В ближайшие годы российские металлурги не смогут соревноваться
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
20.06.2003
В ближайшие годы российские металлурги не смогут соревноваться
На этой неделе "Норильский никель" завершил сделку по приобретению американского производителя палладия Stillwater Mining. Аналитики полагают, что в ближайшие годы эта сделка останется крупнейшей в российской металлургии. Большинство компаний к серьезной международной экспансии не готовы. Благоприятная ситуация на рынках позволит им успешно получать прибыль в уже освоенных секторах, но к борьбе с западными конкурентами за новые рубежи они не готовы. Подводит недостаток свободных средств и низкая капитализация. А покупка дешевых западных предприятий осуществить серьезный прорыв на внешний рынок им не поможет.

ГМК "Норильский никель" уже в течение ближайших месяцев должна стать обладателем контрольного пакета акций американской Stillwater Mining - единственного в США производителя палладия. Сделку одобрили акционеры Stillwater и Федеральная торговая комиссия США. Центробанк РФ выдал ГМК разрешение на вывоз капитала для оплаты данной покупки. Теперь для завершения сделки российской компании осталось выполнить несколько технических формальностей. Таким образом "Норникель" успешно завершил решение проблемы реализации своего палладия на мировых рынках.

Эта сделка стала самой крупной зарубежной покупкой в истории российской металлургии. Однако дальнейших приобретений подобного рода от наших металлургов ждать не стоит. Это относится как к сталеварам, так и к производителям цветных металлов. Большинство компаний склоняются к более осторожной политике на рынке, которая остается крайне нестабильной. Кроме того, возможностей, чтобы серьезно закрепиться на западных рынках, у металлургов не так много. Например, наиболее активно участвующая в проектах вне России алюминиевая компания "Русал" не склонна инвестировать в производство алюминия или продукции из него на Западе. Основная цель западной экспансии компании - пополнение ресурсной базы.

Алюминиевые компании в основном сейчас сосредоточены на запуске новых объектов внутри России. Между тем ситуация на алюминиевом рынке такова, что резкие действия могут негативно на нем отразиться. Цены стагнируют на уровне $1300-1400 за тонну, и ввод в действие новых мощностей может обвалить их еще ниже.

В "Русале" уже заявляли о запуске новых заводов практически на всей территории России - от Кольского полуострова до Дальнего Востока. Реально однако пока обсуждаются лишь два проекта - завод в Иркутске и вторая очередь Саянского алюминиевого завода. По мнению аналитика инвесткомпании "Тройка-Диалог" Василия Николаева, скорее всего "Русал" ограничится вводом в действие этих производств по выпуску первичного алюминия. В остальном же компания может заинтересоваться развитием предприятий по переработке первичного алюминия.

Алюминщики рассчитывают, что им удастся увеличить производство за счет бурно растущего китайского рынка. Действительно, по прогнозам, в ближайшие годы потребление меди, стали и алюминия в Китае вырастет. Но значительная часть этого спроса будет покрыта за счет производства, которое будет налажено непосредственно на территории Поднебесной. Потому алюминщики не могут бессистемно увеличивать мощности, без учета того, что спрос на российскую продукцию будет ограниченным и в Китае.

Схожую политику проводит и вторая алюминиевая компания - "СУАЛ". Как отмечает член правления "СУАЛа" Алексей Гончаров, в среднем около 20% инвестиций направляется именно в производство продукции из алюминия, но окупаемости этих проектов стоит ждать не раньше чем через 3-5 лет. К тому же продукция из алюминия направляется в основном на внутренний рынок, а западные потребители готовы потреблять первичный алюминий из России, а не алюминиевые банки или фольгу. Главный же проект компании - "Коми-Алюминий" в первую очередь предусматривает увеличение отечественных запасов бокситов, то есть направлен на расширение ресурсной базы.

У черных металлургов тоже немного возможностей, чтобы захватить новые рынки. После того как отечественные сталевары приобрели несколько убыточных предприятий, наступило затишье. Первым, полтора года назад, Dansteel - датского производителя стали, находящегося в состоянии банкротства, купил НЛМК, но сейчас, по информации "Финансовых Известий", в компании уже не слишком довольны приобретением. Проблема заключается в том, что в Европе отечественным металлургам пришлось работать в условиях тех же издержек, что и другим производителям, а приобретенные активы изначально были не самыми прибыльными. Впрочем, окончательно понять, принесет ли сталеварам стратегия приобретения недорогих западных предприятий некоторые преимущества, можно будет только через несколько лет. Любопытна позиция наиболее осторожного в западных проектах "Евразхолдинга". Как рассказал "Финансовым Известиям" старший вице-президент "Евразхолдинга" Андрей Севенюк, компания изучает возможные активы вне России, "но не в Европе или США". При этом он отмечает, что "хороших активов, которые можно купить, в мире не слишком много".

Тем не менее от стратегии выхода на зарубежные рынки металлурги полностью не отказываются. Как объяснил "Финансовым Известиям" гендиректор "Северстали" Анатолий Кручинин, на хороших рынках с высоким спросом примерно 20% мощностей имеют высокую затратность. И, наоборот, есть 25% мощностей с низким рынком и с низкими затратами. Россия представляет собой классический низкий рынок - мощности в стране рассчитаны на 60 млн тонн, а потребление не превышает 25 млн тонн.

Не исключено, что металлурги вынужденно поменяют стратегию. Максим Матвеев не исключает, что они перейдут к политике заключения стратегических альянсов с крупными и более успешными зарубежными сталелитейными компаниями. Однако для этого им надо будет всерьез озаботиться проблемами капитализации собственных предприятий. Капитализация предприятий черной и цветной металлургии, однако, до сегодняшнего дня остается удивительно низкой. Некоторого успеха в этой области добились лишь "Норникель" и "Северсталь". Заявили о желании повысить рыночную стоимость своих акций алюминиевые компании "Русал" и "СУАЛ". Однако предприятия "Русала", надо отметить, пока не перешли даже на единую акцию. Даже безусловный лидер среди отечественных металлургов - "Норникель", несмотря на позитивные отзывы инвесторов, оплачивал слияние с американской компанией не своими акциями, а долларами и палладием.

Большинство компаний лишь планирует повысить рыночную стоимость своих акций. При их нынешней политике - покупки убыточных предприятий за рубежом или поставок полуфабрикатов для других западных предприятий рост капитализации по большому счету не нужен. Однако шансы заинтересовать в себе потенциальных партнеров по маркетингу или проведению единой сбытовой политики этом случае невелики. Не случайно наиболее активные действия по увеличению рыночной стоимости своих акций прилагают компании "СУАЛ" и "Северсталь". Первая создает единую компанию с Fleming, а это как раз консалтинговая компания, не имеющая существенных производственных активов, а вторая активно сотрудничает с крупнейшей в мире сталелитейной компанией Arcelor. Очевидно, что за ними уже в ближайшее время должны последовать и остальные компании. Иначе отрасли так и не удастся реализовать на практике свое главное преимущество - низкие издержки и высокую производительность. Если же они не поторопятся, то могут дождаться улучшения рентабельности у западных компаний, но в этом случае в сотрудничестве с ними на равных заинтересованных будет куда меньше.
Кирилл Пальшин "Известия"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции