Металлургия локального значения
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
16.08.2007
Металлургия локального значения
В последнее время о мини-заводах все чаще говорят как о перспективном направлении развития отечественной металлургии. На днях Группа компаний «ЭСТАР» в рамках стратегии диверсификации бизнеса завершила строительство первой очереди Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). Он будет специализироваться на выпуске сортового проката строительного назначения для рынка Южного федерального округа. О проблемах и перспективах мини-заводов в России с корреспондентом «ББ» беседовал председатель совета директоров ООО «РЭМЗ» Владимир Кудряшов.

Владимир Васильевич, в чем заключается принципиальное отличие мини-заводов от классических предприятий?

Концепция мини-заводов появилась в 60-х годах в США, и с конца 60-х до 70-х активно использовалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, частично Германия.

Это достаточно компактные производства, максимально приближенные к источникам сырья и рынкам сбыта. От классического интегрированного комбината мини-завод отличается более коротким технологическим путем от получения сырья до готовой продукции. Фактически полный цикл осуществляется в две операции: сначала металлолом расплавляется в жидкую сталь, затем в машине непрерывного литья мы получаем полуфабрикат — заготовки для проката. Весь процесс занимает 50 минут. Для сравнения: выплавка стали в мартеновской печи длится 9 часов.

Существует ли опыт создания подобных производств в России?

У нас в стране мини-электрометаллургия никогда не была в почете. Отечественная металлургия развивалась по пути больших интегрированных комбинатов, таких как «Магнитка», «Северсталь». Вот там мы всегда были сильны. А маленькие заводы оставались «падчерицами» черной металлургии. Проектов сооружения мини-предприятий было очень мало. Последний из них — это Молдавский металлургический завод, пуск которого состоялся в 1985 году. РЭМЗ — фактически первый мини-завод в постсоветской России, построенный с нуля. Мы стартовали в чистом поле, при полном отсутствии инфраструктуры.

Учитывая отсутствие серьезного опыта, видимо, не обошлось без проблем?

При строительстве завода мы столкнулись с серьезной проблемой, которая наверняка будет сдерживающим фактором при модернизации отечественного производства. Это сильное отставание российских проектных организаций от сегодняшних требований инженерных и индустриальных компаний — и по знанию современных технологий, и по уровню сервиса, и по срокам исполнения заказа.

В полной мере все эти недостатки касаются и российской стройиндустрии. В нашем случае поиски генерального подрядчика ни к чему не привели и пришлось создать собственную службу. И я знаю, что многие наши коллеги в качестве генподрядных организаций приглашают турецкие компании, у которых значительно лучше и с дисциплиной, и с качеством выполнения работ.

Как же вашей компании удалось осуществить проект в таких условиях?

Базовый инжиниринг, то есть основную концепцию завода, для нас разработала итальяно-швейцарская инжиниринговая компания Concast. С ее помощью мы разместили производство на площади 28 га. Одна из крупных проектных организаций «Укргипромез», которая вначале рассматривалась нами в качестве генерального проектировщика, предложила размещение производства на 100 га. Застроить 100 га или 28 га — это радикально меняет сумму инвестиций. Таким образом, участие в проекте Concast позволило нам сократить и капиталовложения, и сроки строительства. Мы пришли на эту площадку в июне 2005 года. Сейчас первая очередь завода уже завершена, и в скором времени состоится серия испытаний. Уже в сентябре-октябре мы получим жидкую сталь и начнем производство стальной заготовки.

То есть ваш завод полностью работает на западных технологиях. А могут ли отечественные производители оборудования для металлургии сегодня конкурировать с зарубежными?

Я бы разделил металлургическое машиностроение на инжиниринг и собственно производство. В части производства российские заводы, безусловно, способны на западном инжиниринге выпускать конкурентоспособное оборудование. Более того, значительная часть металлургического оборудования для нашего завода была изготовлена отечественными производителями, в частности одним из крупнейших предприятий Ростовской области — Волгодонскэнерготерм. И в дальнейшем именно эта компания будет по чертежам Concast производить для РЭМЗ все запасные части.

Однако я не уверен, что мы в состоянии конкурировать с западными компаниями в плане инжиниринга. Они приходят сюда со своим уровнем требований, со своими новыми материалами, новыми технологиями. Но не все отечественные проектные организации готовы это воспринимать и предоставлять обслуживание на должном уровне.

Почему завод было решено строить именно в Ростовской области?

При выборе площадки учитывались многие факторы: надежное энергообеспечение, развитая транспортная инфраструктура, близость к портам, наличие трудовых ресурсов. В значительной степени на наш выбор повлияла готовность областной администрации оказывать заводу, как предприятию-донору, весьма серьезную поддержку по многим вопросам. Существенное с точки зрения нашего производства преимущество Ростовской области заключается в том, что через нее идет большой поток экспортного металлолома. То есть завод не будет испытывать сырьевого голода. И, наконец, мы получаем в регионе большой рынок сбыта, не обеспеченный собственным производством.

Какой объем продукции будет выпускать РЭМЗ?

Проектная мощность завода — 730 тыс. тонн квадратной заготовки в год, и из этой заготовки будет производиться 550 тыс. тонн сортового проката строительного назначения для реализации на внутреннем рынке. Мы планируем экспортировать порядка 180 тыс. тонн заготовки.

Вы не опасаетесь, что планам завода могут помешать конкуренты?

Одно из важных положений концепции мини-заводов — приближение к источнику сырья и к потенциальному потребителю. Сегодня ближайшие поставщики арматуры для Южного федерального округа — это «Северсталь» и «Мечел». И еще украинские производители, которым на ввоз арматуры установлена антидемпинговая пошлина 18%. Пока доминирующее положение на рынке арматуры строительного сортамента в Ростовской области занимает турецкая продукция. И наша задача — выпускать много качественной и недорогой продукции. С другой стороны, в ЮФО, помимо сочинских олимпийских объектов, ведется большое жилищное строительство. Поэтому сейчас рынок арматуры настолько горяч, настолько дефицитен, что, я думаю, места хватит всем.

Насколько перспективным направлением для российской металлургии являются мини-заводы?

В качестве ответа приведу один пример. Компания Nucor, которая оперирует только мини-заводами, — единственная в США компания, которая в течение последних 30 лет не обращалась за дотационными и прочими защитными мерами к федеральному правительству во время многочисленных кризисов американской металлургической промышленности. Поэтому я бы сказал, что перспективы мини-заводов достаточно ясны. Вопрос только в том, что заводам потребуется предельно эффективное управление. Это должны быть высокоавтоматизированные предприятия с малой численностью персонала, чтобы излишняя социальная нагрузка не сказывалась на себестоимости продукции.

Возможно, если мини-завод существует как отдельная компания, его «выживаемость» под вопросом. Но если такой холдинг, как «ЭСТАР», оперирует несколькими заводами в разных диверсифицированных металлургических отраслях, то в рамках такой группы, думаю, мини-заводы будут востребованы устойчиво.

Светлана Громакова
"Большой бизнес"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: