Кто на новенького?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
22.07.2003
Кто на новенького?
Телевизионные кадры, демонстрирующие высадку "десанта" из одетых в камуфляж бойцов, которые штурмуют завод или фабрику, стали сегодня приметой времени. Обыватель понимает - идет передел собственности. Мало кто задумывается над тем, законны ли действия "захватчиков". Еще меньше тех, кто знает, что бойцов на такие "крестовые походы" часто "благословляют" государственные чиновники. Те самые, которым по должности положено защищать предприятия от произвола бизнес-хищников.
На сей раз в жерновах "черного" передела оказался Коршуновский горно-обогатительный комбинат, одно из крупнейших предприятий Иркутской области. В минувший понедельник при помощи местной милиции там была предпринята попытка перехватить управление комбинатом. Схема обычная: ближе к вечеру, в 21.30, "специальные" сотрудники правоохранительных органов высыпали из автобуса и с ходу буквально врезались в плотные ряды работников предприятия, не желающих пускать "агрессоров" на родной комбинат. Никаких попыток со стороны штурмующих начать переговоры, никакой демонстрации документальных оснований для захвата. Только резиновые дубинки, опустившиеся на спины защитников комбината, меткие пинки и, как апогей, травля людей слезоточивым газом.

Штурм длился всего 15 минут. После чего бойцы отчалили восвояси на автобусе, а 13 работникам ГОКа понадобилась "скорая помощь".

Поводом для того, чтобы на комбинате побывали вооруженные люди, стало решение Арбитражного суда Иркутской области о замене внешнего управляющего Коршуновским горно-обогатительным комбинатом, что фактически санкционировало новый этап в истории банкротства предприятия. Теперь около пяти тысячи работников ГОКа в любой момент могут оказаться на улице. Именно поэтому сегодня они встают в пикеты, пишут письма государственным чиновникам. Впрочем, обо всем по порядку.

Коршуновский ГОК, который в следующем году отметит свое 40-летие, почти все эти годы являлся поставщиком руды для единственного предприятия - Западно-Сибирского металлургического комбината, входящего сейчас в состав группы "Евразхолдинг". Сразу после дефолта, в ноябре 1998 г., ГОК оказался в тяжелейшем кризисе. И на предприятии была введена процедура внешнего управления. Окончательное банкротство для комбината могло наступить уже через год, однако ГОКу дали шанс и внешнее управление продлили еще на 10 лет под поручительства местной администрации и администрации Иркутской области.

В начале прошлого года Запсиб перестал покупать продукцию горно-обогатительного комбината. Предприятие встало. Росли долги, социальные программы были заброшены. Было ясно, что кемеровские металлурги затеяли игру неспроста. "Евразхолдинг" прозрачно намекал, что закупки руды возобновятся, если ГОК перейдет к нему в собственность.

Холдинг СУАЛ, владеющий на тот момент Коршуновским ГОКом, стал искать нового стратегического партнера. И вскоре нашел. Им стало ОАО "Мечел", который постепенно стал потреблять около 300 тыс. тонн продукции Коршуновского комбината. Предприятие заметно ожило и даже начало получать прибыль. Оптимизма прибавилось еще больше, когда "Мечел" смог погасить все задолженности ГОКа перед кредиторами.

Однако поднявшийся с колен комбинат вновь привлек к себе внимание "Евразхолдинга", который вдруг стал предпринимать колоссальные усилия для того, чтобы обанкротить своего бывшего партнера.

Именно в этот момент в судьбу Коршуновского комбината вмешалась Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Наблюдатели тут же усмотрели в этом неожиданном участии ФСФО в делах предприятия прямое следствие лоббистской деятельности "Евразхолдинга".

И действительно, в течение многих лет ФСФО занимала абсолютно нейтральную позицию по отношению к ГОКу. Теперь же эта служба стала фактическим инициатором введения на комбинате конкурсного производства. И когда эта процедура осуществится, в самом выгодном положении окажется "Евразхолдинг", который сможет на вполне выгодных условиях получить весьма перспективное предприятие в собственность и избавиться от конкурента в лице "Мечела" одновременно.

Механизм банкротства уже практически запущен. На сегодняшний момент КГОК фигурировал сразу в нескольких судебных разбирательствах. А совсем недавно Иркутский областной арбитраж по ходатайству ФСФО РФ принял решение об отстранении внешнего управляющего Коршуновского ГОКа Игоря Помельникова и рекомендовал свою кандидатуру.

Мало того, в конце июня тот же суд отказал в удовлетворении мирового соглашения, заключенного между ГОКом и "Мечелом" и признал недействительным собрание кредиторов, на котором это соглашение было принято.

Представители "Мечела" были от такого решения в недоумении. По их мнению, ситуация, складывающаяся в последние месяцы вокруг Коршуновского ГОКа, "свидетельствует о том, что российская экономика по-прежнему не свободна от применения административного давления, правового нигилизма и сильно коррумпирована". Гендиректор "Стальной группы Мечел" Алексей Иванушкин уже не стал скрывать своего отношения к происходящему и открыто заявил: "Действия руководителя ФСФО России Татьяны Трефиловой, губернатора Иркутской области Бориса Говорина, руководителя Управления МНС по Иркутской области Владимира Васькова носят заказной характер и ставят нормально работающее предприятие перед угрозой искусственного банкротства".

Надо сказать, что крайне неоднозначно в этой истории выглядит именно Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, потому что иначе как антигосударственными ее действия не назовешь. Так, если по плану заключения упомянутого мирового соглашения бюджеты всех уровней должны были получить более 2,3 млн. рублей, то при введении конкурсного производства, на котором настаивает ФСФО, в государственную казну поступит лишь около 0,6 млн. рублей. Так что судите сами, чьи интересы соблюдаются в этой ситуации - государства или кого-то еще.
Алексей Друнов "Московс кие новости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: