Ситуация на мировом рынке родия в 2009 году
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
19.08.2010
Ситуация на мировом рынке родия в 2009 году
По оценке "Johnson Matthey", избыток поставок на мировом рынке родия, равнявшийся в 2008 г. 0,78 т, увеличился в 2009 г. почти на порядок и достиг 7,50 т. Мировые поставки родия в 2009 г. увеличились на 10,8%, или на 2,33 т, - до 23,94 т в основном благодаря росту продаж металла его крупнейшим продуцентом и поставщиком - ЮАР. При этом производство родия в стране осталось стабильным, поскольку закрытие ряда предприятий было сбалансировано ростом добычи богатой руды на относительно новых рудниках, расположенных на месторождении UG2. Важно отметить, что в 2008 г. скопление родия в перерабатывающем секторе ограничило количество рафинированного металла, предназначенного для продажи Сокращение запасов в указанном секторе в 2009 г. позволило повысить уровень южноафриканских поставок родия до 20,62 т.

Суммарные поставки из других источников снизились с 3,76 т в 2008 г. до 3,33 т в 2009 г Российские продажи данного металла сократились на 17,6% - до 2,18 т, а североамериканские - на 16,7% - до 0,47 т. При этом поставки из Зимбабве увеличились на 26,67% - до 0,59 т.

Мировой брутто-спрос на родий (с учетом использования вторичного металла) в прошлом году упал на 20,2% - до 22,27 т в основном вследствие спада в его крупнейшей потребляющей отрасли - автомобилестроении, брутто-спрос со стороны которого снизился на 19,4% - до 19,25 т -минимального уровня с 2004 г.

В 2009 г. резко уменьшился выпуск легковых автомобилей в мире - на 12,2% - до 59,9 млн. шт., что негативно повлияло на масштабы потребления родия в данном секторе. Потребители, опасаясь за собственное экономическое положение, сокращали траты на наиболее дорогостоящие товары. Осложнилась также ситуация с получением корпоративных кредитов, что затруднило сбыт новых автомобилей. Начав год с крупными складскими запасами непроданных автомобилей, их продуценты в Европе, Японии и Северной Америке в 2009 г. резко снизили свое производство.

Однако с середины прошлого года в автомобильной промышленности всех этих регионов ситуация начала улучшаться. На фоне позитивных прогнозов, касающихся состояния экономики в целом, во второй половине 2009 г. продажи в указанных регионах были выше, чем в I полугодии. Однако за полный прошлый год они еще оставались ниже, чем в 2008 г.

На уровень потребления родия в 2009 г. негативно повлияли также результаты проведения отраслевых программ экономии, которые были инициированы в период высоких цен на платиноиды, хотя воздействие данного фактора было менее значительным, чем падение производства автомобилей.

В Северной Америке брутто-спрос на родий со стороны автомобилестроения в 2009 г. упал до 3,92 т, а в Японии - более чем на 1/3 - до 4,73 т. В Европе спрос на металл поддерживался за счет увеличения доли автомобилей с бензиновыми двигателями (в дизельных моделях родий не используется), в результате чего потребление родия снизилось только на 12,4% - до 3,51 т.

В автомобильной промышленности других регионов мира спрос на родий в 2009 г. сократился до 3,45 т. Однако в Китае закупки металла данной отраслью увеличились почти на 1/2 - до 3,64 т, поскольку национальное производство автомобилей выросло на 47,6% - до 8,4 млн. шт.

Объем извлечения вторичного родия из отработанных каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей уменьшился в 2009 г. на 17,6%, или на 1,24 т, - до 5,82 т. Спрос на вновь добытый родий уменьшился и в большинстве других сфер его потребления, хотя это падение в суммарном потреблении в некоторой степени компенсировалось сокращением вторичного производства и потребления металла, извлеченного из отработанных автомобильных каталитических систем.

Со стороны стекольной промышленности спрос на родий упал с 1,06 т в 2008 г. до 0,59 т в 2009 г., поскольку в условиях спада в мировой экономике снизился спрос на стекловолокно и стекло для жидкокристаллических дисплеев. Вследствие этого продуценты в меньшем объеме, чем в предыдущие годы, вводили в строй новые производственные мощности. Закрытие в Китае ряда заводов по выпуску стекла для электронно-лучевых трубок привело к возвращению некоторого количества родия на рынок.

Однако падение цен на родий подвигло многих продуцентов к изменению состава платиноидовых сплавов, используемых на их заводах. Сплавы с повышенным содержанием родия обладают более высокой коррозийной стойкостью в среде расплавленного стекла, чем сплавы с меньшим содержанием этого металла. Сниженные цены на родий позволили продуцентам стекла перейти от применения более дешевых и менее прочных сплавов к использованию сплавов, содержание родия в которых увеличено за счет платины.

В химической промышленности мировой спрос на родий в 2009 г. снизился на 0,44 т - до 1,68 т. Несколько новых спиртовых заводов были построены в Китае, а также в других азиатских странах, но реализация ряда проектов была отложена, в результате чего спрос на родий в указанной отрасли оказался ниже, чем ранее прогнозировалось.

Мировой спрос на родий со стороны электронной, электротехнической и других отраслей промышленности сократился с 0,84 т в 2008 г. до 0,75 т в 2009 г. Хотя в 2009 г. было зафиксировано небольшое число закупок металла инвесторами, они, по мнению экспертов "Johnson Matthey", имели спекулятивную природу, в связи с чем инвестиционная составляющая была исключена из статистических данных, характеризующих суммарный мировой спрос на родий.

В 2009 г. среднегодовая цена на родий упала по сравнению с 2008 г. более чем в 4 раза - с 6564 долл./унц. до 1592 долл. В целом в течение прошлого года, несмотря на некоторые колебания, наблюдалась тенденция к подорожанию этого металла. В начале 2009 г. цены на родий компании "Johnson Matthey" находились на уровне в 1250 долл./унц., а к 7 января они уже поднялись до 1300 долл., однако сохраняющаяся неопределенность в мировой экономической ситуации способствовала снижению цен 14 января до 1050 долл. - минимального показателя в 2009 г.

Хотя спрос на родий со стороны автомобилестроения оставался слабым, его ограниченные закупки и замораживание извлечения вторичного металла из отработанных каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов привело во второй половине февраля к подорожанию родия до 1200 долл./унц. Затем после некоторого снижения с появлением слухов о крупных закупках инвесторами и о формировании складских запасов металла автомобильными компаниями цены на родий быстро повысились с 1225 долл./унц. 15 апреля до 1675 долл. 22 апреля. Однако в начале мая они снизились до 1325 долл./унц. В дальнейшем интерес к данному металлу со стороны азиатских покупателей (за пределами Японии и Китая) стимулировал его подорожание до максимального в мае уровня в 1525 долл./унц. перед его повторным удешевлением.

Повышение спроса на физический металл и возникновение спекулятивного спроса вызвали повышение цен на родий в июле - с 1430 долл./унц. 22 числа до 1725 долл. 28 числа. В конце августа цены снизились до 1650 долл./унц., когда несколько ослабело беспокойство относительно возможных перебоев в поставках родия из ЮАР. На таком уровне цены оставались до 9 октября, когда азиатские закупки увеличились, несмотря на невысокий спрос со стороны продуцентов автомобилей. В условиях существенного подорожания почти всех других драгоценных металлов родий привлекал к себе внимание инвесторов, на фоне которого его цены в конце октября поднялись до 1950 долл./унц., а в конце ноября - до более чем 2800 долл. - максимального уровня в 2009 г.

Затем рынок родия вернулся к обычному состоянию, в результате чего цены на металл упали 11 декабря до 2175 долл./унц. В дальнейшем инвестиционный спрос восстановился, стимулируя резкое подорожание родия к концу 2009 г. до 2500 долл./унц.



Информационный бюллетень МЭР РФ

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: