Чинейское месторождение останется неразработанным?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
18.11.2010
Чинейское месторождение останется неразработанным?
У этого 20-летнего проекта были взлёты и падения. Вдоволь и того, и другого. Но такого упадка, как текущий, еще не отмечалось. Он все больше и больше становится похожим на отказ от лицензии. Так надо ли затягивать этот процесс?

Давно славятся земля каларская, читинское Прибамье своими хозяйственно-освоенческими проектами. Удоканский, Чинейский, Катугинский, Апсатский, Сакунский – это самые известные. По долгу журналиста пишу о них более сорока лет. И смею утверждать: продвигаем мы эти проекты очень даже причудливо, извилисто. После широкомасштабной удоканской геологоразведки 60-х – начала 80-х годов не было такого, чтобы осваивалась хотя бы парочка проектов враз. То один, то второй, то третий… Ни один их них пока не доведён до конца, не доведён до выдачи проектной продукции. Почти у всех есть начала, у всех то взлёты, то падения, и смотрятся они впечатляюще лишь в камерально-бумажном или трибунном исполнении. И постоянно нас, северян, давит вопрос: кто и по какому принципу устанавливает очередь в этом освоении?

2010 год, что более-менее благополучно продвигается к финишу, войдет в каларскую летопись исключительным – на взлёте сразу два проекта: Апсатский и Удоканский. Душа журналистская радуется, когда видишь эти довольно активные подвижки в горах Кодара и Удокана, гадаешь, понятно, надолго ли хватит очередного рвения. Уж простите за такие грубоватые слова. Может быть, их и не надо? Но как забыть о том, что на этом освоенческом фронте было вчера, позавчера?

А была очень даже деятельная, притягательная Чина с её богатейшим рудным ресурсом (титаномагнетиты, медь, ванадий, платина и многое прочее). Была… Истины ради надо сказать: она и есть. Но она безлюдная (только два сторожа), она замерла. Как минимум, до будущей весны, поскольку такое предприятие запустить зимой – дело весьма затратное. А ведь, в сравнении с другими проектами-лицензиедержателями, у этого – достаточно известные, давно испытанные хозяева: «Базовый элемент», «СоюзМеталлРесурс», «Забайкалстальинвест». Но так и просится вопрос: почему же они, так громко объявляя свои стратегические намерения в отношении Чины, так много уже сделав на этом объекте, проявляют несостоятельность сегодня?

Чинейский проект свой большой отсчёт ведёт с 1991 года, когда было организовано горнометаллургическое предприятие «Забайкалстальинвест». С 2003 года через управляющую компанию «СоюзМеталлРесурс» оно вошло в «Базовый элемент». Олег Дерипаска был однажды на Чине (ожидали его и в прошедшем сентябре), он в компании с министром путей сообщения многое пообещал. Уместно подчеркнуть, что именно за эти истекшие семь лет здесь сделано в разы больше того, что можно отдать предшествующему этапу. Вложено в проект более тридцати миллионов долларов. Восстановлен и почти заново отстроен отличный вахтовый посёлок со всей инфраструктурой. Пробурено шестнадцать километров разведочных скважин, проложено пятнадцать километров подъездных автодорог, подготовлен первый карьер, для чего потребовалось разбурить, взорвать и переместить миллион кубометров грунта. А главное достижение – сформирован рабочий коллектив в три с половиной сотни опытных специалистов. Я довольно часто бывал на объекте и видел, как трудились эти люди на двухкилометровых горных отметках, как они одолевали эти скалы, ураганные вершинные ветры, рекордные снега (Чина – это каларский полюс снега). И разогнать такой коллектив, коллектив, сформированный в условиях малонаселённого Севера, - уму непостижимо.

Самое расхожее оправдание у них: «мы закончили геологоразведочный этап, сейчас готовимся к следующему». От лукавого это. Прежде всего, «Забайкалстальинвест» – это, как уже сказано, горно-металлургическое предприятие, что и говорит о его основной деятельности, направленности. Лидеры «СоюзМеталлРесурса» при заходе на Чину делали основную ставку не на геологоразведку, а на разработку месторождения с выпуском конечной продукции, легко доказывали, что здесь все процессы будут развиваться плавно, переходя из стадии в стадию. Кстати, об этом знал, на это нацеливался и формируемый коллектив.

За эти семь лет переоценены запасы участка Рудного, судя по всему, первоочередного. Называется показатель – 90 миллионов тонн медной руды. Конечно же, для хорошего предприятия, мечтающего быстрее окупить затраты на строительство, трудиться прибыльно, этого маловато. Но почти рядом есть Верхнечинейский медно-рудный участок, куда бы и надо направить геологоразведку, а не объявлять её завершенной и разгонять. Но об этом здесь говорят лишь между делом.

Для запуска обогатительной фабрики на участке Рудном «СоюзМеталлРесурс» называет 2012 год. Сегодня, когда Чина пребывает в коме, это выглядит пустословием, стремлением сохранить лицензию. И совсем уж нереальными видятся их планы по участку Магнитному – «запустить этот актив в конце 2016 года». А ведь прежде всего под освоение этого объекта строилась железная дорога Чара-Чина-Карьерная. 72,5 километра рельсов главного пути с последним пикетом у самых-самых титаномагнетитов ржавеют с 2001 года, на многих километрах их вообще уже не видно – они засыпаны камнепадами. Три года назад иркутский проектный институт «Востсибтранспроект» вернулся к своему детищу и подсчитал, что для восстановления этого подъезда к Чине требуется без малого двенадцать миллиардов рублей – на четыре миллиарда больше, чем было вложено в первичное строительство.

Мы при случае и без случая отмечаем разворотливость «СоюзМеталлРесурса» на Жирекене, хвалим его, и это вполне заслужено. Есть что отметить и в Чинейском проекте. Но давайте будем считать сделанное лишь началом и придадим этому началу более обнадёживающий характер.
Анатолий Снегур, «Забайкальский рабочий», №199

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: