РЖД прогнозирует слабый год для металлургов
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
26.02.2006
РЖД прогнозирует слабый год для металлургов
По прогнозам ЦФТО ОАО "РЖД", в 2006 году с учетом замедления темпов роста производства предприятий российской металлургической отрасли объемы погрузки черных металлов увеличатся только на 0,5%, железной руды сохранятся на уровне 2005 года. Уже в прошлом году показатель прироста погрузки черных металлов был самым низким за последние пять лет – всего 1,5%, при том, что в период с 2000 г. по 2004 г. объем транспортировки черных металлов увеличился на 17%.

Снижение активности металлургических компаний связывают со многими причинами, в том числе с обостряющейся конкуренцией на мировом рынке. "Сейчас важной задачей становится модернизация производства, направленная не столько на увеличение объема продукции, сколько на повышение ее качества, - отметил председатель Союза экспортеров металлопродукции России Серафим Афонин, выступая на 11-м международном саммите Института Адама Смита, прошедшего в Москве. - Это связано в первую очередь со вступлением России в ВТО, которое, с одной стороны, позволит получить равные юридические права с другими участниками рынка, а с другой, может осложнить жизнь отечественным металлургам – не исключено увеличение потока импортного металла и изделий из него". Уже сегодня отечественным производителям приходится бороться с субсидированным импортом стальной продукции из Украины и Казахстана в Россию. В ближайшем будущем серьезную конкуренцию может составить сталь из Китая и других развивающихся стран.
Самым главным фактором развития мировой металлургической отрасли продолжает оставаться рост китайской экономики. Бурный импортный спрос этой страны спровоцировал повышение мировых цен и дал возможность получить хорошую прибыль. По оценкам МЭРТ РФ, в среднесрочной перспективе существует два варианта развития ситуации на мировых металлургических рынках. Первый опирается на прогноз резкого сокращения спроса на металл со стороны Китая по мере ввода новых мощностей, что может привести к снижению цен в 2006 году на 10-13%. Очередной подъем, однако, начнется уже в 2007 г. Второй вариант учитывает, что при продолжении роста спроса на сталь со стороны Китая, с учетом начавшегося подорожания железорудного сырья, мировые цены могут оставаться до 2009 года. Если внутреннее китайское производство стали будет расти, это будет особенно болезненно для металлургов других стран. В 2004 г. китайские производители выпустили 273 млн тонн стали, а в 2005 г. - около 290 млн.

"Несмотря на тенденции либерализации мировой торговли и развитие процессов глоболизации, уровень традиционного национального протекционизма в торговле сталью не претерпел существенных изменений, - подчеркнул С. Афонин. - Резкое снижение спроса металлопотребляющих секторов национальной экономики после начала в России экономических реформ заставило отечественных металлургов выйти на мировые рынки, что вызвало энергичное противодействие со стороны традиционных участников рынка. Против импорта российской стальной продукции действует 38 защитных мер в виде антидемпинговых пошлин, а также количественных и ценовых ограничений". В основном эти ограничения направлены против импорта высокотехнологичной продукции. Объясняется это непризнанием рыночного статуса российской экономики, отсутствием членства в ВТО. Наиболее дискриминационными по отношению к российским производителям являются условия торговли с США. Другой важнейший рынок – ЕС - более доступен. Очередное соглашение с Евросоюзом сроком на два года, заключенное в прошлом году, характеризуется более мягкими условиями и расширением квот на объемы поставок, которые ранее реализовывались на свободном рынке стран - новых членов ЕС. Однако начавшееся в конце 2004 г. падение цен на европейских рынках сделало их менее привлекательными, поэтому по целому ряду металлопродукции квоты были использованы на 60-70%.

Несмотря на определенное отставание технико-экономических показателей российских металлургических предприятий от предприятий США, ЕС и Японии, отечественная стальная продукция конкурентоспособна на мировых рынках. В настоящее время Россия является нетто-экспортером. Доля экспорта составляет около 53%, импорта – 15%.

В структуре экспорта достаточно высок процент полуфабрикатов – около 33%. И несмотря на динамику сокращения (в 2000 году – 44,6%), это не может удовлетворять отечественных производителей - продавать товары с высокой добавленной стоимостью выгоднее.

Свыше трети российского экспорта приходится на страны АТР, около 30% на ЕС, 20% - на Африку и Ближний Восток. Крупнейшие импортеры – США, Италия, Турция, Иран, Китай, Тайвань, они поглощают 55% продукции.

По информации ЦФТО ОАО "РЖД", в 2005 году черные металлы экспортировались в страны Европы (Италию, Данию, Германию, Ирландию, Великобританию), США, страны Юго-Восточной Азии, железорудное сырье - в Польшу, Ирландию, Словакию, Чехию, Финляндию, Румынию, Турцию.

В настоящее время на российском рынке шесть активных игроков, образовавшихся, следуя мировым тенденциям, путем слияний и поглощений. Четыре из них – ЕвразХолдинг, ММК, Северсталь, НЛМК - выпускают 70% российской стали.


Юлия Алексеева
РЖД-партнер

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции