Российское золото продадут на Запад
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
20.11.2003
Российское золото продадут на Запад
Иностранные инвесторы хотят вкладывать деньги в российскую золотодобычу, несмотря на то что ее рентабельность зачастую спорна

В среду британская компания Trans-Siberian Gold, владеющая несколькими золотодобывающими активами в России, разместила свои акции в секторе альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Результаты IPO показали, что интерес инвесторов к акциям Trans-Siberian Gold оказался высоким. По мнению экспертов, этот интерес обусловлен не только высокой текущей ценой золота на мировом рынке. Аналитики отмечают, что больше всего инвесторов привлекают российские месторождения, разведанные и частично обустроенные еще при Советском Союзе, – а значит, требующие меньше вложений. Поэтому, несмотря на специфические российские риски, иностранцы, скорее всего, будут продолжать вкладывать деньги в золотодобычу. Впрочем, инвесторам нужно тщательнее подходить к выбору активов – ведь рентабельность многих из них рассчитывалась исходя из технологий и экономических реалий СССР.

Компания Trans-Siberian Gold владеет лицензиями на разработку месторождений Родниковое и Асачинское на Камчатке и Ведугинское в Красноярском крае. Кроме того, компания также намерена провести разведку Нюектаминского месторождения в Якутии. Подтвержденные запасы всех разведанных месторождений Trans-Siberian Gold оцениваются в 1,6 млн унций, а суммарные с прогнозными – в 2,567 млн унций. «Мы только что закрыли подписку на акции, – сказал RBC daily менеджер по развитию бизнеса Trans-Siberian Gold Эндрю Диннинг (Andrew Dinning). – Первоначально мы рассчитывали получить от 13 до 15 млн фунтов стерлингов. Но спрос на акции превысил предложение, и мы рассчитываем получить более 15 млн фунтов». По словам г-на Диннинга, средства, полученные от IPO, будут направлены на разведку и подтверждение дополнительных запасов, в частности, на Ведугинском месторождении, расположенном близ крупнейшего в России месторождения – Олимпиадинского. Кроме того, на эти деньги будет разработано ТЭО новой шахты Родникового месторождения. Также компания планирует привести свои запасы к стандартам международной классификации. Это, отмечает Эндрю Диннинг, позволит компании привлекать средства в западных банках на более выгодных условиях.

«Рынок перегрет, поскольку цена на золото вот-вот превысит 10-летний максимум. И нередко за игру на этом рынке платят не реальную, а спекулятивную цену, – сказал RBC daily, комментируя результаты IPO, генеральный директор консалтинговой компании «НБЛзолото» Михаил Лесков. – Поэтому, по мнению целого ряда экспертов, успешным будет практически любое IPO, кто бы и где бы ни размещался». По его мнению, интересная особенность Trans-Siberian Gold заключается в том, что у этой компании практически нет активов в добывающих производствах, а есть лишь запасы – либо разведанные и только готовящиеся к добыче, либо пока находящиеся в стадии разведки. Кроме того, отмечает г-н Лесков, это первое выходящее на рынок предприятие, у которого активы находятся не просто в России, а в таком проблемном регионе, как Камчатка. «Во-первых, там пока не работает ни одно предприятие, добывающее рудное (а тем более – золоторудное) сырье, – говорит гендиректор «НБЛзолото». – Кроме того, как часто упоминается в прессе, на Камчатке очень силен так называемый «зеленый рэкет» со стороны международных природоохранных организаций. Так, в 1996-97 годах многие хорошие проекты на Камчатке были по сути блокированы природоохранными организациями – в том числе с подачи тех зарубежных компаний, которые не хотели появления конкурентов».

Кроме того, довольно существенные риски для иностранных компаний на российском рынке связаны с возможными имущественными спорами. Случаи таких конфликтов с вовлечением западных компаний в золотодобывающей отрасли не редкость. Trans-Siberian Gold, как отмечают аналитики, пытается решать эти проблемы по-своему. «Особенность этой компании заключается в том, что они добиваются стопроцентного владения своими проектами и таким образом существенно снижают риск потенциального конфликта, – сказал RBC daily аналитик британской консалтинговой компании Gold Fields Mineral Services Брюс Олуэй (Bruce Always). – Кроме того, при покупке месторождений они практически не наследуют от покупаемых ими компаний никакого оборудования». Эндрю Диннинг отмечает, что единственным активом Trans-Siberian Gold, не принадлежащим ей на 100%, является Асачинское месторождение – его компания контролирует на 90%. Опцион на покупку оставшихся 10% Trans-Siberian Gold, по словам г-на Диннинга, может исполнить после того, как будет одобрено ТЭО новой шахты, которое планируется закончить к 2005 году. Для того чтобы минимизировать риски, возникающие при общении с местными властями и бизнес-структурами, отмечает Брюс Олуэй, иностранные компании неизбежно должны идти на участие российского капитала. «Для работы в России иностранная компания должна иметь прочную российскую составляющую, – говорит аналитик GFMS. – Большинство инвестиционных стратегий предусматривают в капитале компании значительную долю для российских акционеров: у сторон должен быть обоюдный интерес». Обычно, по его словам, западные компании формируют совместное предприятие с 20% российского капитала. Не стала исключением из этого правила и Trans-Siberian Gold. По словам Эндрю Диннинга, российским акционерам (до размещения акций) принадлежало чуть больше пяти процентов в уставном капитале компании.

Однако, судя по всему, ни риски, ни сложности, связанные с их устранением, не отпугивают инвесторов от российской золотодобычи. Решающий фактор, по мнению экспертов, – это качество и степень разведанности ресурсов. Та же Камчатка, по мнению Михаила Лескова, является очень привлекательным регионом: во всем мире (в том числе и в России) объекты со столь высокими качественными параметрами уже отработаны. По словам г-на Лескова, параметры сегодняшних объектов на Камчатке примерно соответствуют качеству подобных объектов на Урале сто лет назад, благодаря тому что этот регион с точки зрения развития горнорудной промышленности до настоящего момента оставался практически нетронутым. «В России несколько иная ситуация в золотодобывающей отрасли, нежели в остальном мире. В течение прошлых лет разведка месторождений финансировалась государством, и в результате мы имеем много привлекательных активов, которые уже в значительной степени разведаны и разработаны, – отмечает Брюс Олуэй. – Многие шахты либо уже добывали золото раньше, либо, по крайней мере, имеют подтвержденные запасы». В результате, говорит он, притом что многие российские шахты недокапитализированы и для их введения в оборот не нужно очень больших затрат, участие западных компаний в этой отрасли будет расти еще в течение четырех-пяти лет.

Российские эксперты соглашаются с тем, что разведанные запасы золота в России действительно могут быть интересными. Однако они отмечают, что интерес инвесторов порой сосредоточен на «раскрученных» месторождениях, рентабельность и качество который зачастую сомнительны. «Разведанных в советское время привлекательных месторождений много и на остальной территории России, – отмечает Михаил Лесков. – Однако рентабельность любого проекта всегда определяется на конкретную дату с учетом текущей стоимости производимого золота, а также требующихся для такого производства затрат топлива, оплаты труда и так далее. А эти месторождения разведаны под экономику СССР и под старые технологии. Новые технологии, безусловно, дают новые возможности, однако за прошедшее время и структура затрат радикально изменилась. Так что рентабельность давно разведанных месторождений нужно как минимум переоценить». Но общий вывод, по мнению г-на Лескова, заключается в том, что действительно привлекательных для инвестиций объектов в России достаточно много. «Россия очень богата уже найденными и разведанными объектами и ресурсами рудного и россыпного золота. Но у нас много еще совсем нетронутых территорий на севере Западной и Центральной Сибири, Полярном Урале, на Чукотке и в целом ряде других регионов, – говорит гендиректор компании «НБЛзолото». – Поэтому можно сказать, что интерес со стороны инвесторов оправдан, хотя и немного дефокусирован. Многие инвесторы сосредоточены на известных, крупных месторождениях, рентабельность и разведанность которых в сегодняшнем их виде находится под вопросом».

По мнению аналитиков, ожидать выхода на рынок акций новых компаний, работающих в области золотодобычи в России, пока не стоит. «В ближайшие год-два я пока не вижу новых игроков, которые хотели бы выйти на рынок с IPO», – сказал RBC daily аналитик «Альфа-Банка» Максим Матвеев. «В ближайшее время, думаю, будет скорее рост существующих компаний, чем появление новых, так как у этих компаний уже есть перспективные месторождения», – соглашается Эндрю Олуэй. Участники рынка надеются, что с развитием золотодобывающих компаний в отрасль будут приходить крупные инвестиции. По оценкам экспертов, инвестиции в золотодобычу в ближайшие 5-7 лет могут составить от 2-3 до 6-8 млрд долл. в год в зависимости от конъюнктуры мирового рынка золота. Пока сложно сказать, какую долю из этих инвестиций составят иностранные деньги. Однако, по мнению экспертов, после периода консолидации на смену нынешним небольшим и средним игрокам могут прийти крупные транснациональные компании. «Пока в золотодобыче не завершен процесс консолидации – концентрация в этой отрасли довольно низкая, – отмечает Максим Матвеев. – Большое количество золота производится маленькими компаниями. Так, в 2000 году на долю крупных компаний приходилось лишь 35% производства, что гораздо меньше, чем в других отраслях цветной металлургии, где есть всего по одному или по два основных игрока». С российской стороны, полагает он, основными игроками в этом процессе будут «Норильский никель» и «Полиметалл». А через два-три года, по мнению аналитика «Альфа-Банка», возможны крупные сделки по приобретению консолидированных активов западными игроками.

RBC-Daily Антон Попов

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: