Палладию обещают дальнейший рост цен
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.03.2019
Палладию обещают дальнейший рост цен
За прошедший календарный 2018 год дефицит палладия на мировом рынке значительно сузился. Поставки увеличились за счет продаж из запасов производителей, и вторичного предложения — от переработки ломов и отходов, а продолжающаяся массированная ликвидация активов ETF сдерживала спрос, следует из анализа Johnson Matthey (JM).

При этом, в текущем году дефицит может резко увеличится, а цена — вырасти до 2000 долларов за унцию, считают эксперты.

в 2018 году инвестиционный спрос сократился на 555 тысяч унций,
в 2017 году — на 386 тысяч унций,
в 2016 году — на 646 тысяч унций.

На конец прошлого года запасы в ETF оценивались в 730 тысяч унций.

Тем не менее, сохраняется основное долгосрочное несоответствие между добычей металла и промышленным потреблением. Спрос на автокатализаторы достиг рекордного уровня, а химическая промышленность показала исключительно высокую активность.

"Рынок приблизился к балансу в 2018 году. Однако, движения цен и доступность физического металла указывают на то, что рынок находится в структурном дефиците", — отмечают эксперты JM.

Продажи металла из РФ "Норникелем" выросли на 18%, включая продажи из Global Palladium Fund, которые компания произвела в 2017 году. При этом, JM пока основывается на предварительных данных и оценивает продажи из фонда в 160 тысяч унций.

Поставки палладия из ЮАР выросли в 2018 году за счет увеличения производства на месторождении Mogalakwena.

В Северной Америке производство попутного палладия с никелевых заводов было низким, но это достаточно компенсировали — запуск проекта Blitz компанией Stillwater, и увеличение производства на месторождении Lac des Iles компанией North American Palladium.

Поставки вторичного металла выросли на 10% по сравнению с 2017 годом, так как переработка автокатализаторов опять показала двузначный рост.

Автомобильный спрос на палладий в 2018 году опять поставил очередной исторический рекорд в 8,66 млн унций. Основной спрос для автопрома пришёлся на Китай — 2,117 млн унций, Северную Америку — 2,041 млн унций и Европу — 1,883 млн унций, против 2,179 млн унций, 2,053 млн унций, и 1,7 млн унций годом ранее соответственно.

Общий брутто-спрос на палладий по итогам года вырос на 1% до 10,12 млн унций, так как отток из ETF фондов был компенсирован увеличенным спросом в химической и автомобильной промышленностях.

Анализ данных о торговле по-прежнему поддерживает мнение, что профицит, созданный на рынке российским правительством в 1990-х и начале 2000-х годов, практически иссяк. Только с 2007 года, по оценкам JM, из запасов Швейцарии и Великобритании было продано около 11,5 млн унций (357,7 тонны) палладия.

"Несмотря на то, что мы уверены в существовании еще некоторых остаточных запасов металла, в том числе произведенных в советские годы и находящихся в Центральном банке РФ, трудно угадать, когда эти запасы будут представлены рынку", — отмечается в отчете.

По мнению экспертов JM, в 2019 году дефицит палладия может резко увеличиться. Основная причина, — сокращение запасов ETF в конце прошлого года, у фондов уже не осталось достаточно металла, чтобы преодолеть разрыв между промышленным спросом и предложением.

В текущем году ожидаются более жесткие законодательные меры, регулирующие вредные выбросы, которые будут стимулировать дальнейший рост спроса со стороны европейских и китайских автопроизводителей.

Несмотря на то, что извлечение палладия из лома автокатализаторов должно опять увеличиться, общее вторичное производство ожидается ниже, чем в 2018 году. При этом первичные поставки (добыча) останутся на прежнем уровне.

ЦЕНА

С конца прошлого года цена на палладий продолжает уверенно галопировать, и побила уже все мыслимые и немыслимые исторические рекорды. В ходе торгов 19 марта спотовая цена пробила плану в 1600 долларов за тройскую унцию, всего лишь месяц ранее она была 1500 долларов.

Новости из России поддерживают цену металла. В этом марте Минпромторг РФ сообщил о планах провести ряд совещаний с металлургами на тему ввода эмбарго на экспорт лома и отходов с содержанием драгоценных металлов.

"Динамика цен на палладий сейчас носит, скорее, спекулятивный характер", —уверен главный аналитик Промсвязьбанка Роман Антонов. По его мнению, скачку цен способствовало снижение физических запасов в ETF-фондах, что привело к росту фьючерсных цен над спотовыми. А вырасти до 1600 долларов помогли разговоры о том, что РФ может запретить экспорт лома драгметаллов.

В тоже время, продолжает Антонов, если обратить внимание на статистику начала 2019 года по продажам автомобилей в Китае, то ситуация не такая радужная: продажи в феврале упали на 13,8% г/г, а январе — на 15,8% г/г (в 2018 году было первое падение за последние 20 лет — на 5,8%). Слабо выглядят Европа и США, что ставит под сомнение тезис о сохраняющемся спросе.

"На мой взгляд, рынок палладия сейчас не учитывает макроэкономическую статистику и внешние факторы, поэтому не исключено, что цены поднимутся к 2000 долл/унция. Однако, чем выше будет цена, тем сильнее будет коррекционное падение, которое непременно наступит", — отметил Антонов.

В начале 2000-х годов мы уже наблюдали подобную картину, когда палладий стоил дороже платины и золота. Ценам потребовался год, чтобы вернутся к экономически обоснованным уровням. Сейчас для этого может потребоваться больше времени, так как растущие потребности металла в производстве электромобилей — долгосрочная перспектива, а добывающие компании, хоть и намерены увеличивать инвестиции в разработку новых месторождений, но ожидаемый эффект наступит только через 4-5 лет.

Однако в любом случае, в среднесрочной перспективе цены вернутся, если не ниже, то на сопоставимые с ценами на золото уровни.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что золото и палладий имеют шанс встретиться, но в долгосрочной перспективе, так как золото, скорее всего, продолжит расти в цене на увеличении спроса в период замедления развития мировой экономики.

К снижению цен на палладий может привести ослабление спроса на металл в автомобильной промышленности на фоне того же замедления развития мировой экономики. "Дальнейший рост цен будут сдерживать опасения по поводу возможной переориентации автопроизводителей на платину из-за дороговизны палладия. Впрочем, ниже 1000 долларов за унцию металл вряд ли упадет", — добавляет Соснова.

С начала 2019 года цены на палладий уже выросли на 30% — с 1200 долл/унция до 1570 долл/унция, в то время как золото подорожало лишь на 2% до 1310 долларов за унцию.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции