Окно в Америку
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
27.10.2003
Окно в Америку
Глава «Северстали» Алексей Мордашов нашел путь на самый привлекательный для сталелитейщиков американский рынок, огороженный таможенными пошлинами. Его компания договорилась о покупке активов Rouge Industries, находящегося на стадии банкротства американского производителя автомобильного листа. Пока стороны только подписали соглашение о намерениях. Для завершения сделки понадобится одобрение суда по банкротствам США. Наблюдатели полагают, что процесс будет недолгим, -- «Северсталь» готова предоставить заводу-банкроту кредит в 30 млн долл. для осуществления нормальной работы во время оформления сделки.

Если учесть нужду многих российских предприятий в инвестициях (взять тот же автопром, которому не хватает денег для новых разработок), то спасение американского предприятия от банкротства вряд ли можно объяснить филантропическими побуждениями г-на Мордашова. Для «Северстали» приобретение убыточного Rouge, по объему производства проката уступающего череповецкому комбинату в три раза (2,7 против 8,7 млн тонн), -- это прежде всего расширение своего присутствия в США. В «Северстали», впрочем, это и не скрывают, говоря, что интерес и к американской Rouge, и к польской Dunaferr (сейчас «Северсталь» изучает тендерные документы, чтобы определиться с участием в тендере на этот актив) -- «часть глобальной стратегии предприятия по продвижению на мировой рынок».

Известно, что колебание цен на стальную продукцию в зависимости от региона составляет до 30%. Самым дорогим, а значит, и привлекательным для сталелитейщиков всего мира является рынок США (стоимость проката 300 долл./т, в Европе -- 280 долл., в Турции -- 250 долл.). Для России, не являющейся членом ВТО, он одновременно один из самых труднодоступных. Политика американского протекционизма (введение в марте 2002 года ввозных пошлин в 30% на прокат и оцинкованную сталь и от 8 до 15% на импорт полуфабрикатов) по отношению к сталелитейной отрасли охладила экспортный пыл российских металлургов и вынудила последних смириться с потерей гипотетических прибылей. По данным российского Союза экспортеров металлопродукции, за прошлый год поставки холоднокатаного проката составили лишь 14,5% от разрешенного объема 429 тыс. т. «Если до 2000 года у «Северстали» было 15%, то теперь ее доля на американском рынке стального проката не превышает и 5%», -- говорит аналитик Альфа-банка Максим Матвеев.

Попытки г-на Мордашова решить эту проблему, используя лоббистский ресурс (будучи главой рабочей группы РСПП, он убеждал всех в необходимости скорейшего присоединения России к ВТО), успехом не увенчались. Срок вступления в ВТО постоянно откладывается. Не пересмотрели США в августе и квоту на ввоз российской стали, предусмотренную всеобъемлющим соглашением о торговле от 1999 года, увеличив, правда, в три раза квоту на заготовку.

Став владельцем американского завода, в списке постоянных клиентов которого такие могущественные мировые автоконцерны, как DaimlerChrysler (10% всего объема продукции),GM (10%) и Ford (35%), «Северсталь» автоматически решает для себя проблему присутствия в США, приобретает значимость на мировом рынке проката и расширяет рынок сбыта.

Однако Rouge для Мордашова не только окно в Америку, но и источник значительной экономии, а впоследствии и прибыли, размер которой эксперты пока оценить не берутся. «Северсталь» может закрыть на Rouge часть более затратного производства (от руды до слябов), полагает Александр Пухаев из UFG. Затем, не изменяя общего объема производства, заместить американскую сталь на российскую (себестоимость которой за счет более дешевой рабочей силы, энергоресурсов и руды будет меньше чуть ли не вполовину) и тем самым увеличить объем продаж проката в США. Поставляемые с Череповца слябы будут прокатываться в лист уже на Rouge и отпускаться автоконцернам по американским расценкам, что в итоге обернется дополнительной прибылью для «Северстали». Американскому активу «Северстали» это также поможет быстрее выйти на уровень рентабельности. Правда, реализация подобного сценария, отмечает аналитик, займет немало времени.

Расширяя таким образом продажи, «Северсталь» сэкономит на таможне (пошлина на слябы ниже, чем на стальной лист) и на транспортных тарифах, которые опять же ниже для полуфабрикатов. Покупка американского актива для «Северстали» (в силу высокого внимания к металлургии местных властей) -- это также залог того, что в дальнейшем удастся уйти от квоты и пошлин.

Наблюдатели полагают, что в ближайшей перспективе «Северсталь» сможет поставлять слябы на свой американский завод в обход квоты в неограниченном количестве. Правда, в этом случае, полагает Александр Агибалов из «Атона», «Северсталь» может лишиться внутреннего рынка, поскольку сейчас российские мощности компании загружены на 90% (в 2004-м загрузка увеличится до 98%). Впрочем, отмечает эксперт, «Северсталь» может скупать заготовку на российском рынке (у ММК, НЛМК) для последующей перепродажи на рынке США.
Яна Викторова "Время новостей"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: