Алюминиевая промышленность: есть куда расти
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
29.03.2004
Алюминиевая промышленность: есть куда расти
Пожалуй, нет в России более глобализированной отрасли, чем алюминиевая промышленность. Более того, российского рынка алюминия как такового нет - существующий рынок исключительно мировой. Связано это прежде всего со сложившейся в стране структурой спроса и предложения на "крылатый металл". Если в советские времена практически вся продукция алюминиевой промышленности использовалась внутри страны, то сейчас более 85% выплавляемого в России металла уходит на экспорт.

Точки концентрации
Экономический кризис начала 1990-х коренным образом изменил структуру сбыта всей алюминиевой отрасли. До этого основными потребителями производимого в стране алюминия (порядка 80%) были оборонный комплекс, гражданское авиастроение и машиностроительные предприятия. Именно эти отрасли в результате трансформации национального хозяйства пострадали в наибольшей степени. Если учесть, что еще порядка 8-10% производившегося в стране алюминия использовалось в промышленном строительстве, где объемы также упали почти до нуля, то картина с внутренним спросом будет практически полной.
В этой ситуации единственным выходом для предприятий алюминиевой отрасли стал экспорт. При общем падении объемов производства в России более чем на 50% выпуск алюминия сократился всего лишь на 1,5%. В результате страна стала крупнейшим мировым экспортером алюминия. Если в мировом производстве доля России составляла 13-14%, то в мировом потреблении этот показатель был ниже 3%. Практически все крупнейшие в стране предприятия алюминиевой промышленности перешли на толлинговую, или "давальческую", схему работы. Несмотря на то что внутренние цены на алюминий в России были значительно ниже мировых, для многих заводов это был единственный способ остаться на плаву в условиях катастрофической нехватки оборотных средств.
Поначалу рентабельность этой схемы была весьма велика, принося толлингерам сотни процентов прибыли. Кое-что доставалось и непосредственно предприятиям. Причем пропорция распределения во многом зависела от размера участвующего в схеме алюминиевого завода: чем крупнее завод, тем более выгодные для себя условия он мог выторговать у партнера. А небольшие предприятия оказались в полной зависимости от "давальцев", которые оставляли им крохи, лишь бы те не останавливали производство.
Однако в дальнейшем ситуация начала меняться. Ухудшение мировой конъюнктуры, укрепление рубля, рост цен на основные составляющие себестоимости производства алюминия постепенно снижали рентабельность толлинговой схемы. Если в начале 90-х годов на российских алюминиевых производствах по мировым меркам были очень низкие производственные затраты, прежде всего за счет низкой цены на энергоносители, то к середине 1995 года затраты резко возросли.

Разница между производственными затратами российских алюминиевых заводов и ценой на мировом рынке снизилась до 300-330 долларов на тонну. К началу 1996 года уже все российские заводы производили самый дорогой в мире алюминий. Более того, средний уровень российских издержек, составлявший 1728 долларов на тонну (правда, ряд аналитиков считает, что эта цифра не совсем отражает действительность), превысил биржевую цену алюминия, составлявшую на тот момент 1675 долларов за тонну.
Естественно, что в условиях, когда общий пирог становился все меньше, резко обострились отношения внутри партнерского пула: предприятие - "давалец". Казалось бы, толлингеры имели серьезные рычаги давления на производителей, тем более что к этому моменту в ряде случаев они контролировали внушительные доли капитала алюминиевых заводов. Однако выяснилось, что за время существования толлинговых схем крупнейшие предприятия, такие как Красноярский, Братский, Иркутский и Саянский алюминиевые заводы, на долю которых приходилось почти три четверти общероссийского производства, сумели набрать силу.
В результате ряд трейдеров были вытеснены из сбытовых цепочек алюминиевых предприятий, а контроль над толлинговыми схемами в основном перешел к менеджменту предприятий. Более того, акционеры крупнейших алюминиевых предприятий, накопившие определенный финансовый жирок, сумели консолидировать в своих руках практически всю алюминиевую отрасль страны. На данный момент вся отечественная алюминиевая промышленность контролируется двумя корпорациями - " Русский алюминий" и " СУАЛ-Холдинг". На долю первой приходится порядка 74-75% объемов производства первичного алюминия, на долю второй - около 24-25%.

Всему приходит конец
Как известно, алюминиевое производство - одно из самых энергоемких: для получения тонны металла расходуется 13-14 МВт.ч электроэнергии, доля которой в себестоимости алюминия составляет от 20 до 35%. Поэтому основным фактором, определяющим выбор мест размещения предприятий алюминиевой промышленности, является, наряду с привязкой к районам потребления металла, наличие источников дешевой электроэнергии. Например, в США основные мощности производства первичного алюминия сосредоточены на северо-западе Тихоокеанского побережья, поскольку ориентированы на использование относительно дешевой гидроэнергии Бонневильского энергетического управления.
Фактор дешевой гидроэлектроэнергии определил и места сосредоточения отечественной алюминиевой промышленности, использующей энергетический потенциал сибирских рек. Однако в отличие от США, где алюминиевые производства размещены недалеко от побережья и, соответственно, имеют относительно невысокие транспортные издержки как по получаемому сырью, так и по доставке продукции потребителям, российские производственные мощности находятся за Уралом.
В настоящее время на территории Российской Федерации работают 11 алюминиевых заводов. Наиболее крупные из них - Братский, Красноярский, Саянский и Иркутский расположены в Восточной Сибири. На долю остальных семи заводов (Новокузнецкий, Богословский, Уральский, Волгоградский, Волховский, Надвоицкий и Кандалакшский) приходится чуть более четверти общего производства российского первичного алюминия.
Когда весь спрос был сосредоточен внутри страны, такое размещение имело экономическую целесообразность, но затем, когда практически весь сбыт был переориентирован на экспорт, транспортная составляющая себестоимости алюминия оказалась критически важной для поддержания конкурентоспособности отрасли. Особенно если учесть, что основная часть объемов выплавляемого в стране алюминия производится из импортируемого сырья.
Российские предприятия из-за географической удаленности от источников сырья и районов потребления теряют на каждой тонне алюминия более 250 долларов, поэтому рост транспортных тарифов оказывается для них особенно болезненным. Грузопоток "Русского алюминия" только на территории России за год составляет более 25 млрд тонно-километров, в то время как у двух других крупнейших мировых производителей алюминия, Alcoa и Alcan, этот показатель почти в 10 раз меньше.
Как было сказано выше, российская алюминиевая промышленность весьма ограничена в возможностях обеспечения отечественным сырьем. Россия обладает незначительными запасами бокситов - около 400 млн тонн, что составляет менее 1% от мировых. В 2000 году в России объем добычи бокситов составил 4950 тыс. тонн. Для сравнения: Австралия добывает в год около 45 млн тонн бокситов, Гвинея - 16,5 млн, Бразилия - 12,5 млн тонн.
Из 6-6,3 млн тонн глинозема, потребляемого отечественной промышленностью в год, Россия собственными силами производит чуть более 2,8 млн тонн. Для нужд алюминиевой промышленности ежегодно закупается за рубежом около 2 млн тонн глинозема и более 4 млн тонн бокситов. Как отмечают специалисты, для компенсации затрат на импорт сырья приходится реализовывать на внешнем рынке около 20% производимого в стране алюминия, что в стоимостном выражении составляет почти 1 млрд долларов. Известно, что цены на глинозем на мировом рынке отличаются довольно большой нестабильностью, что ставит в прямую зависимость доходы отечественных предприятий от колебаний цен на это сырье.
Еще одним слабым местом российских предприятий является преимущественная ориентация на изготовление продукции низких переделов - первичного алюминия в чушках, а не его проката. Если у крупнейших транснациональных компаний объем производства продукции высоких переделов в 2002 году примерно соответствовал выплавке алюминия, то у российских это соотношение составило лишь 1:7.
В условиях критической зависимости отечественной алюминиевой промышленности от мировой конъюнктуры одним из важнейших факторов выживания становится способность производить продукцию более низкой себестоимости, чем у основной массы конкурентов. Между тем российская алюминиевая отрасль в целом не может похвастаться высоким технологическим уровнем. Даже крупнейшие алюминиевые заводы страны, если их оценивать по строгим мировым меркам, имеют ряд морально устаревших производственных мощностей. Что уж говорить о небольших предприятиях.
Пока цены на электроэнергию в России были значительно ниже, чем в большинстве стран, специализирующихся на производстве первичного алюминия, технологическая отсталость не была столь значима. Однако если учесть, что за последние годы цена, по которой предприятия отрасли покупают электроэнергию, вплотную приблизилась к той, что платят зарубежные конкуренты, то фактор технологической отсталости становится одним из определяющих в развитии отечественной алюминиевой промышленности.

В поисках преимущества
В настоящее время цены на алюминий находятся на уровне относительно безопасном с точки зрения экономики производства - колеблются в диапазоне 1560-1650 долларов за тонну. Однако, как указывают специалисты, потенциал алюминиевых мощностей в мире значительно превышает прогнозируемый спрос, особенно если учесть нестабильность экономической ситуации в большинстве стран - основных потребителях алюминия. Единственной страной, которая в течение достаточно длительного времени наращивала объемы потребления этого металла, является Китай. Однако, как прогнозируют специалисты, в ближайшее время эта страна из нетто-импортера превратится в нетто-экспортера. По прогнозам, китайские предприятия к 2005 году увеличат производство алюминия с 4,2 млн до 6 млн тонн в год. Так что перспективы алюминиевого рынка большинство аналитиков характеризуют как "рынок со слишком маленьким спросом и слишком большим предложением".
Специалисты считают: чтобы сохранить и закрепить свое положение на мировом рынке, российской алюминиевой промышленности необходимо измениться. Причем основные направления этих изменений как раз связаны с преодолением тех "узких мест", о которых мы говорили выше. Эксперты группы "Русский алюминий" одним из основных факторов, сдерживающих развитие отечественной алюминиевой промышленности, считают использование устаревших, не соответствующих экологическим нормам технологий и значительный износ производственных фондов. Вследствие этого наблюдается значительное отставание российской алюминиевой отрасли по ряду технико-экономических показателей от развитых стран (удельные затраты на электроэнергию на 10-15% выше, производительность труда - в два-три раза ниже).
В последние годы представители российской алюминиевой промышленности много сделали для того, чтобы преодолеть существующее технологическое отставание. На том же "РусАле" осуществляется комплексная модернизация мощностей по производству первичного алюминия. Наиболее масштабные проекты по модернизации подготовлены к реализации на КрАЗе и САЗе. Планируется, что проект модернизации на САЗе будет завершен в 2006 году, а на КрАЗе - в 2007 году. Общий объем производства на КрАЗе и САЗе увеличится более чем на 100 тыс. тонн (КрАЗ - на 9%, САЗ - на 5,5%). Кроме того, сейчас идет речь о возможном строительстве новых алюминиевых заводов. По словам представителей компании, в марте "РусАл" приступит к строительству второй очереди САЗа. Также компания планирует строительство завода в Восточной Сибири - с производственной мощностью первой очереди 300 тыс. тонн в год.
На Уральском алюминиевом заводе, входящем в состав Группы СУАЛ, в конце 2003 года завершился второй этап модернизации электролизного производства стоимостью более 40 млн долларов. В результате общий годовой объем производства алюминия на этом заводе увеличится в среднем на 35 тыс. тонн. Значительные средства группа вкладывает в модернизацию и других своих предприятий. В частности, затраты на техническое перевооружение Надвоицкого алюминиевого завода в 2001-2003 годах составили 190,5 млн рублей. На этом заводе продолжаются работы по реконструкции и переводу линий электролиза на обожженные аноды - наиболее современную и экологически безопасную технологию производства алюминия.
Недавно первый вице-президент ОАО "СУАЛ-Холдинг" Владимир Скорняков представил правительству Мурманской области проект строительства КАЗ-СУАЛ-2, ориентировочно мощностью около 230 тыс. тонн первичного алюминия и сплавов в год. По словам Владимира Скорнякова, "расширение электролизного производства группы в Мурманской области лежит в русле стратегии СУАЛа по наращиванию производственных мощностей. При строительстве завода будут применяться электролизеры на обожженных анодах, современные системы газоочистки, передовые мировые технологии в области производства алюминия".
В минувшем году СУАЛ существенно продвинулся в реализации проекта "Коми Алюминий", предусматривающего создание боксито-глиноземно-алюминиевого комплекса на базе Средне-Тиманского месторождения, где уже сейчас добывается порядка 1 млн тонн бокситов в год. В 2008 году там планируется запустить глиноземный завод мощностью 1,4 млн тонн и алюминиевый завод мощностью 300-500 тыс. тонн, а также расширить к тому времени добычу бокситов до 6,5 млн тонн. Таким образом СУАЛ пытается решить еще одну извечную проблему российской алюминиевой промышленности - слабую обеспеченность собственным сырьем.
В отличие от СУАЛа, группа "РусАл" проблему своей сырьевой безопасности в основном решает за счет покупки (с последующей модернизацией) бокситовых рудников и глиноземных производств за рубежом. В дополнение к контролируемым группой Ачинскому и Николаевскому (Украина) глиноземным комбинатам (АГК и НГК) "РусАл" приобрел завод Friguia в Гвинее. Кроме того, буквально на днях в прессе прошла информация, что "РусАл" принимает участие в аукционе по продаже 65% акций ямайского производителя боксита и глинозема Alpat у обанкротившейся Kaiser Aluminium Group. В планах компании также значится завершение модернизации НГЗ, что позволит увеличить производство глинозема на этом заводе до 1,5 млн тонн. За счет модернизации производства на АГК, начатой в 2000 году, "РусАл" планирует расширить его мощности до 1,3 млн тонн. По проекту двукратного расширения мощностей и модернизации завода в Friguia компания приступила к разработке ТЭО. Ориентировочная стоимость проекта - 350 млн долларов.
Отчетливо проявляется и намерение российских производителей переходить на более высокие переделы алюминия. "Русский алюминий" к 2009 году планирует довести долю продукции с высокой добавленной стоимостью до 50% от общего объема производства, аналогичные планы имеет и "СУАЛ-Холдинг". Самым крупным инвестиционным проектом " РусАла", реализованным в 2003 году, стало строительство завода " РОСТАР-Всеволожск" по производству алюминиевых банок для напитков. Проектная мощность предприятия - 1700 млн банок емкостью 0,5 л в год. Совокупный объем инвестиций в новое производство составляет 100 млн долларов. В настоящий момент пущена первая линия, годовая производительность которой 850 млн банок.
Очередной этап инвестиционной программы, отвечающей стратегии компании по наращиванию объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью, реализован в прошедшем году на входящем в Группу СУАЛ ОАО " Иркутсккабель", где приступили к производству силового кабеля нового поколения. Объем инвестиций превысил 7 млн долларов. Завод "Демидовский", также входящий в группу, первым в России получил лицензию концерна DuPont на производство посуды с антипригарным покрытием Teflon(r) Platinum. Как отмечает Владимир Скорняков, в компании ожидают, что это будет способствовать реализации стратегической цели завода - созданию на российском рынке посудного брэнда, способного конкурировать с зарубежными торговыми марками.

Новые возможности
Цели, которые ставят перед собой российские металлурги, весьма амбициозны. И "РусАл", и СУАЛ заявляют о намерении в ближайшие годы значительно увеличить объемы производства. В частности, руководство "РусАла" обещает в ближайшие 10 лет удвоить объем производства первичного алюминия. В условиях, когда мировые рынки испытывают скорее избыток алюминия, чем его недостаток, сделать это будет весьма непросто.
По-настоящему реальный шанс выполнить эту задачу дает лишь внутренний рынок. В последние годы потребление алюминия в России растет, в том числе благодаря усилиям самих металлургов, развивающих мощности последующих переделов. Тем не менее пока готовой алюминиевой продукции в стране производится явно недостаточно. В отличие от развитых стран, где на душу населения потребляется более 30 кг алюминия в год, в России этот показатель едва превышает 4,5 кг. Так что отечественной алюминиевой промышленности будет куда расти.
Андрей Скворцов "Эксперт"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: