"Альянс-1420": до выпуска труб большого диаметра - 955 дней
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
14.08.2001
"Альянс-1420": до выпуска труб большого диаметра - 955 дней
Интервью газете "Известия" технического директора Департамента управления трубным комплексом Объединенной Металлургической Компании Чикалова Сергея Геннадьевича.

Российские металлурги уверены, что ямальский газ пойдет в Европу по трубопроводам отечественного производства
Полтора месяца назад ОАО "Северсталь" и Объединенная Металлургическая Компания (ОМК) объявили о запуске первого совместного проекта - "Альянс-1420". Через 2 года 9 месяцев решено начать выпуск труб диаметром 1420 миллиметров для нефтегазовых магистралей. О первых результатах работы рассказывает технический директор проекта "Альянс-1420" Сергей Чикалов.

Одна из иллюстраций несправедливого выражения "Россия - сырьевой придаток Запада" в буквальном смысле -- на поверхности. В трансконтинентальных магистралях "Ямал-Европа" и "Голубой поток", наша "начинка" -- газ - транспортируется по трубам, купленным в Германии, Италии и Японии. Долго мы собираемся с этим мириться?
Так и не миримся уже. Иначе и не было бы нашего проекта "Альянс-1420". Поясню суть проблемы. Так уж исторически сложилось, что отечественная трубная промышленность не одно десятилетие располагала, мягко говоря, ограниченными возможностями. Сейчас ни один из трубных заводов на территории бывшего СССР не способен выпускать продукцию, которая бы полностью соответствовала требованиям нефтяников и газовиков. Не говоря уже о международных стандартах.

А через неполных три года все сразу изменится? Вы в этом уверены?
В сроках я уверен абсолютно - к этому времени первые российские прямошовные трубы диаметром 1420 мм начнут выпускаться серийно. Их основное производство будет на Выксунском металлургическом заводе. Здесь действует один из самых современных в российской трубной промышленности цехов, построенный в 1993 году и рассчитанный на выпуск 1 млн. т труб в год. Проект предусматривает реконструкцию цеха, содержит ряд интересных решений, позволяющих эффективно использовать имеющиеся мощности. Без остановки основного производственного агрегата начнут параллельно действовать технологические потоки: один - для производства труб диаметром 530--1020 мм, другой -- для труб диаметром 914--1420 мм. За счет этого мы существенно снизим затраты на создание нового производства и максимально сократим срок реализации проекта.

Насколько известно, главная сложность в том, что в России не было и нет оборудования для производства таких больших труб. Недаром на строящемся новом заводе по производству труб большого диаметра в Нижнем Тагиле будет импортное оборудование.
Все так и одновременно не так. В Нижнем Тагиле вообще не было трубного производства. Логично, когда ведешь строительство "с нуля", делать это вместе с имеющей опыт фирмой. Мы же продолжаем развивать производство: ведь в "Альянсе-1420" участвуют два традиционных изготовителя труб - Челябинский трубопрокатный завод и Выксунский металлургический. И то, что вчера в России было недостижимо, сегодня превращается в реальность.
Сердце нового производства на Выксунском заводе - линия подготовки листа и формовки трубных заготовок. С ней связаны основные затраты времени и средств. Мы объявили по этой позиции конкурс. Сейчас рассматриваем предложения от российских и зарубежных машиностроительных предприятий и фирм. До конца августа определимся с выбором изготовителя.

По мнению некоторых экспертов, реконструкция все-таки не самый экономичный путь производства ТБД.
Я готов с этим спорить. Но лучше приведу мнение доктора Гельмута Фрикке, президента SMS MEER - одной из самых авторитетных в мире фирм - разработчиков и ведущего поставщика оборудования для ТБД. Он считает, например, что с точки зрения рентабельности инвестиций, Выксунский завод, обладающий собственными ноу-хау, - оптимальное место в России для организации такого производства. По его мнению, при соответствующем качестве стали наши трубы будут конкурентоспособны и на внутреннем, и на внешнем рынках.

На все про все "Альянсу-1420", отмерено всего 2 года 9 месяцев, то есть 1000 дней. Что реализовано за первые полтора месяца?
Технические требования к продукции детально согласованы с основным потенциальным потребителем - Газпромом. Действует совместная с ним рабочая группа - она обсуждает ключевые вопросы, касающиеся характеристик металла, труб и защитных покрытий.
Все технические требования по качеству металла, включая предельные уровни содержания серы, фосфора, других вредных примесей, уже согласованы с ЦНИИчерметом, прошли экспертизу ВНИИгаза и ВНИИСТа и утверждены техническим управлением Газпрома. И у специалистов научных центров, и у потенциальных потребителей нет сомнений, в том, что предусмотренные нами материалы обеспечат возможность эксплуатации труб при температуре до минус 60 градусов и давлении до 250 атмосфер. Это, кстати, вдвое превосходит прежний верхний предел в 120 атмосфер.

А на предприятиях работа еще не начиналась?
Почему же, все идет своим чередом. Работает техническая дирекция проекта, согласован генеральный план реконструкции, начаты изыскательские работы. В соответствии с намеченным разделением технологических потоков началась реорганизация производственного процесса. В ноябре 2001 года заложим фундамент, в январе 2002 года начнем монтаж конструкций нового отделения прессовой формовки труб.

Кто еще подключен к вашему проекту?
Целый ряд авторитетных в отрасли научных институтов - Государственный трубный институт (Днепропетровск), РосНИТИ (Челябинск), Институт сварки им. Е. О. Патона (Киев), ГНЦ "ЦНИИчермет" им. И. П. Бардина". Генеральным проектировщиком выступает Укргипромез при участии московского Гипромеза.

Российские трубы будут дешевле импортных?
Безусловно. Их себестоимость и затраты на транспортировку ниже. И еще - наша технология предусматривает возможность поставки труб длиной как 18 м, так и 24 метра. Это позволит в 1,5-2 раза сократить количество стыков при строительстве трубопроводов, снизить затраты и время на их прокладку.

А как вы намерены транспортировать такие гигантские трубы? И как - доставлять стальной лист из Колпино?
В маршруте Колпино-Выкса, оптимален, конечно, водный путь, но он ограничен сроками навигации. Поэтому для сглаживания пиковых нагрузок мы предусмотрели вариант перевозки по железной дороге. Есть, например, опыт Германии, где трубное производство отделено от сталеплавильного и листопрокатного. Для транспортировки между металлургическими комбинатами крупнотоннажных полуфабрикатов существует специальный вагонный парк. Аналогичный можно создать и у нас. По подсчетам, таких платформ, оснащенных гидравлическими подъемниками, потребуется как минимум 150. Технические решения задачи есть, финансирование предусмотрено. Дело за размещением заказа. Еще нужно разработать специальные маршруты, графики и схемы движения таких поездов. Работа с МПС уже началась: А Вы спрашиваете, на что время ушло. На работу. А ведь все только начинается:
Газета "Известия" от 14августа 2001 года

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: