Курганский трубный: проект с одним неизвестным
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
03.08.2007
Курганский трубный: проект с одним неизвестным
В России скоро начнется строительство завода по производству труб большого диаметра. Интрига проекта заключается в том, что неизвестен его инвестор. Поговаривают, что это мог бы быть «Метинвест» Рината Ахметова. В любом случае, кто бы им ни был, он должен обладать большими лоббистскими возможностями для сбыта трубной продукции.

В мае 2007 г. мэр российского города Курган Виктор Сурков подписал распоряжение о выделении земельного участка площадью 65 га для строительства Курганского трубного завода. Место расположения будущего предприятия выбрано инвесторами с учетом предстоящего строительства в этом же районе новой Курганской ТЭЦ. Судя по оптимизму местных властей, никаких препятствий к реализации проекта на сегодня нет, и строительные работы могут начаться уже осенью текущего года. Однако перспективы нового завода неясны, поскольку в значительной степени зависят от того, кто будет его собственником, и какой сортамент продукции оно будет выпускать. Пока вокруг этого проекта вопросов до сих пор больше, чем ответов.

Во-первых, заявленные намерения за два года запустить завод по выпуску труб большого диаметра, инвестировав в проект всего $300 млн., вызвали скепсис экспертов. Во-вторых, до сих пор неясно, какая российская или украинская компания стоит за реализацией этого проекта, «поднять» который без поддержки мощного профильного инвестора нереально.

В-третьих, в ближайшие год-два конкуренция на российском рынке ТБД вырастет настолько, что новому производителю очень сложно будет получить крупные заказы. За последние два года внутренние мощности только российских заводов выросли (по ТБД) до 2,5 млн. т. Это почти соответствует реальному спросу на ТБД со стороны газовых и нефтяных компаний – в 2008 г. он прогнозируется на уровне 2,5-2,8 млн. т.

Кроме российских заводов за контракты на поставку труб для магистральных трубопроводов конкурируют наш Харцызский завод, а также немецкие, японские и итальянские производители. К 2010-2011 гг., когда реализация крупных трубопроводных проектов будет завершаться, спрос на трубы большого диаметра начнет снижаться, рынок войдет в фазу профицита.

Соответственно, шансы нового производителя, начав выпуск труб «с нуля», вклиниться в раздел самых выгодных заказов по ТБД не слишком высоки. Мало даже построить завод, нужно овладеть современными технологиями, научиться делать большие трубы с высокими эксплуатационными характеристиками. Для этого нужны годы – к примеру, опыт производства ТБД на украинском ХТЗ, немецком Europipe, японских Nippon Steel и Sumitomo исчисляется десятилетиями.

Правда, есть и другой пример – российская «Северсталь» начала производство ТБД на своем Ижорском заводе только в 2006 г. и сразу же подала заявку на участие в тендере на поставку труб для первой «подводной» ветки газопровода Nord Stream. Впрочем, если «Северстали» удастся войти в число поставщиков для Nord Stream, это будет скорее политическое решение Кремля по строительству мощностей для импортозамещения ТБД. Получение крупных контрактов на поставку труб для «Газпрома», «Транснефти» и нефтяных компаний в России вообще замешано на политике, связях с высокими чиновниками. В связи с этим важно понять, кто будет реальным инвестором строительства завода в Курганской области. Есть ли этой компании возможности лоббировать свои интересы на самом высоком уровне?

В российских СМИ сообщалось, что инвестором строительства КТЗ выступает некий «Евразийский трубопроводный консорциум», однако участникам рынка ничего об этой структуре неизвестно. Более того, гендиректор этой организации Владислав Россинский заявил, что «консорциум не имеет никакого отношения к строительству в Кургане завода по производству труб большого диаметра».

Поговаривали, что за проектом стоит компания Leman Pipe, российский трейдер продукции Харцызского ТЗ. Однако официального подтверждения этому со стороны самой Leman Pipe нет. Непросто установить и характер взаимоотношений Leman Pipe и «Метинвеста», в состав которого входит ХТЗ. Как ни странно, Leman Pipe не имеет прямых родственных связей ни со швейцарским трейдером Leman Commodities, ни с металлоторговой компанией «Леман Украина». Обе эти компании входят в состав «Метинвеста» и продают продукцию входящих в нее комбинатов и еще ряда заводов.

Российская же Leman Pipe – структура автономная, не принадлежащая напрямую с активами бизнесмена Рината Ахметова. Так, во всяком случае, заявила пресс-служба «Метинвеста»: «компания Leman Pipe являясь партнером предприятий, входящих в «Метинвест», сама не входит в его состав и не подконтрольна ему». Также «Метинвест» заявил, что «не имеет никакого отношения к проекту по строительству в Курганской области России завода по производству труб большого диаметра».

ООО «Леман Пайп» с 2003 г. является основным торговым партнером и эксклюзивным поставщиком продукции Харцызского ТЗ на территории РФ. Глава компании – Александр Карманов, известный в России предприниматель. В свое время он работал в одной из дочерних компаний «Газпрома», занимавшейся снабжением газового концерна оборудованием и металлопродукцией, включая трубы. Налаженные связи позволили А.Карманову вывести «Леман Пайп» в когорту трейдеров-лидеров трубной продукции. В 2004-2006 гг. компания была крупным игроком российского трубного рынка, поставляя ТБД, в частности, «Газпрому» и «Транснефти». Однако в 2006 г. продажи стали падать из-за роста конкуренции на рынке, а также вследствие ряда ограничений на импорт труб из Украины.

Кто все же является основным инвестором проекта? Хотя представители «Метинвеста» несколько раз опровергали свою причастность к строительству завода в Кургане, следует признать, что именно эта группа могла бы получить существенные выгоды от реализации такого проекта. Харцызский завод поступательно вытесняется с российского рынка конкурентами – по прямошовной трубе-1420 – это, прежде всего, Выксунский МЗ (ОМК) и Ижорский ТЗ («Северсталь»).

С учетом стремления ТМК и группы ЧТПЗ освоить производство таких труб, а также импорта из Европы и Японии, конкурентные позиции ХТЗ будут только ухудшаться. К тому же правительство РФ отчетливо ставит перед трубной отраслью задачу добиться практически полного импортозамещения по ТБД. Словом, через год-два украинским трубам на российском рынке будет очень сложно найти место. Единственный способ сохранить на нем позиции – создать производство непосредственно в России, что позволило бы обойти импортные пошлины на ТБД.

Наилучшим решением была бы реализация такого проекта в сотрудничестве с российским партнером, который взял бы на себя решение многочисленных организационных вопросов. Средств для строительства завода у «Метинвеста» достаточно, а специалисты ХТЗ в сравнительно короткие сроки смогли бы запустить и отладить технологию производства труб в Кургане. Вариант сотрудничества с одним из прямых конкурентов – ОМК, ЧТПЗ и ТМК исключен, а вот сделать партнером такого трейдера, как "Леман Пайп", или договориться с одной из российских меткомпаний было бы вполне реально.

Существует версия о том, что в проекте Курганского ТЗ могут пересекаться интересы Рината Ахметова и Алишера Усманова, которые в свое время вели переговоры о возможном слиянии «Метинвеста» и «Металлоинвеста». Если курганский проект реализуется «с благословения» Ахметова, партнерство могло бы заключаться в поставках для КТЗ широкого листа для производства ТБД-1420 со строящегося на «Уральской стали» стана «5000», второго такого в СНГ, после принадлежащего «Северстали» стана в Колпино.

Теоретически такое сотрудничество было бы выгодно обеим сторонам, однако на сегодня выглядит все же довольно фантастично. Маловероятным является и предположение, что такой проект реализует «независимая компания», не связанная с российскими и украинскими трубными холдингами. Если структуры Ахметова непричастны к строительству Курганского ТЗ, значит, здесь могут присутствовать интересы другой, но крупной компании, работающей в сфере черной металлургии и способной организовать это весьма непростое с технической точки зрения производство, равно как и сбыт готовой продукции.

Строительство Курганского трубного завода еще не началось, а этот проект уже подвергается информатакам со стороны потенциальных конкурентов. В то же время компания, которая будет возводить предприятие, может рассчитывать если не на помощь, то, по крайне мере, на сочувствие властей депрессивного курганского региона.

Основные параметры нового завода известны. Новое производство будет состоять из трех технологических линий для изготовления одношовных сварных труб длиной от 8 до 12,2 м, диаметром 500-1420 мм и толщиной стенки до 12,2 мм. Предполагаемый объем производства 615 тыс. т труб в год, в денежном выражении около 22 млрд. руб. в год. На первом этапе инвестиции в проект составят $300 млн., первые трубы должны выйти на рынок в начале 2009 г.

Если основной сортамент производства действительно составят трубы 500-1420 мм, значит, инвесторы проекта надеются на потребителей из числа крупных нефтяных и газовых компаний, поскольку ТБД используются для строительства магистральных трубопроводов. Курганская область граничит с Челябинской, Свердловской и Тюменской областями, нефтяные компании Уральского федерального округа теоретически могли бы стать потребителями продукции КТЗ.

Однако, с учетом сказанного выше, более оправданной была бы ориентация не на высококонкурентный сектор ТЭК, а на предприятия ЖКХ и строительные компании. Здесь потребление будет устойчиво расти, и необходимость замены изношенных водопроводных и канализационных сетей в регионе обеспечит новому производству стабильный рынок сбыта.

По предварительной информации, металлопрокат для завода будут поставлять из Украины. Именно по этой причине вокруг строительства Курганского ТЗ весной этого года был раздут скандал, инициаторы которого преследовали явную цель воспрепятствовать реализации проекта или хотя бы дискредитировать его. Малоизвестная организация «Народный контроль» организовала в российских СМИ ряд публикаций, в которых утверждалось, что для производства труб в Кургане будет использоваться заготовка украинского производства, выплавленная с использованием радиоактивного лома, собранного в районе Чернобыльской АЭС. Последовали даже обращения в правительство и Госдуму с требованием «закрыть границу» для ввоза украинского проката.

В принципе, в России тема о «радиоактивности» металлопродукции из Украины уже несколько лет эксплуатируется, как одно из радикальных средств борьбы за рынки с украинскими конкурентами. Вряд ли целью «Народного контроля» было спровоцировать очередной всплеск радиофобии в РФ, скорее всего, активность «экологов» активно стимулировали недоброжелатели этого проекта, предположительно – конкуренты.

В качестве таковых российское РИА «Новый регион», к примеру, назвало владельца Челябинского ТПЗ сенатора Совета Федерации РФ Андрея Комарова. Это предположение довольно правдоподобно – для ЧТПЗ, который является крупным поставщиком труб диаметром 1067-1220 мм для компаний ТЭК России, новый завод может стать неприятным конкурентом, тем более, расположенным в том же регионе РФ.

Отметим, что Курганский проект имеет мощную поддержку властей региона. Губернатор области Олег Богомолов назвал строительство трубного завода «главной задачей региона на 2007 г.». Для властей Зауралья запуск нового предприятия означает создание тысячи новых рабочих мест, пополнение бюджета региона за счет новых налоговых отчислений, что позволит решить ряд социальных задач. Ассоциации товаропроизводителей Курганской области заявила, что новый завод может обеспечить поставки труб для ЖКХ региона по приемлемым ценам и решить проблему дефицита этой продукции.

Очевидно, что чиновников Зауралья не слишком интересует, российские или украинские деньги будут инвестированы в строительство завода. Дефицит крупных инвесторов – проблема многих российских регионов, отдаленных от центра, так что «дареному коню» в зубы заглядывать не будут. С предполагаемым выпуском товарной продукции на 20 млрд. руб. новый завод обеспечит более половины всего промышленного объема региона, который в 2006 г. составил 38 млрд. Так что внушительная поддержка на уровне региона новому предприятию обеспечена, вопрос только в том, готов ли сам инвестор к реализации столь масштабного проекта. «Кто этот инвестор», мы узнаем уже осенью.

Олег Красников
UGMK.INFO

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: