Особенности российского золота
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
13.02.2014
Особенности российского золота


Российский ювелирный рынок многолик и неоднозначен. По своим предпочтениям он все больше тяготеет к западному образцу потребления, по объемам продаж – уверенно конкурирует с ближневосточными странами, пропуская вперед только Индию, Китай и США, по способам регулирования – остается типично российским. Чем живут его участники и чего они ждут, в интервью порталу MetalTorg.Ru и журналу «Металлургический бюллетень» рассказал исполнительный директор ювелирной компании «Адамас» Максим Вайнберг.

«Адамас» занимал в 2012 г. на рынке ювелирных украшений порядка 5% по объемам производства и 12% по объему продаж. Изменилась ли эта цифра за последний год?
– Официальной статистики, которая позволяла бы оценить итоги 2013 года для ювелирной отрасли, на данный момент нет, но по нашим экспертным оценкам доля АДАМАС по объему производства составляет порядка 7-8% российского рынка, пропорционально изменилась доля в объеме продаж.

Практически весь последний год цены на золото снижались. Отражалось ли это на объемах сбыта изделий? Например, WGC сообщает, что по итогам 2013 г. потребление золота в России выросло примерно на 5%.
– Биржевые цены на золото влияют на рынок B2B. Розничные продажи к ним не привязаны, поэтому стоимость ювелирных изделий стабильна. Мы не располагаем инструментами, которые позволили бы оценить объемы потребления золота в масштабе всей России, но АДАМАС, действительно демонстрирует прирост, и я полагаю, что приведенная вами экспертная оценка объективна.

Как вы считаете, приобретая золотые украшения, преследуют ли наши граждане цель вложения и сбережения денег (тезаврации)?
– В советское время тезаврация действительно была одной из моделей потребления. До сих пор выпускается ряд изделий именно для этой цели – маленькие золотые слитки, крупные украшения с минимальной наценкой на стоимость ювелирной работы. Но в основной массе спрос сейчас смещается в сторону так называемого fashion-потребления, т.е. использования ювелирных украшений как элементов одежды, дополняющих образ аксессуаров, с помощью которых можно подчеркнуть роскошь, вкус, и все меньше они рассматриваются как способ тезаврации.

Помогает или мешает снижение котировок золота финансовым результатам ювелирных компаний?
– Отчасти помогает, т.к. снижается себестоимость. Но при этом стоимость золота — биржевой инструмент, и ее нестабильность затрудняет долгосрочные прогнозы. В любой момент тренд может измениться, и мы обязаны быть готовы к этому.

Что в наибольшей степени формирует стоимость ювелирного изделия? Т.е., к примеру, что для предприятия было бы предпочтительнее: рост цен на золото, изменение курса рубля, снижение тарифов на электроэнергию или налоговые изменения?
– Сопутствующие расходы к размеру исходной себестоимости ювелирного изделия составляют порядка 10%, поэтому наиболее действенным фактором для нас является цена золота в рублях, включающая в себя и изменение курса рубля по отношению к доллару, и изменение самой цены золота.

От мелких ювелирных мастерских и частных ювелиров доводится слышать жалобы на проблемы с доступностью золота. Объяснения выдвигаются самые разные, вплоть того, что на рынке существует дефицит, возникший из-за накопления золота коммерческими банками и удвоения запасов золота в золото-валютных резервах страны с 2008 года. Сталкивалась ли Ваша компания с подобными сложностями?
– У производителей любого масштаба такой проблемы нет, банки совершенно спокойно продают золото. У частных ювелиров, которые не зарегистрированы как предприниматели, не состоят на учете в пробирной инспекции, сложности действительно могут быть.

А как Вы можете прокомментировать тот факт, что многие производители ювелирных изделий сейчас развивают практику приема золота у населения и обмена его на новые изделия? Причем прием золота может идти даже по ценам выше ломбардных.
– Это еще один инструмент конвертации, характерный не только для ювелирной отрасли. Если обратите внимание, трейд-ин сейчас активизировался везде: в продажах автомобилей, мебели, электронной техники. Используется принцип «Приносите старое ненужное – мы обменяем на новое нужное». Для наших покупателей это хороший способ бюджетного обновления аксессуаров: ювелирные украшения, которые давно лежат в шкатулке, не актуальны тенденциям моды или просто разонравились, можно довольно легко обменять на новые. Для нас, как для компании это с одной стороны стимулирование продаж, с другой стороны – один из инструментов формирования лояльности в долгосрочной перспективе. Мы считаем широкий спектр сервисных услуг в салонах АДАМАС нашим конкурентным стратегическим преимуществом.

Многие производители и продавцы ювелирных изделий жалуются на поток импортных изделий, в значительной своей массе попадающих на российский рынок нелегально. Какую долю нелегальный импорт занимает на российском рынке?
– Проблема контрафакта действительно существует. Сегодня таможенная пошлина в паре с НДС автоматически поднимают цену при пересечении границы на 45% и это, безусловно, главный фактор, способствующий сегодня росту теневого бизнеса. По различным экспертным оценкам, доля нелегального импорта оценивается сегодня в 20-40%.

По Вашему мнению, нужно ли и можно ли бороться с этим потоком импорта?
– Мы предлагали ряд инициатив для решения данного вопроса. Их можно обобщить до трех основных возможных путей: контроль розницы на предмет легальности оборота; снижение таможенных пошлин на продукцию; снижение таможенных пошлин на продукцию или компоненты продукции, не производимые в России.
Любое из этих решений существенно снизит объем контрабанды и увеличит поступления в бюджет. Самый простой вариант – открыть границы и отменить пошлины. В этом случае контрабанда станет бессмысленна и конкурентоспособность продукции для потребителя станет очевидна. При этом выиграет и потребитель, и государство, так как объемы реализации существенно увеличат налоговые поступления. Еще один возможный вариант — снизить или отменить пошлины на продукцию, производимую не в России, например, мелкие бриллианты. Это снизит цены для конечного потребителя и также позволит российским производителям увеличить объемы производства. На мой взгляд, бороться с контрабандой нужно не на границе и не у производителя, а в торговой точке. Необходимо усилить контроль за легальностью происхождения продукции в пункте конечной реализации. Да, это сложно с точки зрения менеджмента, но эффективность будет в разы выше, чем от наблюдаемой нами политики создания мегарегуляторов, которые лишь увеличивают издержки содержания отрасли.
Аналитическая группа MetalTorg.Ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: