Логика алюминиевой монополии
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
17.11.2003
Логика алюминиевой монополии
Концентрация капитала в российской алюминиевой отрасли обусловлена объективными тенденциями мирового рынка. Эти же тенденции с неизбежностью заставят нынешних алюминиевых магнатов уже в ближайшие годы сделать свой бизнес прозрачным/
Все происходящее в алюминиевой промышленности России до самого последнего времени оценивалось лишь с точки зрения передела собственности. Мы попытались взглянуть на те же события иначе - с точки зрения развития мирового рынка алюминия. Получили интересный и, наверное, закономерный результат: процессы в российской алюминиевой отрасли в большей степени являются отражением глобальных тенденций и в меньшей - определяются национальной спецификой.

Альтернативный металл

Алюминий - один из основных конструкционных материалов. Из сплавов алюминия с другими металлами можно изготавливать множество изделий - от несущих конструкций зданий и сооружений до машин и бытовых приборов. Специфические физико-химические свойства этого металла определяют его потребительскую ценность. Сплавы на основе алюминия, в отличие от стали, не подвержены коррозии и при той же механической прочности кратно легче стали. В принципе человечество уже давно заменило бы сталь на алюминий, если бы не его цена. Несмотря на то что алюминия в земной коре гораздо больше, чем железа, тонна чистого алюминия на мировом рынке в 5-10 раз дороже тонны стали. Причина высокой стоимости - трудность получения чистого алюминия из его оксидов. Выплавка алюминия - в десятки раз более энергоемкий процесс, чем выплавка железа.

С развитием мировой экономики, по мере роста благосостояния людей, корпораций и стран, опережающими темпами увеличивается и потребление алюминия. В периоды высоких темпов прироста мирового ВВП (более 4% в год) производство алюминия растет гигантскими темпами (5-8%), а во времена замедления роста ВВП (не выше 2,5%) - сокращается (см. графики 1 и графики 3).

Однако цикличность ценовых колебаний на мировых финансовых и товарных рынках не отражается непосредственно на рынке алюминия. Движение исторических цен на алюминий (см. графики 2) отчетливо выявляет общую тенденцию их снижения. При этом до начала 50-х годов уменьшение цен определялось главным образом развитием технологий производства металла. Однако мы не стали свидетелями бурного роста производства и потребления алюминия - производство и тем более потребление алюминия с 80-х годов стало отставать от темпов роста экономики (см. графики 1). Возможно, это замедление неким образом обусловлено отставанием в развитии технологий обработки алюминия для гражданских, в том числе и бытовых нужд, в отличие от технологий авиационной, космической и оборонной индустрии, наработанных за время холодной войны.

Программа снижения издержек
Алюминиевое производство одно из самых энергоемких: для получения тонны металла расходуется 13-14 мегаватт-час электроэнергии, доля которой в себестоимости алюминия составляет 20-35%. Когда цены за тонну алюминия опускаются ниже 1300-1400 долларов, большинство производителей оказывается не в состоянии покрыть свои растущие издержки. Рентабельность производства алюминия у западных компаний в 2002 году резко снизилась - до 7,2% у Alcoa и до 0,8% у Alcan (против обычных 15-20%). В подобных условиях алюминиевые корпорации всеми средствами пытаются добиться снижения стоимости электроэнергии (график 4), а также ищут другие способы снижения себестоимости производства алюминия. Лидирующие на рынке транснациональные компании стараются упрочить свое положение за счет переноса мощностей в районы добычи алюминиевого сырья и в страны с низкой стоимостью электроэнергии.

Около 10% всего производимого алюминия изготавливается из лома (вторичный алюминий), а почти 90% выплавляется из обогащенных природных минералов (первичный алюминий). Производство первичного алюминия включает в себя три стадии: добыча алюминийсодержащего сырья (в основном это бокситы); переработка бокситов и получение очищенного глинозема (оксида алюминия); электролитическая выплавка чистого металла. Обычно стадии алюминиевого передела территориально разобщены. Добыча сырья (и выработка глинозема) сосредоточена в регионах с большими запасами соответствующих минералов. Австралия добывает около 45 млн тонн бокситов, Гвинея - 16,5 млн тонн, Бразилия - 12,5 млн тонн. На эти страны приходится почти 60% мировой добычи сырья и около 55% производства глинозема. Выплавка алюминия более привязана к источникам дешевой электроэнергии и районам потребления металла. Примерно две трети мирового производства сосредоточено сегодня в Китае, России, США, Канаде и странах ЕС (см. таблицу 1). В условиях неблагоприятной для производителей ценовой конъюнктуры одним из главных способов снижения издержек транснациональных алюминиевых холдингов становится обеспечение сырьевой безопасности и сбалансированности всех трех групп производственных мощностей.

Стремление к снижению расходов на энергию и необходимость обеспечения сырьевой безопасности стимулирует отрасль к вертикальной интеграции. Действия, предпринимаемые для сокращения издержек за счет контроля над рынком, приводят к интеграции горизонтальной. Концентрация производства в отрасли уже очень высока - восемь крупнейших компаний контролируют почти две трети рынка (см. таблицу 2). Основную часть прибыли отрасль получает от высоких переделов, поэтому производители-лидеры тяготеют к переносу центра образования прибыли от стадии выплавки алюминия к стадии производства проката и изделий из него.

Глобального улучшения не будет
В 1988 году цены на алюминий на Лондонской бирже металлов достигли локального исторического максимума - 2560 долларов за тонну. Эксперты ведущих мировых аналитических агентств - Merrill Lynch, Brook Hunt и Anthony Bird Associates - в один голос тогда прогнозировали дальнейший рост цен и увеличение объемов производства в течение как минимум пятнадцати лет.

Какие-то основания для этого прогноза, конечно, были. Например, в 80-х наблюдался быстрый рост производства в одной из главных алюминийпотребляющих отраслей (см. таблицу 3) - автомобильной промышленности. Одновременно увеличивалась и масса используемого в автомобилях алюминия: если в 1978 году на изготовление автомобиля расходовалось в среднем 60 кг этого металла, то в начале 90-х - уже 90 кг.

Надежды на быстрое возрождение отрасли умерли в 2001 году. Кризис мировой экономики и спад в авиастроении привели к уменьшению потребления алюминия. Закупки металла в 2002 году сократились на 2,8%, а производители оказались не способны вовремя отреагировать на сокращение спроса. По данным Brook Hunt, в 2002 году объем перепроизводства составил более 680 тыс. тонн, а в 2003 году, как ожидается, избыток предложения алюминия составит 962 тыс. тонн. Запасы металла на складах достигли максимальных с 1994 года значений и продолжают расти.

Несмотря на сокращение спроса, общее производство алюминия не уменьшилось. С одной стороны, продолжали строиться новые заводы возле источников дешевой электроэнергии. Например, в марте 2002 года Alcoa объявила о получении разрешения на строительство предприятия в Исландии стоимостью 1,1 млрд долларов и подтвердила планы инвестировать в расширение предприятий в Канаде и Китае.

С другой стороны, темпы роста производства поддерживались выходом на рынок новых игроков. Особенно неприятным для транснациональных алюминиевых компаний оказался быстрый рост производства алюминия в Китае. Всего за несколько лет эта страна превратилась из крупного импортера алюминия в его нетто-экспортера. Наращивают производство и страны Персидского залива, располагающие дешевой электроэнергией. Расширять мощности собирается, например, компания Dubai Aluminium из ОАЭ и бахрейнская компания Alba (в полтора раза - до 1,1 млн тонн в год).

По прогнозам AME Minerals Economic, предложение алюминия будет превышать спрос еще три-четыре года, а в 2003-2004 годах этот дисбаланс будет только возрастать.

Слабости русского алюминия
Российский алюминий занимает заметное место в мировом производстве, но куда важнее его особая роль для страны, ведь продажи алюминия - следующий после нефти и газа источник доходов бюджета. Почти вся алюминиевая промышленность консолидирована сегодня в двух корпорациях - "Русском алюминии" и СУАЛ-холдинге. В отличие от других подотраслей металлургии производство алюминия в России практически не испытало падения - заводы сумели быстро переориентироваться на внешние рынки, и с 1994 года объемы выплавки стабильно росли .

В условиях долгосрочной тенденции падения цен российская алюминиевая отрасль получила важные конкурентные преимущества - почти самую низкую в мире цену на электроэнергию, дешевую рабочую силу, невысокие транспортные тарифы. Однако преимущества эти не навсегда. Уже четыре года тарифы на электроэнергию и грузоперевозки растут, а значит, формируется долгосрочная тенденция к сокращению рентабельности бизнеса.

Российские предприятия из-за географической удаленности от источников сырья и районов потребления теряют на каждой тонне алюминия более 250 долларов, поэтому рост транспортных тарифов оказывается для них особенно болезненным. Грузопоток "Русского алюминия" только по территории России за год составляет более 25 млрд тонно-километров, в то время как у двух других крупнейших мировых производителей алюминия, Alcoa и Alcan, этот показатель почти в десять раз меньше.

Ограничены собственные возможности отечественных предприятий в обеспечении сырьем. Россия обладает незначительными запасами бокситов - около 400 млн тонн, что составляет менее 1% от мировых.

Еще одним слабым местом российских предприятий является преимущественная ориентация на изготовление продукции низких переделов - первичного алюминия в чушках, а не его проката. Если у крупнейших транснациональных компаний объем производства продукции высоких переделов в 2002 году примерно соответствовал выплавке алюминия, то у российских это соотношение составило лишь 1:7. А это - прямая зависимость от ценовой конъюнктуры.

Стратегия выживания
В начале 90-х еще не переориентированная на экспорт российская алюминиевая промышленность нуждалась в ежегодных закупках глинозема и бокситов за рубежом на сумму почти в миллиард долларов. Деятельный бизнесмен Лев Черной добился тогда налоговых льгот для заводов, работающих на давальческом рынке (по толлингу). И хотя сейчас прямых экономических резонов в этом уже нет (нынешние собственники отрасли в состоянии производить закупки даже без внешнего финансирования), льготы по толлингу остаются одним из главных конкурентных преимуществ российской алюминиевой промышленности.

Преимуществом служит и предельно высокая концентрация капитала в отрасли, поделенной между двумя корпорациями. Благодаря этому обстоятельству, например, частично решен вопрос с консервацией для них низких цен на электроэнергию (под контролем "Русского алюминия" и СУАЛ-холдинга находятся "Иркутскэнерго" и Красноярская ГЭС).

Возросла обеспеченность российских заводов и собственным сырьем за счет введения в строй новых мощностей по добыче бокситов в Коми (СУАЛ-холдинг) и Гвинее ("Русский алюминий"). Однако для полностью сбалансированного производства, что предполагает наличие собственного сырья и все три технологические цикла "в одних руках", при нынешних объемах выплавки алюминия им необходимо увеличить производство глинозема еще на 38%, а добычу бокситов - почти вдвое. А это потребует нескольких миллиардов долларов инвестиций.

Отчетливо проявляется намерение российских производителей переходить на высокие переделы алюминия. "Русский алюминий" к 2009 году планирует довести долю продукции с высокой добавленной стоимостью до 50% от общего объема производства, аналогичные планы имеет и СУАЛ-холдинг. За шесть месяцев 2003 года продукции из алюминия было выпущено больше, чем за весь 2002 год, что, кстати, объясняет некоторое сокращение экспорта российского алюминия в чушках (см. график 8). Но доля высоких переделов у нас все же гораздо ниже мировых показателей, а рост производства связан в основном с внутренним рынком. Западные конкуренты всячески препятствуют экспорту из России этих видов продукции.

В 2003 году "Русский алюминий" объявил о планах увеличения производства первичного алюминия в полтора раза в течение пяти лет, что потребует около миллиарда долларов, а менеджеры СУАЛ-холдинга заявили, что рассчитывают к 2010 году удвоить производство глинозема и алюминия.

Реализация стратегических планов отечественных компаний требует огромных финансовых средств. И тут компании сталкиваются с типичной для российского бизнеса проблемой - нехваткой "дешевых" длинных денег. Обслуживание кредитов российских банков обойдется компаниям в 150 млн долларов ежегодно. Поэтому для реализации всех заявленных планов собственникам алюминиевых холдингов почти неизбежно придется привлекать стратегических инвесторов. Однако тут есть сложность: и "Русский алюминий", и СУАЛ-холдинг до недавнего времени были одними из самых закрытых и непрозрачных отечественных предприятий. С такой характеристикой пробиться на западный финансовый рынок практически невозможно, даже потрясая миллиардными оборотами. Поэтому их новой корпоративной стратегий стало создание позитивного образа в глазах западных инвесторов для выхода на международные финансовые рынки. Пока сделаны только первые шаги. "Русал" в 2003 году впервые в своей истории представил публике отчет о своей деятельности и нанял советником Дика Торнбурга - бывшего генпрокурора США и заместителя генсека ООН. СУАЛ-холдинг, в свою очередь, заключил соглашение о стратегическом партнерстве и продвижении на мировой рынок с британская финансовой структурой Fleming Family and Partners, хорошо известной в западных финансовых кругах.









Иван Рубанов,Дмитрий Сиваков "Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: