Планетарный металл на излете лета
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
29.08.2007
Планетарный металл на излете лета
Похоже, рынок черного металла глобальных масштабов в отпуск таки решил не ходить. Активность на мировом рынке стали, включая «браки по расчету» (слияния и поглощения профильных компаний) продолжает увеличиваться, а вместе с ней растут и цены. Если в I половине августа основные события происходили в Восточной Азии, то теперь повышение цен наблюдается и в странах Ближнего Востока. Впрочем, новые котировки включают в себя и возросшие расходы на фрахт, так что сами производители вряд ли могут рассчитывать на значительный навар. В странах Запада спрос пока остается низким, а цены держатся на относительно постоянном уровне.

БРАКИ СОВЕРШАЮТСЯ НЕ НА НЕБЕСАХ.

Заключение соглашения о стратегическом партнерстве с индийской государственной компанией Steel Authority of India (SAIL) позволило корейской Posco оперативно решить вопрос со своим мегапроектом в штате Орисса. Всего через неделю после создания альянса с SAIL корейцы заявили, что строительство металлургического комбината мощностью до 12 млн. тонн в год, судьба которого оставалась неопределенной на протяжении двух лет, точно начнется осенью 2008 года.

Окончательное решение принято и в отношении другого крупного проекта Posco во Вьетнаме. Корейцы и вьетнамская государственная судостроительная компания Vinashin совместно инвестируют $4,5 млрд. в строительство предприятия в свободной экономической зоне Van Phong Bay в «южно-центральной» части страны. Новый комбинат будет интегрирован с уже строящимся во Вьетнаме заводом Posco по выпуску горяче- и холоднокатаной листовой стали.

Планируемая мощность комплекса составит более 8 млн. тонн в год, но это — достаточно долгосрочные планы, так как вопрос о второй очереди будет рассматриваться только после 2012 года.

Параллельно Vinashin совместно с корейской компанией Songsan собирается начать в октябре этого года строительство небольшого завода, рассчитанного на выпуск около 100 тыс. тонн судостроительной стали в год. Предприятие планируется запустить в конце 2009-го. А Posco на прошлой неделе дала зеленый свет своему третьему проекту, правда, намного более скромному, чем индийский и вьетнамский. Речь идет о строительстве в Мексике предприятия стоимостью около $250 млн. и мощностью 400 тыс. тонн в год. Листовую сталь, которую будет производить этот завод, предполагается направлять на автомобилестроительные предприятия в Мексике и на юге США. Реализация всех этих проектов позволит Posco довести свою производительность до около 55 млн. тонн в год, однако не факт, что это обеспечит ей второе место в глобальном рейтинге. Индийская Tata Steel, отметившая на прошлой неделе свою 100-летнюю годовщину, презентовала планы увеличения своих мощностей до 61,1 млн. тонн в год к 2015 году. При этом, интересно, что Tata Steel, в этом году завершившая поглощение англо-нидерландской Corus, рассчитывает в дальнейшем развиваться только за счет строительства новых предприятий. По данным руководства Tata Steel, компания уже подписала меморандумы о взаимопонимании по созданию ряда производств в Индии (совокупной мощностью 28 млн. тонн в год) и за границей (на 7,5 млн. тонн в год).

Интересную сделку провернула в США индийская компания JSW Steel, принадлежащая бизнесмену Саджану Джиндалу. Он приобрел за $900 млн. у своего старшего брата Притхви Раджа Джиндала его активы в США, включающие предприятие по выпуску толстолистовой стали на 1,25 млн. тонн в год и трубопрокатный завод на 50 тыс. тонн в год. По мнению экспертов, такая консолидация семейного бизнеса» (активы обоих Джиндалов контролируются диверсифицированным концерном OP Jindal) облегчит задачу дальнейшего расширения производственных мощностей в металлургическом секторе.

А вот Arcelor Mittal может постигнуть неудача с приобретением в Китае. Власти этой страны, похоже, намерены отменить уже объявленную сделку о покупке транснациональной группой 38,4% акций Laiwu Steel, восьмой по величине металлургической компании в КНР, выплавившей в прошлом году 10,8 млн. тонн стали. Как неофициально заявляют представители китайского правительства, разрешение на эту сделку было дано еще до слияния Mittal Steel и Arcelor , а после него ситуация изменилась. Китайцы, очевидно, считают, что с Arcelor Mittal хватит и владения 36,7% акций в компании Hunan Valin Steel Tube and Wire. В прошлом году Valin Steel Group заняла в общекитайском металлургическом рейтинге десятое место.

U.S. Steel Corp согласилась заплатить около $1,1 млрд. наличными за акции канадского производителя стали Stelco. Сделка позволит американской компании укрепить свои конкурентные позиции на рынке изделий из прокатной стали в Северной Америке.

Председатель совета директоров U.S. Steel и ее исполнительный директор Джон Сурма полагает, что удачное расположение заводов компаний в непосредственной близи от Великих Озер существенно повысит возможности объединенной компании по удовлетворению потребностей клиентов в различных видах стальной продукции. На утренних торгах в Нью-Йорке акции U.S. Steel выросли на 2,2%. В прошлом году Stelco, находившаяся под защитой от банкротства, сократила 15% персонала, или около 700 рабочих мест, после чего подписала новый 4-х летний контакт с объединенным профсоюзом металлургов.

В соответствии с условиями сделки U.S. Steel заплатит 38,5 канадских долларов за каждую из вновь выпущенных 30 млн. акций Stelco. Кроме этого, американская компания принимает на себя обязательство по оплате долга Stelco в размере $760 млн.

Ожидается, что сделка будет закрыта до конца года после получения одобрения от регуляторов фондового рынка в Канаде и США.

ПОЛУФАБРИКАТЫ: СЕЗОН РОСТА.

На мировом рынке стали наиболее активно в последнее время растут цены на заготовки. Благодаря оживлению на этом рынке производителям повсеместно удалось повысить стоимость длинномерных полуфабрикатов на $10-25 за тонну по сравнению с началом августа.

В Восточной Азии китайские заготовки Q 235 подорожали до $550 за тонну C&F при поставках на Тайвань и до $555 за тонну C&F в Юго-Восточной Азии, а материал сорта 20 MnSi предлагается тайванским клиентам по $560-565 за тонну C&F. При этом из-за высоких затрат на доставку полуфабрикатов из других регионов (около $60 за тонну при отгрузке из Бразилии или черноморских портов) у китайцев в Восточной Азии почти нет конкурентов.

В середине августа во Вьетнам поставлялись российские заготовки по $540-550 за тонну C&F, но этот источник вряд ли можно считать надежным.

Вообще рекордные размеры тарифов за фрахт оказывают значительное влияние на рынок полуфабрикаты. По сути, потребителям сейчас приходится оплачивать и дополнительные расходы на доставку. Так, в странах Персидского залива цены на заготовки из СНГ достигают $560-570 за тонну C&F, и только Иран через Каспийские порты получает российскую продукцию, примерно, по $540 за тонну C&F. Китайские компании указывают в своих предложениях цены вплоть до $600 за тонну C&F.

Стоимость заготовок на Ближнем Востоке подскочила до $560-570 за тонну C&F, а китайские компании вообще требуют (правда, безуспешно) до $600 за тонну C&F. Однако значительная часть этого повышения съедается расходами на фрахт, поэтому стоимость российской и украинской заготовки достигает только $510-515 за тонну C&F. В последнее время поставлять заготовки на Ближний Восток и в Северную Африку начали и американские компании, которым трудно найти сбыт на внутреннем рынке. Nucor и североамериканские заводы Arcelor Mittal предлагают длинномерные полуфабрикаты по $470-480 за тонну FOB, кроме них к экспортным операциям приступила и аргентинская Acindar.

Впрочем, с учетом расходов на доставку их предложения находятся вровень с рынком.

В то время как с заготовками происходят столь бурные события, рынок слябов по-прежнему находится в летаргическом состоянии. Из-за высоких расходов на фрахт азиатские компании отказываются от покупки слишком дорогих для них полуфабрикатов из СНГ и Латинской Америки, а в Европе и США еще не завершилась летняя пауза.

Во второй половине августа китайские компании начали приподнимать и цены на слябы. Их стоимость при поставке на Тайвань достигла $530-535 за тонну FOB, а некоторые предложения поступают и из расчета $540 за тонну FOB. И здесь с китайцами трудно кому-либо конкурировать: стоимость слябов из СНГ составляет в Восточной Азии, как минимум, $560-570 за тонну C&F.

КОНСТРУКЦИОННАЯ СТАЛЬ И ИЗДЕЛИЯ.

Элементарная логика гласит: подорожание заготовок в Восточной Азии должно оказывать влияние на стоимость длинномерного проката, но пока что подъем на этом рынке малозаметен. По словам профильных гуру, спрос на стальную продукцию строительного назначения в регионе еще не восстановился, да и запасы у потребителей пока достаточные, чтобы обходиться без новых крупных поступлений. Китайские компании всего за месяц подняли цены на арматуру для корейских покупателей более чем на $30 за тонну и не собираются на этом останавливаться. В начале второй половины августа они предлагали свою продукцию с поставкой в октябре еще на $20-30 дороже - по $570-580 за тонну C&F. По мнению корейских трейдеров, эти цены сильно завышены: пока китайская арматура продается в Корее по $560-565 за тонну с доставкой, а продукция местных компаний - по $580 за тонну или немного дороже. Полагаю, равновесной будет цена порядка $550 за тонну C&F Корея, но, как говорится, осталось только это объяснить самим китайцам.

Не просто складывается ситуация и на Ближнем Востоке. Турецкие компании, воодушевленные подорожанием заготовок и подталкиваемые ростом цен на металлолом, начали снова поднимать и стоимость арматуры. С учетом транспортировки, цены на нее в странах Персидского залива достигли $615-625 за тонну C&F.

Правда, не факт, что покупатели согласятся столько платить, ведь еще в начале августа цены не превышали $600 за тонну C&F. Да и перспективы ближневосточного рынка представляются весьма смутно. Судите сами, в мусульманских странах 13 сентября начинается пост Рамадан, который продлится до 12 октября. Как правило, в этот период крупных строительных работ не проводится, а деловая активность снижается до минимума. Так что спрос, оживившийся в странах региона в середине августа, может быстро угаснуть.

Экспортеры длинномерного проката из СНГ пока не сообщали о существенном улучшении конъюнктуры. Естественно, трейдеры стараются приподнять цены, но пока что арматура и катанка котируются в интервале $530-570 за тонну FOB при относительно невысоком спросе.

ЛИСТОВАЯ СТАЛЬ.

Синхронно с длинномерным прокатом китайские компании стремятся повысить и стоимость листовой стали. Предложения о поставках ГК рулонов в Корею в сентябре поступают по $550 за тонну C&F, а в октябре - по $560 за тонну. Котировки на коммерческие сорта толстолистовой стали указываются на октябрь на уровне $700 за тонну C&F Корея.

В то же время большинство китайских специалистов не видят возможности подъема внутренних цен в течение II полугодия. Некоторые сегменты рынка переполнены, например, наблюдатели отмечают избыток предложения ХК рулонов. Лидер китайской металлургии корпорация Baosteel объявила о понижении цен на горячекатаный прокат в IV квартале на 200 юаней/т ($26,4), а на холоднокатаный - на 500 юаней/т ($66).

При этом, новые цены на ГК рулоны составят менее $495 за тонну ex-works. Как сообщают представители Baosteel, основной причиной сокращения цен является борьба за расширение доли внутреннего рынка. Впрочем, китайские специалисты не считают, что стальная продукция в ближайшие месяцы существенно подешевеет. По их данным, благодаря высоким темпам экономического роста спрос останется очень высоким, а это поможет металлургам сохранить стабильность котировок.

Между тем, в Азии рынок постепенно приходит в сбалансированное состояние, чему немалую помощь оказывает сокращение поставок. Компании POSCO и China Steel сообщили о планируемом снижении объемов экспорта плоского проката в IV квартале, а тайванская Chung Hung Steel из-за нехватки слябов в августе-сентябре урежет выпуск ГК рулонов на 80-90 тыс. т в месяц.

Продолжает расти в цене толстолистовая сталь. Так, японская компания Nippon Steel собирается в IV квартале повысить стоимость особенно дефицитного судостроительного листа на $40 за тонну, а JFE - на $20 за тонну. Кроме того, цены на специальные сорта судостали от Nippon Steel будут в октябре повышены на $80-110 за тонну при поставках в Корею.

На европейском рынке снова появился в больших количествах дешевый импорт. При этом, самые низкие цены - ?440-450 за тонну ГК рулонов CIF - предлагают компании из США. Впрочем, по даннм автора, американцы, не имея в ЕС своей сбытовой структуры, предлагают свою продукцию крупными партиями, что устраивает далеко не всех покупателей. Китайский и индийский горячий прокат котируется на уровне ?460-465 за тонну CIF.

Эти цены существенно уступают котировкам еврометаллургов, предлагающих горячекатаные рулоны по ?475-500 за тонну ex-works, но местные производители настроены оптимистично. Некоторые специалисты ожидают повышения цен на ?10-20 за тонну в IV квартале. Правда, еще никто из крупных производителей не объявлял своих цен на октябрь.

Зато американская AK Steel сообщила, что с 1 октября повысит на $30 за короткую т (907 кг) цены на листовую продукцию из углеродистой стали. По словам ее представителей, спрос на американском рынке начинает оживать, а себестоимость растет. Пока ГК рулоны стоят в США около $500-515 за короткую т ex-works.

СПЕЦСОРТА СТАЛИ.

Рынок нержавейки пока успокоился. Спрос на этот материал остается низким, но, по крайней мере, цены относительно стабильны, составляя в Азии $3900-4100 за тонну C&F для ХК рулонов. Правда, очевидно, с началом сентября потребители потребуют нового понижения котировок. Большинство азиатских производителей продолжают политику сокращения объемов выпуска. Практически все ведущие компании региона в августе снизили загрузку мощностей на 20-40%. Корейская POSCO сообщила, что продолжит ее и в сентябре. Одна из трех плавильных печей нержавеющего подразделения Posco, выведенная из строя в августе, в следующем месяце проработает только две недели, а потом снова будет поставлена на профилактику.

СЫРЬЕ И МЕТАЛЛОЛОМ: ПОГОДУ ДЕЛАЕТ ФРАХТ.

Цены на металлолом в Восточной Азии и Турции продолжают подниматься, прибавив порядка $5-10 за тонну по сравнению с прошлой неделей. На азиатском рынке сильно подорожал японский лом, хотя по мнению автора, основную роль здесь, пожалуй, сыграло повышение курса иены по отношению к доллару. Так ими иначе, японский материал Н2 продается на Тайвань по $355-365 за тонну C&F, что значительно превышает уровень американского HMS №1 и российского 3А (соответственно, около $350 за тонну и $340 за тонну C&F). Турецкие металлурги, в свою очередь, стали больше платить именно за 3А - до $340 за тонну C&F по сравнению с $335 за тонну неделей ранее. Спрос на лом со стороны турецких компаний, при этом, весьма значительный. В то же время говорить об общем подорожании металлолома еще рано, т.к. внутренние цены в странах-экспортерах - Японии, США и России - пока стабильны.

Порой кажется, что тарифы на фрахт при транспортировке железной руды в Китай уже достигли потолка, но это впечатление неизменно оказывается обманчивым. Острота дефицита тоннажа только обостряется, а это тянет цены все выше. Только за первую половину августа они прибавили 6-8%. Дошло до того, что доставка железной руды из Бразилии в Китай обходится на 20% дороже, чем стоимость этой руды на условиях FOB (около $50 за тонну).

Индийский 63,5%-ный концентрат во второй половине августа подскочил на китайском спотовом рынке до более $125 за тонну CIF, а потребителям это сырье, уже находящееся в портах, обходится дороже $130 за тонну (без учета железнодорожной доставки до завода). В последние недели китайцы сократили импорт, более интенсивно расходуя руду, уже складированную в портах, но совсем без закупок из-за рубежа они обойтись не могут. Впрочем, судя по окатышам, из-за сопротивления покупателей, остановивших свой подъем на отметке $135-140 за тонну CIF, этот взлет цен на ЖРС теоретически можно остановить.

Кстати, индийский экспорт железной руды в Китай восстановился на фоне роста фрахтовых ставок, получив временное преимущество перед бразильскими поставками.

По словам исполнительного директора MMTC Санжив Батра, «китайские покупатели сейчас расхватывают индийское железорудное сырье, которое выросло в цене. Это преимущество пришло к нам и покупатели хотят больше покупать индийского товара». Продажи сырья, которые упали, после того как Индия ввела экспортные пошлины на железную руду в феврале, сейчас начинают восстанавливаться.

По словам Рагуля Балдоты, президента Federation of Indian Mineral Industries, «фрахтовые расценки по маршруту Китай — Индия выросли до $30-35 за тонну с уровня $20 за тонну на июнь,хотя бразильские экспортеры имеют повышенный фрахт — на уровне $65 за тонну». По мнению Балдоты, рост заказов от китайских покупателей продолжается уже две недели, но он считает, что это «временный феномен». В апреле-июне 2007 г. индийский экспорт железной руды снизился на 9% до 22,03 млн. тонн по сравнению с прошлым годом. Экспортные цены на железорудную мелочь с содержанием Fe 63,5% выросли до $100 за тонну по сравнению с $52 за тонну на прошлый год. «Я думаю, что такой ценовой уровень сохранится еще одну-две недели», — отмечает Балдота. В 2006-07 годах индийский экспорт железной руды оценивается в 93 млн. тонн.

Профильные аналитики, прогнозируя ситуацию на мировом рынке железной руды в 2008 году, склоняются к тому, что повышение цен по годовым контрактам будет гораздо больше 10% и скорее будет близким к 25%. Свой обеспокоенный комментарий на эту тему обнародовала и китайская металлургическая ассоциация CISA. По словам ее представителей, китайские производители стали будут добиваться на стартующих в ноябре этого года переговорах стабильности мировых цен. Если же руда в будущем году таки подорожает, аналогично поднимется в цене и китайская стальная продукция, экспортируемая на внешние рынки. Что же, логичный аргумент, который, впрочем, вряд ли будет считаться поставщиками железорудного сырья серьезным препятствием на пути к продолжению подъема.
Finance.ua

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции