GM поможет "Норникелю" |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
26.05.2003
GM поможет "Норникелю"
Американский автогигант General Motors (GM) готов перейти на использование палладия вместо платины при производстве автомобильных катализаторов (систем очистки выхлопных газов). Палладий, стремительно дешевевший в последние три года, сейчас стоит почти вчетверо дешевле платины. Аналитики полагают, что инициатива GM поможет "Норникелю" - крупнейшему в мире производителю палладия восстановить спрос на этот металл на мировых рынках.
Автомобилестроительная отрасль - крупнейший потребитель металлов платиновой группы. По данным британской Johnson Matthew, в 2002 г. на долю автомобилестроителей пришлось 61% мирового потребления палладия (3 млн унций из 4,9 млн) и около 32% платины (2 млн унций из 6,3 млн). При этом средняя мировая цена палладия в 2002 г. составила $337 за унцию, а платины - $540 за унцию. Выручка ГМК "Норникель" в 2002 г. составила 105 млрд руб. , чистая прибыль - 2,85 млрд руб. На долю "Норникеля" приходится треть мирового рынка палладия и около 16% производства платины.
Еще два года назад палладий был самым дорогим металлом "Норникеля" и обеспечивал около 40% выручки ГМК. Однако затем цены на палладий стремительно пошли вниз. С пиковых $1085 за унцию в начале 2001 г. (платина тогда стоила около $600 за унцию) мировая цена палладия сейчас снизилась примерно до $170. "Норникель" был вынужден сокращать производство этого металла и накапливать его запасы. По данным аналитика "Тройки Диалог " Василия Николаева, в 2002 г. на палладий пришлось лишь 13% выручки "Норникеля". "Сейчас предложение на рынке палладия избыточно, и основной вопрос состоит в восстановлении спроса, в первую очередь со стороны автомобилестроительных компаний", - объясняет ситуацию аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.
Похоже, у "Норникеля" появился повод для оптимизма. Директор по закупкам GM Дэвид Андрес на прошлой неделе заявил, что компания готова перейти на использование палладия вместо платины в производстве автомобильных катализаторов. "Разница в цене между палладием и платиной почти в $500 за унцию делает разумным переход на него при производстве отдельных компонентов", - цитирует Андреса агентство Bloomberg. По его словам, GM недавно стал использовать палладий вместо платины в трех моделях катализаторов. "Это хорошая новость для "Норникеля", - говорит Николаев из "Тройки Диалог ". По его словам, палладий и платина зачастую взаимозаменяемы при производстве катализаторов для автомобилей с бензиновым двигателем.
Николаев считает, что если благодаря автоконцернам спрос на палладий восстановится, то выручка "Норникеля" от его реализации может вырасти с нынешних $400 млн до $630 млн в 2004 г. "До сих пор компании приходилось пристраивать палладий на рынке квазирыночными способами - гасить этим металлом кредит Минфина, оплачивать им покупку американской компании Stillwater", - напоминает аналитик.
В "Норникеле" довольны решением GM переключиться на палладий. "Это свидетельство того, что нашим партнерам комфортно работать с нами и у них появилась уверенность в надежных и постоянных поставках палладия из России", - говорит президент компании Norimet (экспортный трейдер "Норникеля") Петр Холодный. По его мнению, закупки мировых автоконцернов могут восстановить спрос на российский палладий до 3 млн унций в год и немного поднять цены на металл - максимум до $250 за унцию к концу текущего года.
Автомобилестроительная отрасль - крупнейший потребитель металлов платиновой группы. По данным британской Johnson Matthew, в 2002 г. на долю автомобилестроителей пришлось 61% мирового потребления палладия (3 млн унций из 4,9 млн) и около 32% платины (2 млн унций из 6,3 млн). При этом средняя мировая цена палладия в 2002 г. составила $337 за унцию, а платины - $540 за унцию. Выручка ГМК "Норникель" в 2002 г. составила 105 млрд руб. , чистая прибыль - 2,85 млрд руб. На долю "Норникеля" приходится треть мирового рынка палладия и около 16% производства платины.
Еще два года назад палладий был самым дорогим металлом "Норникеля" и обеспечивал около 40% выручки ГМК. Однако затем цены на палладий стремительно пошли вниз. С пиковых $1085 за унцию в начале 2001 г. (платина тогда стоила около $600 за унцию) мировая цена палладия сейчас снизилась примерно до $170. "Норникель" был вынужден сокращать производство этого металла и накапливать его запасы. По данным аналитика "Тройки Диалог " Василия Николаева, в 2002 г. на палладий пришлось лишь 13% выручки "Норникеля". "Сейчас предложение на рынке палладия избыточно, и основной вопрос состоит в восстановлении спроса, в первую очередь со стороны автомобилестроительных компаний", - объясняет ситуацию аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.
Похоже, у "Норникеля" появился повод для оптимизма. Директор по закупкам GM Дэвид Андрес на прошлой неделе заявил, что компания готова перейти на использование палладия вместо платины в производстве автомобильных катализаторов. "Разница в цене между палладием и платиной почти в $500 за унцию делает разумным переход на него при производстве отдельных компонентов", - цитирует Андреса агентство Bloomberg. По его словам, GM недавно стал использовать палладий вместо платины в трех моделях катализаторов. "Это хорошая новость для "Норникеля", - говорит Николаев из "Тройки Диалог ". По его словам, палладий и платина зачастую взаимозаменяемы при производстве катализаторов для автомобилей с бензиновым двигателем.
Николаев считает, что если благодаря автоконцернам спрос на палладий восстановится, то выручка "Норникеля" от его реализации может вырасти с нынешних $400 млн до $630 млн в 2004 г. "До сих пор компании приходилось пристраивать палладий на рынке квазирыночными способами - гасить этим металлом кредит Минфина, оплачивать им покупку американской компании Stillwater", - напоминает аналитик.
В "Норникеле" довольны решением GM переключиться на палладий. "Это свидетельство того, что нашим партнерам комфортно работать с нами и у них появилась уверенность в надежных и постоянных поставках палладия из России", - говорит президент компании Norimet (экспортный трейдер "Норникеля") Петр Холодный. По его мнению, закупки мировых автоконцернов могут восстановить спрос на российский палладий до 3 млн унций в год и немного поднять цены на металл - максимум до $250 за унцию к концу текущего года.