«Петропавловск» займет место ВСМПО на китайском титановом рынке?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
01.10.2010
«Петропавловск» займет место ВСМПО на китайском титановом рынке?
Группа компаний «Петропавловск», принадлежащая известному финансисту и промышленнику Питеру Хамбро и Павлу Масловскому, намерена выйти на китайский рынок титана. Она будет производить в Поднебесной титановую губку в объемах 15 тыс. т ежегодно начиная с 2013 г. Группа реализует на территории Китая самый крупный среди всех российских компаний инвестпроект: совместно с китайской алюминиевой компанией Chinalco строит завод по производству титановой губки в городе Дзямусы. провинция Хэйлунцзян Как стало известно «Маркеру», доля «Петропавловска» в проекте ― 65%, общий объем инвестиций — $350 млн, на сегодняшний день капзатраты уже составили $32 млн. Проект может нарушить планы выхода на китайский рынок крупнейшего российского производителя титана «ВСМПО-Ависма», о которых компания заявляла в начале 2010 г. Зато новое производство решит проблемы быстроразвивающихся авиационной и военной промышленности Китая.

Как «Петропавловск» помешает «ВСМПО-Ависме»

Как стало известно «Маркеру», запуск производства в Китае намечен на 2011 г., на проектную мощность 15 тыс. т в год новый завод выйдет в 2013 г. Сырье для производства губки будет поставляться с Ольмекинского горно-обогатительного комбината в Амурской области. Это негативный сигнал для «ВСМПО-Ависмы». Мощности крупнейшего производителя российского титана составляют 28 тыс. т в год. А в июле 2010 г. руководство компании заявило о намерении инвестировать в строительство нового завода по производству губчатого титана на дополнительные 10 тыс. т губки в год.

Но в 2009 г. «ВСМПО-Ависма» выпустила только 20 тыс. т титана, что почти на 30% ниже пикового значения 2007 г. Поэтому у компании есть потенциал роста, тем более что спрос на титан и цены на него увеличиваются значительными темпами. При этом, по прогнозу исследовательской компании Roskill, производство титановой губки в мире в 2010 г. составит 150 тыс. т, что примерно на 25 тыс. т больше, чем в 2009 г.

В феврале 2010 г. замгендиректора «ВСМПО-Ависмы» по маркетингу и сбыту Олег Ледер заявлял, что, хотя потребность китайской авиации в титановой продукции пока составляет 1,5 тыс. т в год, значительные объемы необходимы Китаю в других отраслях промышленности. «Здесь предъявляются не такие высокие требования к металлу, не такая длительная и сложная процедура сертификации», — говорил Ледер.

Китаю нужно больше титана

«Китай — это перспективный рынок, там в последнее время росли темпы производства титановой губки, однако вопрос упирался в качество этой губки. Она не годилась для дальнейшего производства из нее авиационного титана, тем более титана для авиадвигателей», — говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Марина Алексеенкова.

Поэтому Китай начал активно осваивать сырье за рубежом. В августе 2010 г. китайская China Metallurgical Group подписала в ЮАР соглашение об освоении ильменитового проекта ежегодной мощностью 1 млрд т руды. В его рамках предполагается производить титан и чугун. А в Северо-Казахстанской области разрабатывается Обуховское титаноциркониевое месторождение. Сырье будут экспортировать в Россию и Китай, а часть — перерабатывать на Усть-Каменогорском титаномагниевом комбинате и поставлять в Южную Корею.

Титан для китайской армии

В самом Китае производится очень много титановой губки, но ее качество — одна из причин, по которым Поднебесная пока не может обеспечить себе полную самостоятельность в авиастроении, прежде всего военном. Технологию производства современных боевых самолетов Китай получил от России. В первой половине 1990-х гг. Китай закупил у России 46 истребителей Су-27, а в 1998-м заключил контракт на сборку у себя 200 таких машин под собственной маркой J-11. В 2004 г. китайские инженеры решили, что полностью переняли технологию, и не стали продлевать лицензию, решив делать модификацию самолета J-11B своими силами. Примечательно, что недавно представленный публике первый китайский палубный истребитель J-15 внешне практически ничем не отличается от российского Су-33.

Однако, повторив внешний облик и технические решения, китайские инженеры не смогли обеспечить должное качество копий. Так, модификацию J-11B китайцы не могут довести до приемлемого уровня до сих пор ― в августе сообщалось, что у самолетов из второй партии истребителей J-11B, произведенной в конце 2009 г., в ходе приемочных испытаний, проводимых ВВС КНР, в воздухе возникли вибрации. Поэтому ВВС до сих пор отказываются принимать 16 самолетов.

Причина неудач китайских авиаконструкторов в том, что материалы китайского производства не соответствуют российскому или американскому уровню ни по структуре, ни по качеству. Особенно это сказывается на авиадвигателях — из-за некондиционных материалов, в том числе титановых, их ресурс до первой переборки составляет лишь 500 часов. Российский титан должен решить эту проблему.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: