Российские железнодорожники и металлурги на грани тарифной войны?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
23.04.2010
Российские железнодорожники и металлурги на грани тарифной войны?
Металлурги России, обеспокоенные состоянием рынка железнодорожных перевозок, собрались на заседание Экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности при Комитете Госдумы по промышленности. Обсуждался вопрос: «О законодательном обеспечении государственного ценового регулирования услуг, оказываемых ОАО «РЖД» и его дочерними компаниями».

Директор российского Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко заявил, что «Газпром» планирует создать систему газоснабжения на Дальнем Востоке России. На эти нужды потребуется огромное количество металлопродукции – 30 млн тонн труб и еще 30 млн тонн металлоконструкций. Все эти грузы нужно доставить на Дальний Восток железнодорожным транспортом из Центральной России. Но за доставку одной тонны труб на строительство ВСТО из центра России железнодорожники берут 300 долларов, в то время как доставка одной тонны этих труб из Китая на объекты ВСТО обходится всего в 10 долларов, а из Японии – 20 долларов.

Тревоги трубников разделяет начальник Управления транспорта ОАО «ММК» Михаил Щербинин, представляющий также интересы Некоммерческого партнерства «Консорциум «Русская сталь». В консорциум входят ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «НЛМК», ОАО «ММК», ОАО «ТМК», ОАО «ПМХ», ОАО «Северсталь» и «Металлоинвест».

Он опасается, что наметившийся поворот в реформе железнодорожного транспорта еще более ухудшит положение металлургов. В 2001 году, в период подготовки реформы железнодорожного транспорта, были детально прописаны первый и второй этапы реформы.

«А третий этап реформы, который должен был завершиться в 2010 году, представлял собой набор фраз о том, что предстоит отделить транспортную инфраструктуру (рельсы) от перевозочной деятельности. Но ни слова не сказано о том, как это делать», – признал директор Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Алексей Дружинин. В результате неразберихи возникла так называемая Целевая модель рынка грузовых перевозок до 2015 года, разработанная компанией «Макензи» и одобренная руководством ОАО «РЖД». Эта модель еще более обеспокоила металлургов.

Аналитик «Русской стали» дал свой прогноз последствий для металлургов в случае реализации Целевой модели рынка грузовых перевозок. По его мнению, на рынке останутся дочерние компании ОАО «РЖД» – Первая, Вторая грузовые компании и «Трансконтейнер». Остальные операторы передадут свои вагоны этим «дочкам» ОАО «РЖД». Таким образом, железнодорожный поток полностью монополизируется менеджментом ОАО «РЖД». Добиться приемлемых условий для железнодорожного обслуживания смогут 10–20 крупных компаний, преимущественно сырьевого сектора. Они смогут договориться с руководством ОАО «РЖД» либо воздействовать на менеджмент этой компании через первых лиц государства. Деятельность остальных 62 000 грузоотправителей, прежде всего с высокой добавленной стоимостью и потому отгружающих не более 10 вагонов в месяц, будет поставлена в полную зависимость от руководства ОАО «РЖД» без какого-либо контроля государства.

Обе отрасли приблизились к состоянию тарифной войны и требуют защиты своих интересов у исполнительной и законодательной властей. По информации начальника Департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Валерия Веремеева, сейчас происходит существенное ценовое давление на ОАО «РЖД» со стороны металлургов. В результате стоимость полувагонов с начала года поднялась на 18 процентов. Всем очевидно, что завтра подобные расходы на приобретение вагонов будут перенесены на стоимость транспортных услуг, заявил Валерий Веремеев.

Дискуссия показала, что тарифная война между металлургами и железнодорожниками вряд ли скоро закончится. Выяснилось, что доля лукавства есть в выступлениях как железнодорожников, так и металлургов, и ФТС, ФАС и другие государственные органы регулирования экономики видят ситуацию в кривом зеркале. По мнению руководителя отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, данным Росстата, на которые ссылаются как металлурги, так и железнодорожники, доверять нельзя.

Росстат фиксирует лишь индексацию тарифов на основе информации, полученной от ОАО «РЖД». В то время как 65 процентов грузов перевозится в вагонном парке частных компаний. «Только недавно Росстат узнал, что у нас на железнодорожном транспорте есть операторы и они берут плату за перевозки», – сказал представитель Института проблем естественных монополий.
"Нарадная газета"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: