Инвестиционная стратегия ВМЗ не оставит шансов конкурентам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.07.2005
Инвестиционная стратегия ВМЗ не оставит шансов конкурентам
Конечно, выксунцам в определенной степени повезло. Их основная продукция - сварные трубы и колесные пары для железной дороги - сегодня обречена найти свое место на российском рынке сбыта.

Труба - дело

Хотим мы сегодня того или нет, государственная казна пополняется в основном за счет продажи нефти и газа. Нефтяные и газовые компании полны желания "запустить" свои новые проекты, связанные с освоением еще не разработанных месторождений, находящихся на российских окраинах и, как правило, в труднодоступных районах.

Однако сегодня темпы развития науки и техники настолько стремительны, что, устранившись от решения задач совершенствования технологий, потеряв год-два, лидеры рискуют оказаться в арьергарде цивилизованного рынка. В общем, как говорил В.И.Ленин, "промедление смерти подобно".

- Если мы хотим остаться на передовых позициях в этой отрасли, то должны на шаг или хотя бы на половину шага опережать время, - убежден вице-президент ЗАО "Объединенная металлургическая компания", исполнительный директор ОАО "Выксунский металлургический завод" Александр Исайкин. - Должны наращивать свои, производственные мощности, осваивать новые технологии.

Сегодня на предприятии реализуется более двух десятков крупных инвестиционных проектов. Среди них - пуск в эксплуатацию участка отделки и участка антикоррозионного покрытия труб среднего диаметра, освоение выпуска обсадных труб с высоко герметичными соединениями. В них крайне заинтересованы и газовики, и нефтяники. Чем надежнее продукция трубников, тем больше сроки эксплуатации трубопроводов. Тем реже беспокоят они и эксплуатационников, и ремонтников. Тем реже "перекрываются" те трубы, которые почти в прямом смысле этого слова несут в страну золото и валюту. А это уже государственные интересы.

В 2003 году общий объем инвестиций на ВМЗ составил 65 миллионов долларов, в 2004-м этот показатель вырос до 172 миллионов. Примерно столько же планируется инвестировать и в 2005 году.

В этом году уже вступили в строй действующих участок локальной термообработки в третьем тру-боэлектросварочном цехе, участок фосфатирования - в пятом, участок по производству профильных труб в ТЭСЦ - 2. Это позволило Выксунскому металлургическому заводу расширить сортамент водо-, газо- и нефтепроводных, а также обсадочных труб с улучшенными качественными и прочностными характеристиками.

В апреле введена в эксплуатацию новая линия по производству прямошовных труб. Она по-своему уникальна. Этот проект реализован в рекордно короткий срок - два года. Строительство новой линии шло без остановки действующего производства. В ней нашли применение самые новейшие технологии, способные обеспечить производство сортаментного ряда больших диаметров - от 508 до 1420 миллиметров с толщиной стенки до 48 миллиметров с наружным и внутренним антикоррозионным покрытием.

В марте ОМК подписала контракт с итальянской фирмой "Danie-li" на поставку оборудования для нового литейно-прокатного комплекса. В апреле заключен договор генерального подряда на его сооружение в поселке Мотмос с турецкой фирмой "Гама Эндюстри". Комплекс будет поставлять горячекатаный стальной плоский прокат в рулонах для производства труб диаметром 21 - 530 миллиметров. Он решит вопрос качества, так как рассчитан на выпуск рулонного проката с учетом всех требований ВМЗ.

Сегодня на заводе уже начата работа по организации производства двухшовных труб, реконструкция формовочносварочного и калибровочного станов в третьем трубоэлектросварочном цехе, реконструкция складского и транспортного хозяйства. Планируются строительство нового комплекса для выпуска труб с наружным антикоррозионным покрытием, организация производств гнутых отводов для труб большого диаметра и горячеоцинкованных водогазопроводных труб.

- Мы должны уверенно "отрабатывать" существующий и перспективный рынки. А его требования как по номенклатуре, так и по качеству непрерывно возрастают. Поэтому необходимо тщательно просчитывать наши возможности в соответствии с нуждами потребителей, - считает Александр Исайкин. - Если "Транснефть" ищет под новый проект оптимальный вариант для прокладки завтра трехтысячекило-метрового трубопровода, то мы должны спланировать свои мощности сегодня так, чтобы обеспечить этот заказ и объемом, и качеством. Если "Газпром" планирует строительство или реконструкцию своих магистралей трубами диаметра 1220 - 1420 миллиметров, то он должен быть уверен, что Выкса его не подведет. Добавьте ко всему этому, что рынок углеводородного сырья крайне сжат по своим возможностям, а потому расположен к ценовому "беспределу". Но такие условия в России существуют для всех. И для нас в том числе. И для всех обеспеченность заказами - вопрос существования.

Эффект колеса

В России самая большая протяженность железных дорог. Это факт. Но не факт, к сожалению, что они самые лучшие. Хотя мы и очень хотим этого. И даже что-то для этого делаем. Например, в Выксе.

ОАО "Выксунский металлургический завод" является крупнейшим производителем цельнокатаных железнодорожных колес. Его доля на российском рынке - более половины. В 2003 году ВМЗ обязался за семь лет, то есть до 2010 года, поставить ОАО "Российские железные дороги пять миллионов железнодорожных колес па сумму 1,2 миллиарда долларов. Договор предусматривает также поэтапный переход па выпуск нового сверхпрочного колеса с двойным ресурсом по сроку службы и межремонтным периодом. Такое колесо должно пройти без ремонта более одного миллиона (!) километров.

Основными игроками па "колесном" рынке в России считаются Выкса и Нижний Тагил. Но...

- Мы идем на шаг-два впереди основных конкурентов, - говорит исполнительный директор ВМЗ. - Наше колесо качественнее, потому что наша сталь лучше. Наше "твердое" колесо обладает ресурсом вдвое больше нижнетагильского. Хотя и по цене дороже. Но не на столько, чтобы потребители предпочли колесо наших коллег с Урала. Кроме того, проходит обкатку колесо нового поколения - оригинальная разработка Выксунского металлургического. С ним и связаны надежды наших колесопрокатчиков. А то, что на берегах Оки знают толк в колесе, можно судить по тому факту, что завод стал эксклюзивным поставщиком локомотивных колес для фирмы "Дженерал электрик". Такой контракт на пустом месте не заключается.

Там, за горизонтом?

Главный акцент сегодня на Выксунском металлургическом заводе, как и на всех предприятиях Объединенной металлургической компании, решили делать не на расширении бизнеса, а на повышении его эффективности. И все задуманные и уже осуществленные инвестиционные проекты не суть случайность, а формирование продуманной системы предприятий, способных эффективно работать на производство конкурентоспособной продукции на высоте той качественной планки и тех объемов, которые диктуют потребители. Стоит задача максимально использовать уже имеющийся потенциал, обеспечив выпуск полной продуктовой линейки по всем видам продукции. Многие надежды в ОМК связывают с пуском на "Гу-бахинском коксе" еще одной коксовой батареи. Тогда мощность там вырастет вдвое. Это будет одно из крупнейших коксохимических предприятий в России. Реализуется программа реконструкции на Чусовском металлургическом заводе. В ОМК идет планомерный процесс создания вертикально интегрированной структуры, включающей в себя предприятия, оснащенные самым современным оборудованием и уникальными технологиями.

Справка

В мае 2005 года ВМЗ выпустил 73 тысячи тонн труб различного диаметра, что примерно соответствует показателям прошлого года. Программа первых пяти месяцев - 368,6 тысячи тонн труб различного сортамента - выполнена.

В мае нынешнего года колесопрокатный цех произвел 70,9 тысячи железнодорожных колес, на 5,3 процента увеличив выпуск продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые пять месяцев производство колес составило 312,5 тысячи.

Мнение

Валерий Голубев, член правления ОАО "Газпром", генеральный директор ООО "Газкомплектимпекс":

- Мы начинаем проекты по освоению Ямало-Ненецкого национального округа и шельфов Баренцева моря. Планируем строить Северно-Европейский газопровод от Ленинградской области до Германии и Англии. Для осуществления этих задумок нам нужны самые разные трубы - с толщиной стенки от 18 до 60 миллиметров. Качество выксунской продукции отвечает мировым стандартам. На сегодня в России у ВМЗ нет конкурентов. Здесь делают и внешнюю, и внутреннюю изоляцию трубы. Среди российских производителей это новое явление.


Николай Кожин
АБМ (Н.Новгород)

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: