Иностранный штрипс начнут вытеснять
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
27.10.2010
Иностранный штрипс начнут вытеснять
Строительство систем транспортировки газа и нефти не прекращалось. Объёмы перевозок высокодоходного груза – труб большого диаметра (ТБД) выросли по сравнению с прошлогодними показателями в разы. «Гудок» попытался проанализировать, что будет происходить с этим сегментом перевозок в ближайшие три года, исходя из планов строительства газо- и нефтепроводов.

Что строим?

До 2020 года основным внешним рынком российских углеводородов останутся страны Европы. По мере освоения ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и строительства новых газо- и нефтепроводов появляется выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где основной спрос ожидается в Китае, Японии, Корее.

Доставлять нефть и газ из отдалённых мест их добычи до потребителя наиболее эффективно трубопроводным транспортом. В данный момент реализуются три проекта строительства газопроводов (Бованенково – Ухта – Торжок, «Северный поток» и Сахалин – Хабаровск – Владивосток) и два проекта нефтепроводов (Восточная Сибирь – Тихий океан и Балтийская трубопроводная система). Кроме того, достигнута договорённость с другими странами, по которым пройдёт нефтепровод Бургас – Александруполис.

Общая протяжённость магистральных газопроводов, намечаемых к строительству на период 2010–2012 годов, оценивается в 7,4 тыс. км. Учёные из Центрального научно-исследовательского института чёрной металлургии им. И.П.Бардина посчитали, что общий вес труб, из которых будут построены газовые транспортные системы, составит порядка 4,7 млн тонн. Строящиеся нефтепроводы общей длиной 3,9 тыс. км они оценили в 1,3 млн тонн. Итого, чтобы реализовать свои проекты, «Газпрому» и «Транснефти» понадобится около 6 млн тонн трубной продукции.

Ещё около 4 млн тонн ТБД, по данным специалистов, необходимо для того, чтобы отремонтировать действующие газо­нефтепроводы. Основная масса нефтепроводов (70%) проработала уже больше 33 лет, причём порядка 40% нефтепроводов эксплуатируется 40 и более лет, порядка 48% газопроводов служит свыше 33 лет, 42% – 20–30 лет и 10% – 10–20 лет.

Учёные констатируют, что для решения проблемы более полного и безопасного использования природных энергетических богатств России требуется развитая и надёжная в эксплуатации транспортная система сбыта нефти и газа. Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо ремонтировать до 3–4 тыс. км газопроводов в год, в том числе с заменой труб 2–2,7 тыс. км. Для того чтобы поддерживать в нормальном состоянии действующие нефтепроводы, трубостроителям необходимо поставлять ежегодно ещё около 500 тыс. тонн своей продукции, а в адрес газовиков на те же нужды – около 900 тыс. тонн ТБД.

Металлургам – подтянуться!

Сейчас ТБД производятся на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ), Ижорском и Волжском трубных заводах, а также на недавно запущенном в эксплуатацию Челябинском трубопрокатном заводе. Суммарные мощности этих предприятий составляют 2,8 млн тонн ТБД в год. Спрос на такие виды труб по заявленной потребности «Газпрома» и «Транс­нефти» оценивается в объёме 2 млн тонн в 2010 году, 1,7 млн тонн в 2011 году и 1,8 млн тонн в 2012 году. Таким образом, можно говорить о том, что отечественные трубные компании создали условия для полного обеспечения ТБД нефтегазового комплекса страны.

Но даже при том, что мощности трубостроительных предприятий превышают потребности нефтяников и газовиков, поставки осуществляются неравномерно и часто срываются. Об этом на совещании премьер-министра Владимира Путина и металлургов, которое прошло в июле этого года в Челябинске, заявил глава «Транс­нефти» Николай Токарев. По его словам, вина лежит на металлургах, которые не обеспечивают трубостроительные предприятия широкоформатным листом (штрипсом) в нужном объёме.

«По итогам первого полугодия 2010 года более 50% труб, изготовленных для «Газпрома», сделаны из импортного трубного листа», – заявил тогда Николай Токарев. Он же отметил, что в этом году были серьёзные срывы поставок труб. «По некоторым контрактам поставки срывались до 90 дней, что привело к вынужденному простою подрядных организаций и ставит под угрозу своевременный ввод строящихся объектов», – доложил Владимиру Путину глава «Транснефти».

В 2009 году трубная промышленность получила всего 440 тыс. тонн необходимого штрипса для изготовления ТБД. Этот дефицит в итоге позволил уступить место зарубежным производителям там, где у России приоритет. Например, ожидалось, что большие объёмы труб потребуются для строительства «Северного проекта». Однако на долю ВМЗ, основного российского поставщика труб на этот проект, придётся только 25% требуемого объёма труб, при этом доля России в инвестициях на строительство этого трубопровода составляет 51%. В прошлом году на Магнитогорском металлургическом комбинате введён в строй стан-5000, однако его мощности не покрывают потребностей трубников и строителей трубопроводных систем. Поэтому в следующем году такой же стан планируется запустить на ВМЗ. По мнению экспертов, к 2012 году российские металлурги смогут поставлять трубостроителям до 2,5 млн штрипса ежегодно, и тогда импортные поставки штрипса можно будет сократить до минимума.

А потом куда?

Предполагается, что часть производства широкоформатного листа после выстраивания стабильности на внутреннем рынке будет использована в других отраслях: в строительстве мостов, нефтяных платформ, изготовлении резервуаров для нефти и нефтепродуктов, а также в судостроении.

Потребность в широкоформатном листе для этих целей на 2012 год оценивается в 380 тыс. тонн при оптимистическом сценарии развития этих отраслей и в 250 тыс. тонн – при более низких темпах их роста. Кроме того, на российских производителей труб рассчитывают и в Центральной Азии. В ближайшие годы Туркмения, Казахстан и Узбекистан планируют соорудить четыре новых экспортных газопровода: Транс­азиатский – в Китай (7000 км), Бейнеу – Бозой – Кызыл-Орда – Шымкент (Казахстан – 1510 км), Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия (1680 км), Новый Прикаспийский газопровод (1700 км), а также запланирована реконструкция Прикаспийского газопровода.

Российские компании уже включились в тендерную борьбу за эти дорогостоящие заказы. ОАО «Трубная металлургическая компания» и ОАО «Выксунский металлургический завод» уже поставляют трубы для строительства транс­азиатских газопроводов. Это необходимо делать даже на фоне внутреннего дефицита в ТБД, потому что рынок могут полностью занять китайские трубостроители, которые активно проявляют интерес к центральноазиатским проектам. По данным ЦНИИ чёрной металлургии им. И.П.Бардина, по результатам оценки, учитывающей продолжительность строительства газопровода, практику закупки труб и сортамент, определён возможный спрос на российские трубы для строительства газопроводов в Центральной Азии: на период 2009–2012 годов объёмы экспорта ТБД из России могут составить два миллиона тонн.

Клим Палеха
"Гудок"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: