«Оффшоры» возвращаются в металлургию СНГ
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.04.2003
«Оффшоры» возвращаются в металлургию СНГ
Продажа блокирующего пакета казахского алюминиевого гиганта малоизвестной швейцарской компании стала сенсацией. Не исключено, что в металлургию СНГ возвращаются скандально известные в России оффшорные металлотрейдеры Glencore или Trans World Group

На прошлой неделе были объявлены итоги аукциона по продаже 31,76% акций компании «Алюминий Казахстана» («АК»), которая входит в число десяти ведущих производителей глинозема в мире при ежегодном выпуске 1,2 млн тонн. Правительство Казахстана пыталось продать 31%-ную долю в «АК» с 2001 года, однако инвесторов не устраивали условия продажи, одним из которых являлось строительство нового электролизного завода. Заявки на участие в аукционе подавались малоизвестными европейскими компаниями Corica и Lava Investment, а также Евразийской промышленной ассоциацией, которая владеет контрольными пакетом «АK». Тем не менее победителем аукциона неожиданно стала швейцарская Corica. Наблюдатели не исключают, что за этой компанией стоят оффшорные металлотрейдеры (Glencore или Trans World Group), которые известны как участники переделов собственности в России 90-х годов, и в ближайшее время можно ожидать расширения их влияния в цветной металлургии Казахстана.

По словам первого заместителя председателя госкомимущества Казахстана и председателя тендерной комиссии Эдуарда Утепова, «госпакет акций был выкуплен за 3,19 млрд тенге (около 21 млн долл.) при стартовой цене 3,04 млрд. Преимущество было отдано швейцарской фирме, предложившей более привлекательную инвестиционную программу и безупречную организацию производства алюминия». Кроме того, по словам г-н Утепова, «проект на достаточно высоком уровне был проработан с Всероссийским алюминиево-магниевым институтом из Санкт-Петербурга. Компания-победитель предварительно согласовала строительство электролизного завода с Министерством охраны окружающей среды». Как удалось выяснить RBC daily, участие российского института оказалось благоприятным для швейцарцев еще и потому, что именно он проектировал в свое время Павлодарский алюминиевый завод, являющийся основным активом «АК».

В результате Corica приняла обязательства по строительству завода с объемом выпуска 240 тыс. тонн продукции в год (затраты оценены в 850 млн долл.), а также по закупке глинозема и электрической энергии у казахстанских товаропроизводителей. Первый этап мощностью 60 тыс. тонн планируется ввести в эксплуатацию, правда, лишь в декабре 2007 года. (Сейчас в состав «Алюминия Казахстана» входят Павлодарский алюминиевый завод, Торгайский и Краснооктябрьский бокситовые рудники, известняковый рудник Керегетас и ТЭЦ-1). В российских алюминиевых компаниях на эту сделку практически не обратили внимания. Накануне аукциона «Русский алюминий», который потребляет павлодарский глинозем, заявил одной из газет, что не намерен участвовать в выкупе блокирующего пакета, а в «СУАЛе», который никак не связан с «АК», об итогах аукциона узнали от корреспондента RBC daily. В то же время, сам проект российские алюминщики оценивают достаточно скептично. По словам представителя «СУАЛа», «заявленный объем инвестиций будет сложно вернуть – ведь чем меньше масштабы производства, тем больше накладные расходы, а для казахской компании, как и для российских, удаленных от экспортных портов, вопрос об издержках стоит особенно остро». Впрочем, источник RBC daily, отмечает, что «тесно нам не будет – построят, пусть работают – на алюминиевом рынке перепроизводства нет».

Между тем проигрыш основного акционера «АК» – Евразийской промышленной ассоциацией (контролируется так называемой «Евразийской группой» во главе с «Евразийским банком»), несмотря на «привлекательную» программу конкурентов, стал достаточно неожиданным. По информации Центра центральноазиатских и кавказских исследований, под контролем «Евразийской группы» находятся такие компании, как «Kazakhstan Mineral Resources Corporation», «Казхром», «Алюминий Казахстана», «Аксуский завод ферросплавов», «Евроазиатская энергетическая корпорация», «Соколово-Сарбайский ГОК», «Донской ГОК». Политические возможности группы обусловлены вхожестью руководителей группы в окружение президента Казахстана, тесным взаимодействием с рядом высокопоставленных чиновников (заместитель руководителя администрации президента Сарыбай Калмурзаев, секретарь Совета безопасности Марат Тажин), а также близостью к группе довольно влиятельной политической силы в лице Гражданской партии Казахстана, имеющей в парламенте вторую по численности фракцию. Однако, как отмечают эксперты, вероятно, группу подвело то, что у нее нет непосредственных представителей в высших эшелонах власти. За последние четыре года группа серьезно потеснена своими оппонентами: в частности, для некоторых предприятий группы были отменены налоговые льготы, а теперь ей не позволили стать единственным совладельцем «АК», несмотря на то что она была готова предложить за пакет до 1 млрд долл., то есть на 150 млн долл. больше, чем швейцарская компания.

Впрочем, в Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА), кажется, не огорчились из-за проигрыша. «Спорные моменты с новым акционером, конечно, не исключены, но все заинтересованы в росте стоимости бизнеса, поэтому мы сможем договориться, – прокомментировал RBC daily представитель ЕПА. – Тем более что контрольный пакет остается у нас». Возможно, что собственники (как и русские алюминщики) более скептично смотрят на проект. Ведь то, что швейцарцы согласились заплатить в итоге (850 млн долл. инвестиций + 21 млн долл. за 30% акций), – это достаточно большая сумма для такого проекта. Например, строительство «СУАЛом» нового глиноземного завода мощностью немного большей, чем на Павлодарском заводе, и алюминиевого завода с мощностью, в два раза превышающей проект Corica, оценивается в 2,1 млрд долл. Получается, что швейцарцы переплачивают от 200 до 400 млн долл., что для Corica, за которой стоит малоизвестный холдинг J&W Holding AG, слишком много (особенно если учесть высокие инвестиционные риски проекта).

В таких условиях наиболее вероятна версия, что Corica переплачивает за вход на казахский рынок и в ближайшее время стоит ожидать расширения ее участия и в других металлургических предприятиях страны. В частности, в апреле не были полностью обнародованы результаты продажи 25% акций компании «Казахмыс» (медная, цинковая промышленность), 42% которой принадлежит корейской Samsung. Одним из покупателей была названа российская ИК «АТОН», которой теперь принадлежит 4,5% акций казахской компании, а покупатель остальных 20% пока не назван. В беседе с корреспондентом RBC daily гендиректор инвесткомпании Александр Кандель исключил, что покупателем является корейская компания, однако, по его мнению, покупателем могли стать менеджеры «Казахмыса». Впрочем, этим покупателем вполне могла быть Corica, имеющая интересы в медной промышленности в других странах – так, буквально накануне аукциона в Казахстане, ее материнская структура – J&W Holding AG – достигла договоренности о покупке медной компании в Замбии.

Надо отметить, что швейцарские компании уже работают в Казахстане. Например, компании Glencore принадлежит «Казахцинк». И Glencore, и вытесненная во второй половине 90-х годов из «Алюминия Казахстана» оффшорная Trans World Group, являлись активными участниками масштабных переделов металлургической собственности в России. В частности, Glencore (старое название – Marc Rich) работала на Красноярском алюминиевом заводе, потом туда (а также на Братский АЗ) пришла TWG. Впоследствии они были вытеснены из российской промышленности (Glencore сейчас владеет лишь небольшим пакетом в Челябинском металлургическом комбинате). Тем временем один из участников рынка предположил, что за Corica стоят именно оффшорные владельцы Glencore или TWG, которые будут стараться приобрести пакеты и в других предприятиях казахской металлургии. Однако такую возможность отрицают в Евразийской промышленной ассоциации. «Вряд ли наверху допустили, чтобы одна компания скупила всю цветную металлургию республики», – считают в ЕПА.

RBC-Daily Михаил Смирнов

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: