Цель оправдывает средства
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
13.10.2003
Цель оправдывает средства
Бизнес применяет "запатентованный" в акционерных войнах инструмент очищения предприятий от долгов для повышения их инвестиционной привлекательности


В начале октября состоялись конкурсные торги по продаже части имущества комбината "Носта" (Оренбургская область): реализованы сталеплавильное и прокатное производства. Единственным претендентом и покупателем стало ООО "Уральская сталь", представляющее, по некоторым данным, интересы собственников Носты - "Базового элемента" и структур Алишера Усманова. Процедура банкротства на Носте началась еще два года назад, за это время финансовое положение предприятия резко ухудшилось.

Работает одна и та же схема: по итогам процедуры конкурсного производства образуются чистые от многолетних долгов государству и инвестиционно привлекательные предприятия, способные выступать самостоятельными заемщиками на рынке капитала и избавленные от нагрузки в виде платежей по реструктурированной в свое время задолженности бюджетам и внебюджетным фондам.


Комбинат "Носта"

Собственный капитал сократился с 3,3 млрд рублей на 1.01.01 до 400 млн рублей на 1.01.03; текущие обязательства за тот же период выросли с 6,2 до 9,5 млрд рублей (в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами с 316 до 491 млн руб.); рентабельность сократилась с 8% по итогам 2000 года до 18% по итогам 2002-го, выручка осталась на уровне 2000 года.

Реструктуризация не помогла
Вспомним новейшую российскую историю. Еще несколько лет назад предприятия работали в условиях тотальных неплатежей. Ситуация изменилась после дефолта, когда расширившаяся денежная масса, благоприятная конъюнктура и приток нефтедолларов развязали узел неплатежей и бартера. Долги при этом никуда не делись. Продолжали "капать" пени и штрафы на просроченные платежи бюджетам и внебюджетным фондам, над массой промышленных предприятий висела опасность банкротства по инициативе государства. Тогда государство попыталось разрешить проблему с помощью реструктуризации задолженности. Возможностью воспользовались многие предприятия, распределив выплаты по долгам на десять лет и более вперед. Это помогло. Но, как выяснилось, не всем и ненадолго.

С точки зрения финансового состояния компании оставались банкротами: задолженность (пусть и долгосрочная) превышала годовые денежные поступления часто в несколько раз, реальный собственный капитал был отрицательным, ликвидность - на грани фола. В этих условиях единственное, на что могли рассчитывать предприятия, перехватить денег у материнской компании или брать короткие займы у банков "под честное слово".

В такой ситуации бизнес, озабоченный развитием компаний-должников, не стал дожидаться действий государства (впрочем, их не последовало), а с успехом применил уже опробованный в акционерных войнах инструмент избавления от долгов. Правда, на этот раз не для захвата собственности, а для создания условий привлечения инвестиций.

Во всех случаях схема выглядит одинаково. Собственник "надувает" кредиторскую задолженность предприятия аффилированным с ним структурам: таково необходимое условие для контроля над результатами голосования собрания кредиторов. Собрание голосует за введение процедуры конкурсного производства (заручившись предварительно поддержкой арбитражного управляющего, который должен быть лоялен собственнику, и другого крупного кредитора - государства в лице территориальных органов ФСФО). Следствием конкурсного производства становится продажа активов. Покупателем обычно выступает аффилированная с собственником структура.

В результате реализации схемы собственник получает чистое от долгов предприятие и избавляется от необходимости выплачивать накопленные за годы неплатежей долги, пени и штрафы федеральному и местным бюджетам и внебюджетным фондам. Государство получает деньги. В среднем по округу, по данным руководителя Межрегионального территориального органа ФСФО в Уральском федеральном округе Олега Козырева, по результатам процедур банкротства предприятий погашается 14 - 17 копеек на рубль кредиторской задолженности по обязательным платежам. На первый взгляд, немного. Но лучше синица в виде реальных денег, чем виртуальный журавль через несколько лет. Тем более что в значительной мере вина за эти долги лежит на самом государстве.

Инструмент промполитики
Описанную схему применили за последние два года многие собственники на подконтрольных предприятиях: "Базовый элемент" на челябинском заводе им. Колющенко, Металлургический холдинг на Нижнесергинском металлургическом заводе, группа Геолинк на Златоустовском метзаводе. Именно так идет очищение от долгов Михалюма (владелец - Сибирско-Уральская алюминиевая компания), где конкурсное производство началось в мае, и миасского УралАЗа (принадлежит Руспромавто).

Результат везде одинаков. Вот пример: по свидетельству руководителя департамента внешних связей РусПромАвто Сергея Черных, освобождение от долгов сразу сказалось на финансовом состоянии автомобильного завода "Урал": "Если в прошлом году предприятие выплатило в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды порядка 684 млн рублей, то в нынешнем - 402,8. На предприятии реализуется несколько инвестиционных проектов, связанных с текущим обновлением основных фондов: создание новой кабины, перевод продукции на стандарт "Евро-2", НИОКР и т.д.). Общий бюджет по этим программам на 2004 год - 324 млн рублей". Были бы запущены эти программы на прежнем УралАЗе - большой вопрос.

Описанная схема очистки предприятий от долгов хорошо известна, она многократно подвергалась жесточайшей и вполне справедливой критике, поскольку разрушает и без того непрочный институт частной собственности. Но это "палка о двух концах", и в данном случае используется как раз второй конец инструмента. Схема "запатентована" российским бизнесом как механизм повышения инвестиционной привлекательности компании. Государство, приняв закон о банкротстве, случайно вложило его в руки бизнеса вместе с "дубиной" для передела собственности. И бизнес им воспользовался. Не будем рассуждать, этично это или нет. Для развития бизнеса, привлечения инвестиций, возврата тех же долгов государству в виде будущих налоговых отчислений за счет растущей прибыли и реализации этот инструмент ничуть не хуже, чем централизованное списание долгов.


Дмитрий Толмачев "Эксперт-Урал"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: