Мировой рынок металлов: в ожидании зари. Часть III
В предыдущих частях данной статьи были рассмотрены тенденции рынков драгоценных и биржевых цветных металлов. Однако даже первая десятка важнейших металлов ими не ограничивается, а уж вторая – тем более. Напомним, как выглядит общий "рейтинг" металлов в этом году (табл. 1).
Хром
Главным применением хрома в металлургии, безусловно, является производство нержавеющих сталей. Хотя более «экономичная» нержавейка без никеля или с его пониженным содержанием встречается все чаще, способов обойтись без хрома пока не придумали.
Порядка 95% потребляемого хрома приходится на металлургию, при этом около 78% – именно на сектор нержавеющих сталей. Соответственно, любые колебания спроса на нержавейку немедленно отражаются на ценах хромовой продукции (рис. 1).
Обратное влияние – в случае перебоев с поставками – на стоимость нержавейки имеется, но заметно слабее, поскольку ключевой в этом случае является стоимость более дорогого никеля.
По информации Roskill, около 60% поставок хромовых руд на мировой рынок обеспечивает ЮАР. Оценки USGS более умеренные – порядка 40% мировых поставок, но обе организации признают Южную Африку главным поставщиком хромитов. Скачок цен в конце 2016 года активизировал деятельность хромодобывающих предприятий в ЮАР, и до 2019 года предложение стабильно превышало потребности сталепроизводителей.
Свой вклад внесла и одна из особенностей южноафриканской рудной базы. Бушвельдский магматический комплекс содержит 90% известных мировых запасов платиноидов и активно разрабатывается с начала XX века. Кроме металлов платиновой группы, он также содержит значительные количества хрома, ванадия, титана и других металлов. Но в данном случае они выступают лишь сопутствующими продуктами. Так, хромиты добываются из хвостов, оставшихся после извлечения платиноидов из слоя Upper Group 2 (UG2).
По причине ажиотажа на рынке палладия в 2019 году предложение хромитов UG2 росло двузначными темпами, хотя их добыча в других областях ЮАР снизилась – впервые с 2011 года. В результате к концу 2019 года цены на хромиты и феррохром упали ниже себестоимости производства половины предприятий в мире.
Главным драйвером рынка последних лет, не позволявшим ценам упасть раньше, был китайский спрос на хромовое сырье – для производства феррохрома. По некоторым оценкам, в 2020 году Поднебесная выпускала половину всего феррохрома в мире. Однако торможение рынков нержавеющей стали затронуло и Китай.
По официальной статистике КНР, общий объем производства нерафинированной нержавеющей стали в стране в первом полугодии 2020 года составил около 13 млн т, снизившись на 6% в годовом исчислении. Сокращался импорт нержавейки в КНР (-6,4% за полугодие) и ее экспорт (-5%). Видимое потребление нержавеющих сталей в стране просело на 6%, до 11,2 млн т.
В остальном мире ситуация складывалась еще хуже: как сообщал International Stainless Steel Forum (ISSF), за январь–июнь 2020 года мировое производство нержавейки снизилось на 9,4%, до 23,673 млн т.
По прогнозу Roskill, рынку хрома в ближайшие годы стоит готовиться к умеренному росту на уровне 2-3% в год. Но это предположение было сделано с опорой на заметное восстановление спроса в Китае и мире, а также длительный период карантина в ЮАР. К концу 2020 года такие предположения выглядят уже не столь очевидными: вторая волна COVID-19 мало где привела к закрытию производств, зато повсеместно – к ... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |