Концентрация стали: кто выиграет гонку за лидерство на мировом рынке
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
04.08.2006
Концентрация стали: кто выиграет гонку за лидерство на мировом рынке
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor´s оценило ближайшие перспективы мировой сталелитейной промышленности. По мнению аналитиков агентства, 2006 год будет удачным. Только за четыре его первых месяца потребление стали на главном рынке планеты - североамериканском - увеличилось до 48 млн. тонн по сравнению с 40,5 млн. годом ранее. (В январе-апреле 2005 года оно, напротив, сократилось на 7,7%.) Рост производства и потребления стали следует за ростом ВВП. А в первом квартале 2006 года валовый продукт США вырос на 5,3%.

Новые слияния

Как считают в Standard&Poor´s, рост потребления стали не смягчит, а лишь обострит противоборство мировых сталелитейных компаний. Особенно жесткой будет их конкуренция за долю на американском рынке и доступ к дешевому сырью. Логическим следствием этой тенденции станет дальнейшая консолидация отрасли.

В 2005 году импорт готовой стальной продукции в США сократился на 11,3%. В этом году ожидается его рост на 13-15%.

Китайский народный фактор

Знаковым событием на глобальном нефтяном рынке стало превращение Китая из нетто-экспортера нефти в нетто-импортера. Только сейчас становится понятно, чем это обернулось для цен на "черное золото". В сталелитейной промышленности происходит аналогичная метаморфоза, только с обратным знаком. Китай превращается из импортера стали в ее экспортера.

Большая часть этого экспорта по китайской традиции отправится на североамериканский континент. В свое время сходная переориентация советской сталелитейной отрасли привела к обвалу цен на мировом рынке и волне банкротств американских сталелитейных компаний. Сейчас, по мнению экспертов, американским производителям подобная катастрофа не угрожает. Процессы консолидации местной промышленности привели к сокращению ее затрат и резко повысили конкурентоспособность.

На руку американцам и продолжающееся ослабление доллара. Поэтому хотя импорт стали в США будет расти, повторения 1998 года (тогда на долю импорта пришлось 30,9% всей потребленной в стране сталелитейной продукции) не предвидится.

Две модели

Лидерами стального рынка считаются две компании - американская Nucor и международная Mittal, во главе которой стоит бизнесмен индийского происхождения Лакшми Миттал. У каждой из них своя деловая стратегия.

Nucor Corp. - крупнейшая сталелитейная компания США. С 60-х годов она идет по пути развития сети мини-заводов, чьи конкурентные преимущества - гибкая технология, оперативно реагирующая на потребности рынка, и короткая производственная цепочка. В результате компания обошла своих конкурентов по себестоимости продукции, а мини-заводы потеснили интегрированные комбинаты практически на всех рынках, кроме рынка листовой стали. Бизнес-модель Nucor также отличает максимальная экономия на стоимости рабочей силы и социальных обязательствах. Nucor впервые в американской истории начала покупать активы конкурентов на условиях отказа банкротов от их социальных обязательств. Фактически приобретался не бизнес, а лишь совокупность активов банкротов. В 2004 году Nucor выбилась в лидеры рынка. Ее операционный доход достиг 16,1%, в то время как у United States Steel он составил 11,2%, а у International Steel Group - всего 8,9%. И это при том что за тонну металлолома, на котором работают ее мини-заводы, компания платила 238 долларов против 137 долларов в 2003 году.

Однако в 2005-м Nucor уступила лидерство Mittal Steel Company NV. Лакшми Миттал - сторонник интегрированных заводов (хотя в составе его компании есть и мини-заводы). В 2005 году операционный доход Mittal составил 16,9% против 16,7% у Nucor. «С нашей точки зрения, небольшое превосходство Mittal объясняется относительно более низкой стоимостью сырья», - делают вывод аналитики Standard&Poor´s. Они также указывают на то, что уровень налогообложения Mittal был гораздо ниже, чем у его конкурентов, - 17,4% против 35% у Nucor и 24,6% у United States Steel.

Однако эксперты предсказывают, что до конца производственного цикла Nucor сумеет полностью отвоевать утраченные позиции. И объясняют это более низкими издержками на рабочую силу. В частности, Mittal и United States Steel закончили 2005 финансовый год с обязательствами по пенсионным выплатам соответственно в 2,1 млрд. и 2,9 млрд. долларов. У Nucor таких обязательств нет.

Кто выиграет

Можно ли говорить о том, что стратегия ведения бизнеса у Nucor эффективнее, чем у Mittal? Аналитик "Брокеркредитсервиса" Вячеслав Жабин уверен, что нельзя. «Рентабельность компаний зависит от географии их деятельности, - объясняет он. - На американском континенте себестоимость производства стали будет априори выше из-за более высокой стоимости энергоресурсов и рабочей силы. Империя Миттала территориально очень разбросана, и не факт, что, придя на американский рынок, она проиграет. Ведь Nucor c ее более дорогим сырьем и рабочей силой будет вынуждена повышать цены на свою продукцию. А у Mittal есть фора - при одинаковой c Nucor цене реализации рентабельность Mittal будет выше». Аналитик добавляет, что на американском рынке Mittal может столкнуться с другими сложностями: например, власти начнут искусственно занижать ее норму рентабельности с помощью протекционистских пошлин.

Эксперты Standard&Poor´s отмечают, что удорожание металлолома для мини-заводов и сырья для интегрированных заводов станет главным фактором, стимулирующим дальнейшую консолидацию отрасли. «К такой консолидации приведет необходимость сокращения стоимости сырья», - говорит старший аналитик по металлам Лео Ларкин. По его мнению, именно стремление сократить расходы на сырье побудило Mittal в 2005 году купить «Криворожсталь» - ведь это приобретение позволило компании увеличить запасы сырья на 1 млрд. тонн.

По прогнозам авторов доклада, главными покупателями сталелитейных производств на американском рынке в ближайшем будущем станут Nucor и US Steel, а самыми привлекательными активами, которые могут быть выставлены на продажу, - Commercial Metals, Quanex Corp. и Steel Dynamics.


Галина Антонова
"Газета"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции