Лучшие в Европе: BHP billliton
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
28.06.2005
Лучшие в Европе: BHP billliton
На волне товарного спроса в Китае на верхние строчки рейтингов взлетели компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых и грузоперевозками. Самая же многочисленная группа передовиков — фирмы из отличающейся гибкой экономической системой Великобритании

Компания BHP Billiton — фаворит фондового рынка. За последние четыре года эта крупнейшая на планете горнодобывающая компания вложила в увеличение добычи самых разнообразных полезных ископаемых — от меди до железной руды — около $8 млрд. А цены на сырье в то же время резко подскочили. Кроме того, есть еще и так называемый эффект Китая: китайские производители испытывают неутолимый сырьевой голод и в результате с 2002 года объем поставок BHP в Китай вырос почти в 10 раз. В этом году объем продаж в Китай составит $3,3 млрд., почти 12% всей выручки BHP. А прибыль? И прибыль не отстает: темпы ее прироста заставляют вспомнить показатели Microsoft Corp. в ее лучшие дни: в прошлом году при росте оборота на 47% прибыль выросла на 78%.

Результаты BHP Billiton растут, как мышцы принимающего стероиды спортсмена, благодаря чему в третьем ежегодном рейтинге самых эффективных публичных компаний Европы, по версии BusinessWeek, она заняла первое место. (Да, базируется ВНР в Мельбурне, но компания входит в основной листинг Лондонской фондовой биржи, что дает нам право включить ее в наш рейтинг европейских компаний.) Всего два года назад BHP занимала в рейтинге BW 12-е место. А вы-то думали, что железная руда — это скучный бизнес.



Пробьется ли австралийское чудо на вершину и в следующем году? Топ-менеджеры ВНР заявляют о своей готовности к прогнозируемому снижению темпов роста экономики Китая, что представляет главную угрозу росту прибылей BHP. Как говорят в BHP, спрос со стороны китайского рынка велик, но ключевой роли в бизнесе BHP не играет. «Опасно, если вы делаете инвестиции, рассчитывая на долгосрочный рост цен, — говорит гендиректор BHP Чарльз (Чип) Гудиер (Charles (Chip) Goodyear). — Мы же строим бизнес, исходя из 10-летней перспективы». Взять, к примеру, алюминиевый завод Mozal в Мозамбике стоимостью $1,3 млрд. В 1998 году BHP приобрела 47% акций этого предприятия, за что подверглась немилосердной критике, поскольку в тот момент товарные цены падали. Но выяснилось, что ход-то был сделан выигрышный. Два года спустя BHP вложила в расширение завода еще $700 млн., благодаря чему сегодня, когда рынок находится на подъеме, оказалась в благоприятном положении.

Такой хорошо просчитанный подход отличает BHP от многих конкурентов. Но не может гарантировать сохранения лидерства. При составлении рейтинга BusinessWeek опирался на данные о приросте доходов и другие показатели 350 компаний Европы, входящих в индекс Standard & Poor’s Europe 350 Index. (S&P, как и BusinessWeek, является подразделением The McGraw-Hill Companies.) Анализ охватывает деятельность компаний за один и три года, предпочтение отдается тем, чьи высокие показатели стабильны.

Но даже и при этом рейтинг показывает, сколь непостоянна удача в бизнесе. Например, всего два года назад лидировал в рейтинге британский банк HBOS, а доминирующие позиции в первой четверти рейтинга занимали компании из сектора финансов, коммунальных услуг и потребительских товаров. В этом году, благодаря товарному спросу в Китае и его воздействию на все сектора, от цен на нефть до транспортных услуг, группа лидеров обновилась. Так, в нее вошли два британских горнодобывающих концерна — Rio Tinto (22-е место) и Anglo American (36-е место). Поставки в Китай принесли прибыль и гиганту перевозок A.P. Moller-Maersk (4-е место). Из-за высоких цен на нефть и газ в верхнюю часть рейтинга также вознеслись норвежская Statoil (2-е место), нидерландская Royal Dutch Petroleum (13-е место) и французская Total (20-е место). Но на стоимость их акций уже сейчас отрицательно влияют опасения возможного спада товарного спроса. Акции той же ВНР за последние несколько месяцев подешевели на 10%. Если же вслед за акциями последуют и прибыли ВНР, то лавры лидера в следующем году достанутся другой компании.

Впрочем, уже сам факт включения в наш рейтинг говорит о том, что компания знает верный способ достичь успеха, даже несмотря на то, что экономика Европы в общем и целом от него далека. Как это у них получается? За счет концентрации усилий на развитии продаж и получении прибыли в других регионах мира. В той же ВНР, по данным парижской исследовательской фирмы EuroStockCity, на Европу приходится только 37% продаж. 43% оборота дает Азия, а остальное — Северная Америка, Африка и весь прочий мир. «Чтобы получать большие прибыли, высокие темпы экономического роста в Европе вовсе не обязательны», — отмечает Патрик Шовитц (Patrik Schowitz), стратег по европейским ценным бумагам в HSBC в Лондоне.

Профиль

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: