Металлурги научились рисовать печальные образы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.04.2003
Металлурги научились рисовать печальные образы
2003 год прошел под знаком борьбы металлургов за жизнь нерентабельных производств. Владельцы заводов один за другим рисовали правительственным чиновникам страшные картины скорого металлургического будущего. Старания увенчались успехом - им удалось сохранить старый уровень налогообложения. В этом году сталеварам снова придется приложить много усилий, чтобы убедить всех вокруг, что они не слишком богаты. Сделать это будет сложно - в отрасли все не так плохо, как хотелось бы показать металлургам.

Если просмотреть большинство публикаций в отечественной и зарубежной прессе за последние несколько лет, то создастся впечатление, что российские металлурги едва ли не самые бедные промышленники в России. В общем-то сами металлурги делали для создания печального образа все возможное. Особенно преуспели в этом представители черной металлургии - ситуация на рынках способствовала. В Европе и США они постоянно попадали под антидемпинговые расследования, да и внутренний рынок был для них не слишком благоприятным. Между тем уже не вспоминают о том, что первое антидемпинговое расследование в США еще в 1999 году спровоцировали сами отечественные сталевары, которые после кризиса 1998 года решили воспользоваться удачным стечением обстоятельств и буквально завалили Америку дешевым металлом.

Прошлый год прошел под знаком борьбы металлургов за место под солнцем. В середине прошлого года некоммерческое партнерство "Русская сталь" (создано для отстаивания общих интересов Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК) и "Евразхолдингом") подсчитало, что в стране в секторе черной металлургии работает порядка 1400 мелких нерентабельных предприятий, которые просто сбивают цены на рынке, сбрасывая свою продукцию по дешевке. Металлурги вспомнили, что эти предприятия не платят налоги и предложили правительству их закрыть. Предложения были грамотно аргументированы, и вопрос был вынесен на заседание правительства.

Президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов призывал власти заодно ввести квоты на поставки в страну всей продукции из стран СНГ, которая в них субсидируется. Председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин указывал, что вводить экологический налог, а тем более повышать отчисления в профессиональные фонды никак нельзя. Гендиректор Магнитогорского металлургического комбината ("Магнитка") Виктор Рашников озвучивал более скромные просьбы металлургов - например, отменить налог на импорт оборудования, не производимого в России.

Естественно, металлурги в изобилии рассказывали в подробностях, какой кризис разразится в отрасли, если власти с ними не согласятся.

Но лоббистская атака металлургов закончилась ничем. Правительство устояло.

В этом году металлурги ведут себя потише. Единственную громкую инициативу озвучила "Русская сталь". Партнерство предложило ограничить поставки в Европу российского лома черных металлов и таким хитрым образом оставить своих конкурентов на Западе без российского сырья.

Интересно, что кризис в отрасли, обещанный в прошлом году сталеварами, так и не разразился. Производители продолжают исправно поставлять на рынок свою продукцию. При этом никаких экстраординарных мер, чтобы остановить грядущий кризис, сталевары не предпринимали. Между тем в мире с проблемой падения цен и снижения уровня перепроизводства борются одним достаточно эффективным способом - формируют крупные альянсы производителей и снижают таким образом издержки. Российские металлурги также последние года два постоянно порождали слухи о грядущих объединениях. Вначале объединиться хотели НЛМК и Нижнетагильский металлургический комбинат (сейчас входит в "Евразхолдинг"). Спустя полгода на рынке появились разговоры о грядущем объединении "Северстали" и "Магнитки". Предприятия даже какое-то время выступали как партнеры во всех внутриотраслевых конфликтах. Тогда же НЛМК и "Евразхолдинг" объявили о создании партнерства "Русская сталь" и заявили, что сотрудничество может быть самым разноплановым. В конечном счете ни один из альянсов на деле так и не получился. Но в ноябре НЛМК и "Магнитка" заявили об очередном альянсе. Виктор Рашников тогда рассказал, что в перспективе речь может идти даже об объединении производственных мощностей. Однако, как признаются на комбинатах, из этой попытки тоже ничего не вышло. И ничего удивительного в этом нет. Денег на "враждебное поглощение" равных себе конкурентов у отечественных сталеваров нет. А на равных объединяться - для этого требуется умерить свои амбиции. А на такую уступку российский металлург может пойти только в условиях жесточайшего кризиса в отрасли. Сейчас в российской черной металлургии никакого кризиса нет - отрасль устойчиво приносит прибыль, а рентабельность отечественного чермета выше, чем где-либо в развитых странах.

Тем не менее в этом году металлургам придется снова объяснять всем, "какие они бедные". Первый "звонок" для сталеваров уже прозвучал. Так, в комитете Госдумы по экологии уже появились данные Минпромнауки о том, какой вред природе наносят металлургические заводы. Соответствующее письмо депутатам было подписано заместителем главы министерства Сергеем Мазуренко. Цифры, надо отдать должное, любопытные. НЛМК, по подсчетам чиновников, выбрасывает 345 тыс. тонн загрязняющих веществ, "Северсталь" - 334.8 тыс., "Магнитка" - 28.,5 тыс., "Запсиб" (входит в "Евразхолдинг") - 21.,6 тыс. тонн. Можно с уверенностью предположить, что за этим документом последуют предложения депутатов и правительственных чиновников обложить металлургов специальным экологическим налогом. Понятно, что металлурги с этим вряд ли согласятся. Это значит, что в этом году общественность снова узнает, сколько детских садов содержат предприятия и сколько сотрудников предприятий окажется "на улице", если государство увеличит налоговую нагрузку на отрасль.
Кирилл Пальшин "Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: