ЕФС не собирается поддерживать отечественного производителя
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.11.2007
ЕФС не собирается поддерживать отечественного производителя
Одно из ведущих специализированных изданий - "Metal Pages" - достаточно подробно рассматривает выступление Александра Корзуна, начальник управления информации ЗАО "Единые Ферросплавные Системы", в рамках конференции по рынкам металла России, проведённой на "Металл-Экспо-2007". Основная идея его выступления вполне очевидна и не вызывает возражений - российским производителям необходимо выдерживать всё усиливающуюся конкуренцию с зарубежными производителями не только на экспортных, но на внутренних рынках.

Г-н Корзун отметил, что в России существует примерно 1200 предприятий-потребителей ферросплавов, среди которых производители стали и сплавов, электродов, автомобильных узлов. Среди потребителей как крупнейшие заводы, такие как "Северсталь", ММК, НЛМК, так и множество мелких и средних предприятий. При этом огромный внутренний рынок обслуживается сравнительно ограниченным количеством внутренних производителей: заводами, входящими в группу "Базовый Элемент", Челябинским электрометаллургическим заводом, Серовским, Кузнецким, Ключевским, Косогорским и Чусовским ферросплавными заводами, Ванадий-ТулаЧерметом, Камышинским заводом. Кроме того, заметную роль играют 20-30 посредников, в которые входят пять-шесть крупных торговых компаний. Лишь немногие компании в силах предложить полную линейку продукции, чаще всего торговые компании специализируются на крупнотоннажных и легирующих ферросплавах, иногда на какой-то специализированной продукции, например, марганцевых сплавах.

Спрос на ферросплавы, как и на все сырьевые материалы, жёсткий, но подвержен сезонным колебаниям, отражающим производственные циклы в металлургии. Вследствие дисбаланса количества производителей и покупателей российский рынок является весьма закрытым рынком продавцов с очень небольшим числом торговых компаний, известных лишь специалистам отрасли.

Российский спрос на крупнотоннажные (насыпные) ферросплавы традиционно практически полностью удовлетворялся производством в самой России, Украине и Казахстане, но в последнее время на рынке появились поставки из "экзотических" мест - например, в третьем квартале 2007 года доля Китая в общем импорте силикомарганца возросла с 6,5% до 19%. Некоторые российские заводы полностью "завязаны" на потребности крупных производителей стали (например, ферросилиций для НЛМК).

Что касается производства ферромолибдена в России, то оно просто недостаточно для снабжения рынка - "БазЭл" производит 4400 тонн в год на Сорском и Жирекенском заводах, ещё около 1000 тонн в год производит Камышинский завод. Производитель феррованадия "Ванадий-Тула" значительную часть производства отправляет на экспорт.

К сожалению, российские технологии в значительной степени отстают от развивающихся направлений, таких как использование редкоземельных металлов для улучшения свойств сталей - например, из-за недостатка материала использование феррониобия в стальных сплавах в России происходит очень слабо.

В целом российский рынок достаточно рискованный, и его характерной чертой является ценовая волатильность из-за нередких мошеннических и недобросовестных действий мелких торговых фирм, подрывающих цены предложением материалов откровенно сомнительного качества и происхождения. По мнению г-на Корзуна, в 2007 года ситуация улучшилась в сторону большей "цивилизованности" рынка благодаря действиям крупных торговцев, пытающихся предлагать более широкий ассортимент.

Почти непрерывно растущие цены являются следствием недостаточных поставок, наподобие скачка це на китайскую марганцевую руду, происшедшего весной 2007 года и повлекшего рост цен на марганец и марганцевые сплавы - в результате стоимость марганца в России взлетела с $2500 до $6500 за тонну. Аналогичная ситуация произошла и весной 2005 года с ценами на ферромолибден и феррованадий, когда цены на последний в России достигли $130 за кг.

Влияние российских производителей на мировые цены возможно лишь на ограниченном числе мировых рынков ферросплавов - ферросилиция, феррованадия и ферротитана - при очень серьёзной конкуренции со стороны Китая и Южной Африки. В принципе в смысле ценовой динамики внутренний рынок России следуют за мировым, на котором в этом году отмечался ценовой рост порядка 50-100% для некоторых сплавов на основе марганца, хрома или вольфрама.

Потребление российского рынка в денежном выражении за последние годы составляет не менее $5 млрд в год, однако, объективности ради, следует отметить, что рост в денежном выражении означает не столько рост объёмов потребления, сколько просто рост цен и падение курса доллара. По оценкам г-на Корзуна, рост потребления ферросплавов в этом году составит в России около 10%.

Традиционно российский рынок поделен между крупными потребителями (металлургическими заводами, закупающими, к примеру, ферросилиций сотнями тонн), которые ведут бизнес напрямую с производителями, и мелкими потребителями, "подбирающими остатки" и закупающими зачастую без какого-плана "подвернувшийся" грузовик-другой. Если такие мелкие покупатели имеют дело не с крупной торговой фирмой, то это означает часто предоплату заводу и долгое ожидание товара.

За первое полугодие 2007 года спрос на ферросплавы в России вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ожидается, что по итогам года он достигнет 1 млн. тонн. При этом наблюдается рост потребностей в некоторых специальных сортах, которые не могут быть обеспечены за счёт внутреннего производства, поэтому в Россию начинают ввозиться некоторые позиции не только из Китая, но и из Норвегии, Южной Африки, или даже Аргентины. Г-н Корзун добавил, что потребители ферросплавов стали гораздо более "разборчивыми и привередливыми" относительно химсостава предлагаемых товаров. Это означает, что многие ферросплавные заводы в России, Украине, Казахстане не справляются с требованиями металлургов, которые в случае потребности в определённых ферросплавах, особенно тех, которые могут не производиться в России, не будут тратить время и силы на переговоры и поиски, а обратятся для закупок к тем же китайцам.

Такая ситуация подтверждается данными о российском импорте в этом сегменте: за первые девять месяцев 2007 года поставки ферросплавов из стран за пределами СНГ составили 20% от общего импорта ферросплавов по сравнению с 11,5% за аналогичный период прошлого года, при этом доля Китая возросла с 4% до 12%. Сама ЕФС (компания, в которой работает Александр Корзун) увеличила долю импорта в закупках всех сырьевых материалов с 15% в прошлом году до 64% в текущем, главным образом за счёт закупок марганца и марганцевых сплавов в Китае.

Г-н Корзун добавил, что как бы его компания не хотела бы поддерживать производителей России и СНГ, ей приходится следовать за рыночным спросом. Российским производителям придётся приложить огромные усилия, чтобы справиться с растущей конкуренцией со стороны Китая, Южной Африки и даже Южной Америки. Он предостерёг российских производителей от иллюзий и излишних расчётов на экспорт - может показаться, что экспорт, который вырос с 514 до 527 тыс. тонн при сравнении за девять месяцев 2006 и 2007 гг., компенсирует возможные потери на российском рынке. Однако Европа и США будут упорно защищать свои рынки - введение антидемпинговых пошлин на силико-марганец, ферросилиций, ферромолибден создало большие неудобства для компаний из России, Украины и Казахстана.

В заключение своего выступления г-н Корзун ещё раз подчеркнул жизненно важную для традиционных производителей СНГ необходимость адаптации к современным условиям. В противном случае они могут уступить зарубежным поставщикам рыночные позиции в собственной стране.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции