Медную промышленность ожидает "сырьевой голод"
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
21.05.2003
Медную промышленность ожидает "сырьевой голод"
УГМК наращивает производство руды на российских месторождениях, однако уже в ближайшие годы аналитики предсказывают компании «сырьевой голод». Если, конечно, правительство не продаст Удоканское медное месторождение именно УГМК

В середине мая Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), вторая по объемам производства меди в России, распространила данные об итогах работы своих ресурсных подразделений. Как говорится в пресс-релизе компании, добыча сырья для производства меди устойчиво растет. Эксперты отмечают, что рост является результатом масштабной программы УГМК по развитию минерально-сырьевой базы, однако указывают на тот факт, что эксплуатируемых и известных сейчас месторождений хватит лишь на 6-10 лет, по истечении которых компания окажется на грани сырьевого кризиса.

Основными производителями меди в России являются «Норильский никель» (порядка 500 тыс. тонн в год) и Уральская горно-металлургическая компания (около 300 тыс. тонн). Для норильчан добыча меди не является основным бизнесом – металл извлекают из разрабатываемых полиметаллических руд (а основная часть этого металла отправляется на экспорт). УГМК, для которой производство меди является основным бизнесом (а значительная часть продукции идет на внутренний рынок), приходится прикладывать большие усилия, чтобы обеспечить себя сырьем. Дело в том, что поставки руды компании ведутся с выработанных уральских месторождений. До прошлого года часть сырья приходила из Монголии – с месторождения Эрденет, однако из-за противоречий, возникших между Россией и Монголией относительно долей участия в этом проекте (по мнению монгольской стороны, россияне мало инвестировали в развитие этого производства, поэтому долю России в проекте нужно сократить с 49% до 20%), а также из-за высокой стоимости перевозок УГМК фактически отказалась от поставок монгольского сырья (по данным «Металлургического бюллетеня», с начала текущего года из Монголии было получено менее 1 тыс. тонн).

Для того чтобы компенсировать недостаток сырья, УГМК объявила о масштабной программе развития сырьевой базы, которая предусматривает увеличение объема производства на всех добывающих предприятиях компании. «В конце прошлого года руководством компании была принята долгосрочная стратегия развития минерально-сырьевой базы, которая предусматривает до 2010 года увеличение объемов переработки собственного первичного сырья до 212 тыс. т меди в концентрате», -- сообщили RBC daily в пресс-службе УГМК. Основные надежды в уральском холдинге возлагают на Гайский ГОК (Оренбургская область), где планируется увеличить добычу до 7,7 млн тонн руды в год за счет реконструкции подземного рудника и обогатительной фабрики, а также ввода в эксплуатацию месторождения «Осеннее». Первые итоги усилий холдинга по наращиванию добычи медной руды и производства концентрата уже заметны – по данным за 4 месяца 2003 года, появившимся на прошлой неделе, все предприятия (Гайский ГОК, Урупский ГОК, «Сафьяновская медь», "Святогор") увеличили производство на 2-10% по сравнению с прошлым годом.

Аналитики отмечают успехи УГМК, однако считают, что эффект от этих мероприятий может иметь только краткосрочное действие. «Экономически обоснованных и неразрабатываемых пока запасов на Урале осталось лет на шесть, резервный запас – примерно 19 млн тонн, – рассказала RBC daily аналитик «Металлургического бюллетеня» Наталия Шафоростова. – Однако эти объемы разбросаны по приблизительно 50 мелким месторождениям, то есть совершенно нерентабельно начинать их разработку при нынешних мировых ценах на медь». С ней соглашается эксперт по промышленности, доцент кафедры экономической географии России МГУ Владимир Горлов. «Истощение уральских месторождений – это вопрос максимум десяти лет», – сказал он RBC daily. В самой компании говорят, что «при сохранении существующих объемов добычи только на крупнейших месторождениях УГМК-Холдинга – месторождениях Гайского ГОКа и Сафьяновском – их запасов хватит на 20-25 лет».

Впрочем, Владимир Горлов полагает, что «УГМК выбрала правильную тактику, активизировав работу по увеличению добычи местных ресурсов – больших издержек при этом нет, так как территория освоена, и достаточно провести железнодорожные пути, чтобы приступить кразработке месторождения. Таким образом, у компании появляется возможность подкопить средств для стратегического решения – покупки Удоканского месторождения».

Удоканское медное месторождение (Читинская область), где сосредоточено около 40% всех запасов меди в России - 20 млн тонн, действительно могло бы стать выходом для УГМК. Однако принятие решения о продаже лицензии на право разработки этого месторождения в правительстве РФ затягивается, что крайне невыгодно уральским производителям меди. На состоявшемся в феврале выездном заседании комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы в Чите глава УГМК Андрей Козицын даже заявил, что «без освоения Удоканского месторождения медеперерабатывающий комплекс Урала через 20 лет снизит объёмы производства первичного сырья до 120 тыс. тонн, то есть будет загружен менее чем наполовину. Прямым следствием сокращения производства станет падение объема налоговых поступлений и снижение уровня занятости населения».

Пока же в правительстве думают о том, как продавать лицензию – через аукцион, где важен объем средств, которые компания готова отдать за покупку, или через конкурс, где более важным будет качество технико-экономического обоснования проекта. Первый вариант устраивает конкурента УГМК – казахскую компанию «Казахмыс», за которой стоит корейская Samsung. В УГМК понимают, что перекупить месторождение они не в состоянии, поэтому рассчитывают на конкурс. Хотя не исключено, что компаниям удастся договориться. «Ранее «Казахмыс» собирался с Удокана в Россию поставлять до 18% сырья, а остальное отправлять на экспорт, что не устраивает УГМК, так как эти объемы не решают проблему сырья, – отмечает Наталия Шафоростова. – Сейчас акционером «Казахмыс» стала российская ИК «АТОН», но не ясно, кто за ними стоит. Было бы хорошо, если бы они действовали в интересах России». Владимир Горлов не стал комментировать действия инвестиционной компании, но отметил, что «УГМК одной не справиться с Удоканом, поэтому сейчас нужно наращивать производство на имеющейся базе, чтобы наращивать капитализацию и искать стратегического партнера»

На данном этапе серьезным подспорьем для УГМК было бы положительное решение о продлении договора о совместной разработке монгольского Эрденета, переговоры по которому ведутся уже более полугода. Как рассказал RBC daily источник в Минимущества, которое управляет российской долей в проекте, «в июне состоится очередной раунд переговоров между сторонами, и на этот раз есть уверенность, что договор будет подписан во время визита в Россию премьер-министра Монголии Намбарына Энхбаяра. При этом российская доля сохранится на нынешнем уровне – 49%».

RBC-Daily Михаил Смирнов

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: