Распад Распадской
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
13.10.2005
Распад Распадской
Альянс Evraz Group и руководства шахты Распадская может разрушиться из-за отсутствия у менеджеров уверенности в будущем

Вчера Александр Вагин, председатель совета директоров ЗАО «Шахта Распадская» и один из ее собственников объявил, что менеджмент компании «не приветствует планы Evraz Group» по приобретению контроля над крупнейшей в России угольной шахтой. Ранее металлургический холдинг сообщал о наличии договоренностей о возможном выкупе пакета менеджеров. По мнению экспертов, заявление г-на Вагина свидетельствует о том, что партнеры не смогли договориться о гарантиях стабильности будущей работы Распадской. Эксперты ожидают, что теперь часть пакета акций шахты, принадлежащего менеджменту, в скором времени может быть продана третьим лицам, среди которых называют Новолипецкий меткомбинат Владимира Лисина.

ЗАО «Шахта Распадская» (г. Междуреченск, Кемеровская обл.) – крупнейшее в России предприятие по добыче угля подземным способом. Согласно квартальной отчетности ЗАО за второй квартал 2005 г., 91,17% его капитала принадлежит ЗАО «Распадская угольная компания» (РУК), владеющему примерно 20 добывающими предприятиями в Кузбассе. Объем добычи РУК в 2004 г. составил 10,5 млн т коксующегося угля, из них на Распадской произведено более 8 млн т. Evraz Group владеет половиной РУК и через нее 45,85% угольной шахты, вторая половина РУК принадлежит группе топ-менеджеров Распадской, крупный пакет находится в руках Александра Вагина. Согласно данным инвестиционного меморандума Evraz, опубликованного в мае перед размещением акций группы на Лондонской фондовой бирже, в настоящее время металлургам всего принадлежит 47,8% акций угольной шахты.

В середине сентября вице-президент Evraz Александр Фролов заявил, что компания планирует увеличить свою долю в Распадской с 47,8 до более 50%. «Нас устроит пакет в 50% плюс одна акция», – заявил он тогда. По его словам, можно было судить о наличии у группы определенных договоренностей с управляющими шахтой менеджерами. Однако последовавшая только вчера реакция г-на Вагина опровергла подобное утверждение. «Делая такие заявления, менеджеры группы Evraz после проведения IPO в Лондоне нашли самый недорогой способ повысить стоимость своих акций через влияние на конъюнктуру рынка вместо действий по повышению стоимости бизнеса путем реальных инвестиций в развитие и рост эффективности производства на подконтрольных им предприятиях».

«Меня не удивляет желание миноритарного акционера стать мажоритарным. Но, как говорится, хотеть не вредно», – съязвил напоследок Александр Вагин, давая понять, что менеджмент шахты недоволен своим партнером. Представители Evraz вчера отказались от любых комментариев относительно Распадской.

Как рассказывают знакомые с ситуацией источники RBC daily, до 2003 г. у Evraz (тогда группы «ЕвразХолдинг») находился пакет менее блокирующего – около 19%. Примерно два года назад, когда Распадской потребовались средства на программу модернизации производства, металлургическая группа смогла получить контроль над более чем 45%. «С «Евразом» поделились, – пояснил нам один из чиновников кемеровской администрации, – договорившись, что он будет инвестировать, но не вмешиваться в дела шахты».

С тех пор между партнерами установились отношения хрупкого баланса, когда каждому из них для установления полного контроля над отгрузками угля с шахты требовалось докупить менее 5% акций шахты. Одним из условий сохранения равновесия собеседники RBC daily называют договоренность, по которой Evraz увеличивает свой пакет в Распадской только путем выкупа акций у менеджмента. Как говорят в местной администрации, менеджмент шахты вполне готов расстаться с частью своего пакета акций при условии сохранения стабильности ее работы и гарантии прежним владельцам вернуть их положение в компании.

До сих пор Evraz как акционер сохранял договоренность, не вмешиваясь в работу РУК. «Группа обеспечивала «Распадской» приемлемый объем инвестиций», – подтверждает Вячеслав Жабин, аналитик ИК «Брокеркредитсервис». «Что касается возможного выкупа акций, то ранее, насколько мне известно, Evraz давал менеджменту гарантии сохранения status quo», – говорит гендиректор консалтинговой компании Hatch-РБС Александр Либеров. По его мнению, заявления, свидетельствующие о недовольстве группой, могли быть вызваны в том числе и тем, что она не договорилась о цене выкупа. Но не только этим.

Вячеслав Жабин оценивает пакет, необходимый Evraz Group для получения контроля (5-7%), в 40 млн долл. Александр Либеров считает, что она существенно ниже – около 5 млн долл. «Но, с другой стороны, Evraz в состоянии отдать ради получения контроля втрое большую сумму», – отмечает господин Либеров. Оба эксперта сходятся во мнении, что истинной причиной недовольства партнерами со стороны г-на Вагина стала не столько оценка стоимости пакета, сколько неуверенность в способности Evraz обеспечить стабильное управление угольной компанией. Источник RBC daily в Распадской, пожелавший сохранить анонимность, отметил вчера, что «партнеры, потерявшие 10 млн долл. в Грузии и 25 млн долл. на Украине из-за плохого управления рисками, вызывают беспокойство». «Менеджмент Распадской как никто другой за последние годы сумел изучить стиль работы руководства Evraz и, очевидно, остался им недоволен», – говорит г-н Жабин.

Впрочем, в администрации региона утверждают, что менеджмент Распадской по-прежнему готов расстаться со своим пакетом. Александр Вагин признался вчера, что «Распадской уже поступил ряд предложений от иностранных и российских финансово-промышленных структур о сотрудничестве в той же корпоративной конструкции, в которой оно находится с Evraz». В настоящее время, по его словам, предприятие рассматривает эти предложения. Он также не исключает возможности первичного размещения акций компании на западных рынках. Отсутствие собственных мощностей по производству коксующегося угля у НЛМК и ММК и заявленные этими компаниями планы по приобретению собственных активов заставляют считать их одними из основных претендентов на шахту Распадская. Пресс-секретарь ММК Елена Азовцева вчера заявила, что «не имеет информации» по этому вопросу, а представитель НЛМК Андрей Сидоров от комментариев отказался.

Между тем владелец НЛМК Владимир Лисин, сумевший превратить предприятие в наиболее современный и эффективный меткомбинат на территории России, в глазах менеджеров Распадской, по словам источника внутри компании, выглядит более привлекательным и надежным партнером, чем Evraz Group. В свою очередь приносящая прибыль шахта Распадская – куда более интересный актив для г-на Лисина по сравнению, к примеру, с терпящим убытки «Прокопьевскуглем», переговоры о покупке которого НЛМК еще недавно вел с компанией «Кузбассразрезуголь». Александр Вагин вчера заявил, что в текущем году финансовые результаты РУК ожидаются лучше, чем в 2004 г., из-за конъюнктуры цен на угольном рынке. По его словам, консолидированная чистая прибыль группы предприятий, находящихся под управлением РУК, в январе-сентябре 2005 г. прогнозируется на уровне 4,9 млрд руб., в том числе по шахте Распадская – на уровне 2 млрд руб.


Мария Молина
RBC-daily

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: