Угольные игры
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
11.02.2008
Угольные игры
В Кемеровской области разгорелся очередной угольный конфликт. На этот раз он не связан с авариями на шахта

Администрация региона обвиняет Игоря Зюзина, собственника одной из крупнейших угольных компаний «Южный Кузбасс» (входит в Стальную группу «Мечел»), в том, что он платит своим рабочим маленькую зарплату, вредит экологии и «покупает» депутатов городского совета города Мыски. Бизнесмен по традиции молчит — с прессой господин Зюзин общаться не любит. Но его молчание не снимает вопроса: что же стоит за таким открытым «наездом» команды губернатора Амана Тулеева на крупную угольную компанию? Только ли нежелание ее собственника играть по правилам, которые диктуют региональные власти «угольным генералам»? Или же мы застали начало очередного передела давно поделенного рынка?

Повысить зарплату…

Сначала о том, что происходит. 24 января администрация Кемеровской области выпустила пресс-релиз, в котором открыто выступила против компании «Южный Кузбасс». Поводом, согласно сообщению, стала непростая ситуация, сложившаяся в небольшом городе Мыски, в котором действует принадлежащий этой компании разрез «Сибиргинский». Оказалось, что Мыски остаются единственным муниципальным образованием в регионе, в котором до сих пор не принят бюджет на 2008 год. Причем эта ситуация повторяется уже несколько лет подряд. Власти региона заявили прямо: депутаты горсовета Мысок действуют в интересах компании «Южный Кузбасс», а не жителей города. «В результате в Мысках ставится под вопрос выполнение решений Президента РФ Владимира Путина о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 февраля на 14 процентов», — сообщалось в релизе.
Кроме того, из-за решений депутатов горсовета городская казна якобы недобирает налогов на десятки миллионов рублей. Так, в Мысках действует самый низкий налог на землю, в результате чего только в прошлом году местный бюджет потерял, по оценкам специалистов администрации области, 30 млн рублей. Примерно такие же убытки финансисты прогнозируют и в нынешнем году.

«С чем это связано, понять нетрудно, так как депутаты горсовета прошли в него при поддержке угольной компании «Южный Кузбасс», собственником которой является Игорь Зюзин. Как известно, владелец компании входит в список долларовых миллиардеров, которых журнал «Форбс» выделил как самых богатых людей планеты. Крупным предприятием в Мысках является разрез «Сибиргинский», входящий в состав «Южного Кузбасса». Именно этот разрез является главным разрушителем экологии и земель в городе, именно для него, а значит, для его владельцев, и стараются депутаты с установлением низких ставок», — продолжают наступление чиновники. В связи с таким положением дел в городе в областной администрации решено создать специальную комиссию для ликвидации проблемы с принятием городского бюджета «в интересах населения Мысков».

Но на этом конфликт не закончился. 30 января в еще одном пресс-релизе администрация Кузбасса заявила, что губернатор Аман Тулеев обратился к Игорь Зюзину «с требованием повысить заработную плату работникам этого предприятия (имелся в виду разрез «Сибиргинский» — Ред.) не менее чем на 20 процентов». «Кроме того, губернатор попросил депутатский корпус города Мыски и профсоюзный комитет разреза тоже занять внятную позицию в этом вопросе, отражающем интересы трудового коллектива. Сегодня зарплата на разрезе «Сибиргинский» ниже среднеобластных показателей среди предприятий угольной отрасли», — отмечалось в сообщении.

…Возместить ущерб

Видимо, чтобы Игорь Зюзин отреагировал быстрее, администрация также сообщила, что департаментом природных ресурсов и экологии уже подготовлено исковое заявление в суд к собственникам компании «Южный Кузбасс» о возмещении ущерба, нанесенного водным объектам региона при разработке угольных месторождений. Специалисты департамента быстро оценили общий ущерб от деятельности компании в 370 млн рублей. Кроме того, власти указали, что разрез «Ольжерасский» и Центральная обогатительная фабрика «Сибирь», также находящиеся в собственности компании «Южный Кузбасс», не имеют документов на пользование водными объектами.

В группе «Мечел» отказались комментировать ситуацию. Нам, как простым наблюдателям, приходится только догадываться о сути конфликта.

Взаимоотношения Амана Тулеева и Игоря Зюзина никогда не были особенно дружескими. Для Тулеева, привыкшего выстраивать «подконтрольные» отношения с крупным бизнесом (путем подписания объемных соглашений о социально-экономическом партнерстве, в которых устанавливаются и различные «социальные» инвестиции и отчисления на реализацию национальных проектов), Зюзин оставался выскочкой. В одном из своих интервью кемеровский губернатор назвал его «странным парнем». Кроме того, глава Стальной группы «Мечел» открыто поддерживал региональное отделение СПС, что также не могло устраивать губернатора — члена «Единой России».

«Наезд» на депутатский корпус в этой связи — лишь верхняя часть айсберга. Мыски действительно остаются чуть ли не единственным городом в Кузбассе, в котором местные депутаты контролируются не губернатором, а другими силами. Причем совсем необязательно, что этими силами являются «Южный Кузбасс» и лично Игорь Зюзин. Просто в нынешней политической иерархии прямое вмешательство бизнеса во власть выглядит как явное преступление. В любом случае, неподконтрольность депутатов не может устраивать Тулеева, привыкшего держать в кулаке всю политическую жизнь в своем регионе.

Возможной причиной столь резких нападок мог быть отказ Зюзина финансировать какие-либо социальные или иные проекты, предложенные губернатором области. Известно, что в соглашениях о социально-экономическом партнерстве, которые администрация Кузбасса подписывает со всеми крупными холдингами, работающими на территории региона, оговариваются не только инвестиции в развитие самого бизнеса, но и различные отчисления на социальные и другие нужды. Например, на реализацию национальных проектов, строительство жилья, выплату пенсий, благоустройство городов, проведение Дня шахтера. Сюда же относится и требование о повышении зарплаты. В общем, крупный, средний и малый бизнес, который работает в регионе, обязан обеспечивать здесь определенный социальный фон. Который давно стал частью имиджа губернатора Амана Тулеева.

Сразу оговоримся — мы не оцениваем такую политику кемеровского губернатора негативно. Это его система взаимоотношений, которую он создал и которую поддерживает на протяжении уже долгих лет. «Дружить» с властью действительно научились все: «Евраз Груп», УК «Распадская», «Кузбассразрезуголь», «Белон». «Южный Кузбасс», по всей видимости, от чего-то отказался и был наказан.

Впрочем, эта версия выглядит все-таки маловероятной. Игорь Зюзин в течение многих лет подписывал соглашения о социально-экономическом партнерстве с областными властями. Так, согласно документу, подписанному в конце января прошлого года, стальная группа «Мечел» обещала инвестировать только в реализацию национальных проектов на территории области 92 млн рублей. Кроме того, «Мечел» обязался направить 62 млн рублей на социальную защиту неработающих пенсионеров — бывших работников угольной отрасли. А также повысить среднюю зарплату на угольных предприятиях «Южного Кузбасса» до 20 тыс. рублей (с 17,7 тыс. рублей). И все эти суммы — сверх инвестиций в развитие собственного производства, которые были запланированы в размере 5 млрд рублей (средства планировалось направить на приобретение высокопроизводительного оборудования и повышение безопасности труда). В этой связи поверить в то, что в новом году какие-то требования областной администрации Игоря Зюзина не устроили и он предпочел открытое противостояние с властями, очень трудно. Ведь восемь лет до этого он шел на компромисс с региональным руководством.

Конфликтное меню

Вполне возможно, Игоря Зюзина могут третировать совсем по другой причине. Как известно, после того как «Евраз Груп» в прошлом году консолидировала под своим управлением полный пакет акций «Южкузбассугля», было решено объединить эту угольную компанию с «Распадской», в которой холдингу Романа Абрамовича также принадлежит 40% акций.

Нынешний управляющий «Южкузбассуглем» и совладец «Распадской» Геннадий Козовой — давний недруг Игоря Зюзина. Угольную карьеру Зюзин начинал именно на «Распадской», которую помогал акционировать и которую в начале 1990−х был вынужден покинуть именно из-за конфликта с Козовым. Оттуда он ушел на обогатительную фабрику «Кузбасская»: она перерабатывала почти весь уголь с шахты Козового. Параллельно Зюзин начал создавать компанию «Южный Кузбасс», консолидируя в ней различные активы. Конфликтовать два менеджера продолжали и здесь, причем в их споры приходилось вмешиваться Тулееву, который неизменно вставал на сторону Козового.

Самый известный эпизод из конфликтного меню двух угольных генералов случился в 2002 году. В ноябре того года Центральная обогатительная фабрика «Кузбасская», которая входила в состав «Южного Кузбасса», без объяснения причин прекратила принимать на переработку уголь с «Распадской». Чем поставила компанию Геннадия Козового в очень сложное положение, ведь под угрозой оказалось выполнение договорных обязательств «Распадской» по поставке угольного концентрата на коксохимические и металлургические заводы Кузбасса и России.

Глава Кемеровской области тогда не остался в стороне и заявил, что такие антигосударственные действия наносят прямой ущерб российской экономике. Тулеев также пообещал, что если стороны не достигнут компромисса и не прекратят вовлекать в конфликт трудовые коллективы, то он будет вынужден поставить вопрос о пересмотре результатов приватизации и о смене собственника. Угроза Тулеева тогда возымела действие — фабрика стала принимать уголь на переработку. Но дружить Зюзин с Козовым, естественно, не стали.

По мнению местных наблюдателей, конфликт обладминистрации с Зюзиным — это лишь начало нового перераспределения активов угольного рынка Кузбасса. Активы, которые входят в состав «Южного Кузбасса» (прежде всего три разреза в Междуреченске — «Красногорский», «Томусинский» и «Ольжерасский», а также «Сибиргинский» в Мысках), достаточно привлекательны для других компаний, работающих здесь и стремящихся нарастить мощности. А участие областной администрации в этом процессе выглядит вполне симптоматично.

За примерами ходить далеко не нужно. Вспомним прошлый год. В марте в Новокузнецке произошел взрыв на шахте «Ульяновская», входящей в состав крупнейшей компании «Южкузбассуголь». Эта трагедия стала крупнейшей за всю историю угледобычи в России, унеся жизни 110 человек. Правительственная комиссия официально признала причиной ЧП преднамеренное отключение систем безопасности. А губернатор Аман Тулеев заявил, что ответственность за аварию лежит полностью на руководителях шахты. То есть — на генеральном директоре Георгии Лаврике и его команде, которые вместе контролировали в то время 50% акций компании.

Другая половина принадлежала «Евраз Груп», которая в течение долгих лет пыталась завладеть полным контролем над компанией. Несмотря на такое положение, холдинг Романа Абрамовича в числе виновников не фигурировал. Спустя два месяца взрыв на еще одной шахте «Южкузбассугля» — «Юбилейной» — унес жизни еще 38 шахтеров. И вновь главным виновником со всех трибун был объявлен Лаврик. А губернатор Тулеев продекларировал, что будет требовать отзыва лицензии у всех угольных предприятий «Южкузбассугля», если в компании не произойдет смена собственника и увольнение всех топ-менеджеров. Итог этих заявлений — «Евраз Груп» выкупает 50% акций у Лаврика и его команды и консолидирует в своих руках весь «Южкузбасуголь». После чего, как уже было сказано, принимает решение о слиянии компании с «Распадской». А Георгий Лаврик сообщает, что будет строить в Новокузнецке мусороперерабатывающий завод.

Еще один живой пример — судьба компании «Прокопьевскуголь», которая в 2006 году была куплена Новолипецким меткомбинатом (НЛМК) в качестве нагрузки к необходимому Владимиру Лисину «Алтай-коксу». Убыточный и устаревший «Прокопьевскуголь» — градообразующее предприятие Прокопьевска — был явно не нужен Лисину. Губернатор Тулеев открыто обвинял олигарха в том, что тот не вкладывает в развитие предприятия необходимые средства и ставит под угрозу социальную стабильность в угольном городке. В итоге владелец НЛМК предпочел сбросить с себя ненужный «груз», продав его за один доллар (это не шутка!) администрации города. После чего мэрия за ту же символическую сумму отдала большую часть активов «Прокопьевскугля» кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз». Правда, в ситуации с Лисиным есть одно «но» — владелец НЛМК не сильно был заинтересован в шахтах Прокопьевска, потому и предпочел потерять деньги, но уйти из региона.

Кому выгодно?

Если предположить, что «наезд» на Игоря Зюзина является первой ласточкой нового передела, то возникает вопрос, кому это может быть выгодно. Здесь, к сожалению, можно лишь фантазировать, поскольку реального положения вещей мы никогда не узнаем. Однако есть одна подсказка. В том же сообщении, где Тулеев требовал от олигарха повышения зарплаты рабочим, в качестве примера Зюзину (большего сарказма от областных чиновников трудно было ожидать) приводился как раз Геннадий Козовой. Который, как сообщал пресс-релиз, в ответ на обращение губернатора о повышении ставок принял решение увеличить размер зарплаты работникам «Распадской» и «Южкузбассугля» на 17%. Кстати, с этими компаниями администрация области соглашение на текущий год уже подписала.

«Распадская» планирует инвестировать в собственное развитие в 2008 году 8 млрд рублей, а на реализацию национальных проектов в регионе выделить 160 млн рублей. «Южкузбассуголь» планирует инвестировать в развитие предприятий 6,2 млрд рублей, причем на создание безопасных условий труда на шахтах компании будет направлено 2,6 млрд рублей (рост в 4,5 раза), на реализацию национальных проектов в тех городах, где расположены предприятия компании, — 102 млн рублей.

Губернатор отметил, что на социальную защиту будет направлено 400 млн рублей, на жилье — 70 млн рублей, на 17% будет увеличена среднемесячная зарплата шахтеров. «С приходом Геннадия Козового компания стала «прозрачной», и мы оценили уровень состояния производственной сферы на шахтах этого объединения. Самое страшное, что отсутствуют управленческие кадры, соответствующие духу времени. Разболтана производственная дисциплина. Можно сказать, что область выиграла от того, что пришел грамотный руководитель, но он столкнулся с тем, что не с кем работать. То есть планы есть, перспектива понятна, но работать не с кем», — заявил Тулеев.

Александр Попов
"Эксперт-Сибирь"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: