Миттал начинает индустриальную революцию
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.02.2006
Миттал начинает индустриальную революцию
Лакшми Миттал совершил весьма дерзкий поступок, напрямую объявив акционерам металлургического гиганта Arcelor о том, что предлагает им 22,3 млрд. долларов за компанию и при этом обещает сделать их держателями акций крупнейшей в мире металлургической империи.
Сразу же после того как была сделана оферта, акции компании Arcelor подскочили в цене на 40% — до 31,29 евро за штуку.


Г-н Миттал намеревается осуществить слияние группы Mittal Steel, неоспоримого лидера в области металлургической промышленности, со своим соперником, холдингом Arcelor. По оценкам специалистов, рыночная капитализация “митталева” детища должна будет составить порядка 69 млрд. долларов. Новый стальной гигант будет выплавлять 115 миллионов стали ежегодно и задействует 320 000 рабочих рук по всему миру. Можно с уверенностью утверждать, что конкурентов у него не будет, поскольку размеры ближайшего к нему соперника составят лишь четверть от его объемов.

Однако уверенности в том, что Arcelor примет предложение Лакшми Миттала, нет пока ни у игроков, ни у аналитиков. Это вызвано прежде всего нелестными отзывами Arcelor, компании, которая сама не прочь постоять у руля процесса консолидации в сталелитейной промышленности, о предложении Миттала. Руководство Arcelor назвало его “враждебным поглощением” и попыткой “заполучить львиную долю участия в капитале, для того чтобы захватить контроль над деятельностью холдинга”.

Как объявлено в пресс-релизе люксембургского правительства, которому принадлежит 5,6% акций компании, обсуждение данного проекта состоится на ближайшем заседании совета директоров компании.

Г-н Миттал, в свою очередь, собирается лоббировать свою оферту на встрече с премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Жанкером, которая должна состояться во вторник.

Суть предложения Миттала заключается в том, что акционерам Arcelor хотят заплатить по 28,21 евро за акцию, что означает заманчивую премию — 27%. Однако при этом лишь четверть стоимости будет уплачена наличными, остальное акционеры получат новыми ценными бумагами компании Mittal Steel.

Для семьи Миттал эта сделка будет означать размывание акционерного капитала: если она состоится, долевое участие Миттала в распределении чистой прибыли сократится с 88 до 50%, причем в совете директоров у него останется только 64% голосов взамен прежних 100%.

Несмотря на это, аналитики считают, что цена, предложенная за Arcelor, недостаточно высока. Для сравнения, сама компания Arcelor, недавно купившая крупнейшую металлургическую компанию Канады Dofasco, заплатила за нее 5,6 миллиарда долларов, что соответствовало 760 долларам за тонну стали. А оферта Миттала потянет всего лишь на 450 долларов за тонну стали. На рынке все еще сохраняются ожидания, что Миттал увеличит предложенную цену, однако британский миллиардер твердо стоит на своем.

За последние пять лет группа Mittal Steel совершила 20 приобретений для того, чтобы возглавить список великанов металлургической промышленности. В результате низкозатратное производство, размещенное в Китае, Индии, Восточной Европе и Центральной Азии, стало для Mittal Steel главным преимуществом, поднявшим ее прибыли в прошлом году до 6 миллиардов долларов.

По мнению Лакшми Миттала, объединение финансовых средств обеих компаний увеличит их финансовые ресурсы, и к 2008 году Mittal-Arcelor получит 1 млрд. долларов дополнительной прибыли: в том числе 600 млн. долларов от возросшей покупательной способности и 200 млн. долларов от маркетинга и производства.

“Планируемая сделка является взаимодополняющей как в смысле производства, так и в смысле географии. Если сферой влияния Mittal является Восточная Европа и растущие рынки бывших стран третьего мира, то приданое Arcelor — это выход на рынки стали в Западной Европе и Бразилии. Слияние компаний полностью изменит расстановку сил и правила игры в металлургической промышленности”, — сказал г-н Миттал.

Г-н Миттал уверен в том, что антимонопольные органы Европы не станут возражать против сделки, поскольку новый холдинг будет иметь лишь 11% мирового рынка, и отметил, что собирается подать соответствующее заявление в Еврокомиссию. Действительно, в Еврокомиссии ожидаемая сделка пока не вызвала никаких нареканий, поскольку, считают чиновники, ни одно из антимонопольных правил будущий гигант не нарушит.

Гораздо больше г-на Миттала тревожит возможное французское политическое вмешательство. Учитывая, что 40 тысяч из 94 тысяч сотрудников Arcelor трудятся во Франции, данная компания вполне может быть названа компанией, имеющей национальное значение.

Французский министр финансов Тьерри Бретон уже заявил журналистам, что правительство глубоко “озабочено ожидаемым слиянием”. Впрочем, по мнению французских аналитиков, сделка века не “является серьезной темой для разговоров о крупных проблемах на рынке рабочей силы”, поскольку ни один из заводов Arcelor не будет закрыт и никаких сокращений рабочих мест не предвидится.

За ожидаемой покупкой Arcelor стоит уверенность британского магната в необходимости консолидации в области черной металлургии. Или мировые производители объединятся, считает он, или индустрия будет страдать от постоянной нестабильности цен, взлетов и падений спроса на их продукцию.

Руководитель Arcelor Гай Долле не был особенно удивлен, когда британский стальной магнат позвонил ему и предложил слить их компании в единое целое. Глава французской Arcelor, уступающей по размерам лишь Mittal, в конце концов, и сам всегда выступал за консолидацию. Так, на следующий же день после памятного телефонного звонка он нокаутировал канадскую Dofasco своим предложением о покупке компании за 4,8 млрд. долларов.

В свою очередь, глава Mittal талантливо использовал в своей игре кажущееся сходство их мнений. На одной из пресс-конференций Лакшми Миттал рассказал о том, что оба руководителя всегда стремились к созданию гигантской металлургической супергруппы, которая смогла бы производить больше 100 млн. тонн стали в год.

“Некоторые даже спрашивали у меня: кто из нас у кого списывал свои выступления на эту тему, — пошутил он. — Arcelor заявил, что им необходимо создать 100-миллионнотонный бизнес. Мы сделали им предложение, отражающее как их видение проблемы, так и наше. Это сделка, от которой выиграют все”.

Однако для руководства Arcelor, которое воспринимало свою компанию скорее как хищника, чем как добычу, все немного иначе. Г-н Долле не испытывает иллюзий по поводу того, кому достанется первенство в компании, да и акционеры Arcelor имеют свои сомнения по поводу сделки, в результате которой их ценные бумаги купят за маленькую кучку наличных, взамен подарив им большой пакет акций в компании, управление которой однозначно не будет им принадлежать.

Разумеется, закулисные переговоры и волнения на фондовых рынках затянутся еще на несколько месяцев, но есть один момент, по поводу которого все мыслят одинаково, — индустрия действительно нуждается в консолидации. Миттал и попытается разыграть эту карту, упирая на миллиарды долларов доходов от слияния и неоспоримые преимущества, которые от этого получат все игроки рынка стали.

Дело в том, что металлургическая промышленность сильно фрагментирована и никогда не могла контролировать свои объемы производства, подчиняясь циклическим законам взлетов и падений. В периоды спада объемов производства наблюдался астрономический рост цен, что давало деньги на его расширение, после чего огромное количество стали поступало на рынок и вело к обрушению цен.

Неудивительно поэтому, что соперники согласны в том, что 10 крупнейших производителей стали должны контролировать по меньшей мере 40% мощностей мирового рынка выплавки стали. В настоящий момент десятка крупнейших производителей отвечает лишь за четверть мировых мощностей.

Когда производство окажется в руках немногих избранных, считают конкуренты, производство стали можно будет надежно контролировать и цены стабилизируются. Если же дело кончится планированием, то такие “ужастики”, как удвоение цен на сталь между 2002 и 2004 годом, а потом их 35-процентный коллапс в 2005-м, быстро забудутся.

Идея объединенной стальной империи, поразившая воображение британского миллиардера, пришлась по душе всем участникам мирового рынка стали, и даже китайское правительство недавно объявило о том, что собирается консолидировать свою быстрорастущую металлургическую промышленность.

А аналитики между тем предвкушают следующую сделку -у них на уме судьба сталелитейной англо-голландской корпорации Corus. Враждебное поглощение Миттала уже спровоцировало взлет акций Corus с 15 до 72%. Но здесь аналитики призывают к осторожности. Так, Майкл Сонс из ABN Amro заявил: “Corus — это менее привлекательное приобретение. Две трети стали он выплавляет в Великобритании, а это очень вялый рынок. Производство там относительно дорогостоящее, часть продукции вынужденно экспортируется в Европу. Голландские стальные ценные бумаги — это бумаги мирового класса, но немного есть компаний, которые согласились бы взять на себя риск покупки этого чисто британского бизнеса”.

Если оферта на Corus и появится, ожидается, что она последует от некоего “маргинального” производителя из России, который закроет половину операционных мощностей в Великобритании и займется поставками стали на ключевые рынки строительства и автомобилестроения.

Также, возможно, потенциальным покупателем Corus станет и компания Posco из Южной Кореи. Если же Corus им не достанется, то не исключено, что корейцы замахнутся на кого-нибудь из его средней величины соперников.

Ключевыми для развития черной металлургии рынками, по оценкам аналитиков, останутся растущие рынки Китая, Бразилии, Индии и России. В ближайшие десять лет на них будет приходиться почти две трети от всего предполагаемого рынка потребления стали.

При этом, как считает г-н Миттал, спрос будет расти ежегодно на 3,5-4%. После консолидации индустрии произойдет стабилизация спроса, затем участники рынка решат проблему ценообразования и акции металлургических компаний будут стабильно возрастать в цене. “И акционерам от этого будет очень хорошо”, — заявляет Миттал. Он уже начал свою революцию.
The Daily Telegraph

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: