских экспортеров в краткосрочной перспективе, более широкие последствия могут все еще ощущаться по всему континенту. По мере того, как Европа повышает барьеры, крупные производители стали из Азии и Латинской Америки, вероятно, перенаправят свои излишки поставок на развивающиеся рынки.
Благодаря инфраструктурному буму в Африке и созданию Африканской континентальной зоны свободной торговли (АфКЗСТ), создающим новый спрос, регион готов стать привлекательным местом сбыта дешевой излишней стали.
Без скоординированных мер политики протекционистский поворот ЕС может подорвать долгосрочные промышленные амбиции Африки. Этот приток может подорвать рост отечественной промышленности Африки.
Такие страны, как Нигерия, Алжир и Кения, активно инвестируют в местное производство стали, чтобы снизить зависимость от импорта и стимулировать индустриализацию. Тем не менее, эти молодые отрасли остаются уязвимыми к ценовым шокам и конкуренции со стороны более дешевых иностранных производителей.
Как сообщает ценовое агентство Argus, бразильская коалиция по основным минералам, в которую входят Vale, национальный институт горнодобывающей промышленности Ibram и 13 других компаний и институтов, может сократить выбросы парниковых газов на 90% к 2050 году с 2022 года, согласно недавно опубликованному исследованию.
В плане перечислены пять требований для более эффективного содействия достижению целей энергетического перехода и декарбонизации в горнодобывающем секторе, таких как совершенствование правил, связанных с ценообразованием на углерод, расширение складских и грузовых мощностей, а также «зеленая премия» за низкоуглеродную продукцию.
В четверг коалиция представила план руководству климатического саммита ООН Cop 30. Эта инициатива основана на предложении руководства Cop 30 мобилизовать ключевые секторы бразильской экономики, такие как сельское хозяйство, энергетика, лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность, животноводство и транспорт, к ноябрю для разработки планов декарбонизации в Белене.
Коалиция будет стремиться сократить свои выбросы, связанные с горнодобывающей деятельностью, на 80% и нейтрализовать их еще на 14%, что в общей сложности составит около 90% к 2050 году, говорится в сообщении коалиции. Это потенциальное сокращение зависит от использования биотоплива, расширения использования возобновляемых источников энергии, электрификации автопарков и восстановления деградированных земель, заявили в коалиции.
Кроме того, коалиция также предложила использовать низкоуглеродистую сталь, такую как окатыши и брикеты, для сокращения выбросов в глобальной цепочке железной руды до 110 млн метрических тонн (т) CO2 к 2050 году.
План также предполагает удвоение производства энергетических переходных минералов, таких как медь, никель, литий и редкоземельные элементы, к 2050 году. Согласно исследованию, более высокий спрос на электромобили и расширение мощностей по производству солнечной и ветровой энергии должны стимулировать производство этих минералов. По оценкам коалиции, к 2050 году сектор может сократить выбросы CO2 до 300 млн тонн в год за счёт увеличения добычи этих полезных ископаемых.
«Бразилия обладает уникальным конкурентным преимуществом благодаря геологическому разнообразию и матрице чистой энергии», — заявил президент Ibram Рауль Юнгманн. «Исследование доказывает, что мы готовы поставлять полезные ископаемые, необходимые миру для построения низкоуглеродной экономики».
Vale взяла на себя обязательство сократить свои общие выбросы по категориям 1 и 2 на 33% к 2030 году по сравнению с уровнем 2017 года. Компания также намерена сократить выбросы жидких углеводородов по категории 3 на 15% к 2035 году по сравнению с уровнем 2018 года. Компания планирует полностью исключить выбросы жидких углеводородов по категориям 1 и 2 к 2050 году.